ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

Барабанова А.В.

магистрантка 1 курса кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Живов В.Л.

 к.п.н. профессор кафедры музыкального искусства

 института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, г. Москва

 

Аннотация: Статья посвящена истории одного из самых популярных видов вокального жанра – вокально-хорового. Помимо интересных хронологических моментов в ней раскрывается эволюция взглядов на вокально-хоровой жанр и принципов певческого воспитания и обучения.

Ключевые слова: вокальное искусство, хоровое пение, принципы певческого воспитания, принципы обучения детей.

 

Вокальное искусство это один из самых популярных, демократичных и доступных видов музыкального исполнительства и состоит из двух направлений – коллективное (хоровое) и сольное. Из них хоровое пение – наиболее древнее, поскольку существовало ещё в первобытных общинах и варварских племенах. В поиске средств самовыражения первобытный человек научился объединять звук и движение (возгласы, более или менее протяжные крики, удары, шумы). Это было уже примитивной певческой практикой, в которой вместе со звуками употреблялись отдельные слоги и слова, а также использовались такие выразительные средства, как ритм, темп, тембр, динамика. Вначале пение было лишь одним из средств общения между людьми в быту и сопутствовало трудовым процессам. Затем постепенно его общественные функции расширились: оно стало важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен: трудовые, бытовые, военные, любовные, игровые; обогащались выразительные средства [3, с.4-5].

Профессиональное хоровое пение сложилось на значительно более поздней ступени общественного развития. Есть сведения, что в Древней Руси в христианских и языческих храмах хоры существовали уже в X веке. Основной сферой их деятельности было участие в церковном богослужении и художественном оформлении дворцовых празднеств.

Литургию в православных храмах исполнял хор певчих, состоящий из мужчин и мальчиков. Как упоминается в летописи, на Руси первые певческие школы были созданы греческими священнослужителями и детей начинали обучать пению рано. В них учились книжному письму и церковному псалтырному пению. Уровень музыкального обучения в этих школах был очень высоким, поэтому в них обучались одарённые дети, которых впоследствии привлекали в профессиональную певческую деятельность. Среди выпускников этих школ прославились братья Роговы, Иван Нос, Стефан Голыш, Фёдор Христианин [4, с.12].

Постепенно меняется отношение к хоровому пению. Хотя оно, как и прежде, рассматривается в качестве средства постижения божественных откровений, но в нем все в большей степени начинает осознаваться его эстетическое воздействие. В памятнике XVI века «Степенной книге» (1563 г.) церковное пение называется ангелоподобным, сладкоголосным. При исполнении песнопений традиционно предпочиталось светлое и нежное звучание голосов, а не крикливое и грубое. Известно, что певцы хорошо владели дикцией, певческим дыханием, развивали слух и память, учились правильно интонировать [5, с.76].

В 1551 году для упорядочения в государственном масштабе различных сторон церковной жизни в Москве был созван Стоглавый собор. Большое внимание собор уделил искусству – церковному пению и иконописи. «Стоглав» предписывал духовенству всех городов Московского государства организовывать школы для обучения детей основам певческого дела и грамоте. Постановления собора регламентировали круг песнопений и нормы их исполнения. Именно с этого момента на Руси было узаконено многоголосное пение, состав хоров (исключительно мужской) и манера пения («тихогласное», но всеми слышимое) без сопровождения. Именно певческий диапазон мужских голосов учитывался при написании партитур, а мальчики пели на октаву выше. Партии голосов ограничивались интервалом квинты, сексты, что позволяло петь без напряжения [2, с.56-59].

В XVII веке в России появляется стиль «концертного пения», где вокальное исполнение произведений требовало большего мастерства: подвижность голосов, обширный диапазон, доходивший до третьей октавы. Учитывая это, дети вынуждены были принимать участие в исполнении сложных взрослых сочинений различного содержания. А набирались лучшие голоса по всей России из крепостных детей.

В начале XVII века появляется Киево-Могилянская академия – учебное заведение, в котором готовили учителей музыки. Из академии вышел С. Полоцкий, создавший свою систему обучения, в которой большое внимание уделял эстетическому воспитанию; замечательный музыкант, педагог Н. Дилецкий, который первым ввел нотную систему обучения, приближающуюся к современной, и изложил на русском языке правила певческого обучения детей. Его требования понимания содержания песни, выразительного ее исполнения, заинтересованности детей актуальны и в настоящее время, также как и мысль о тесной взаимосвязи певческой и речевой функциях голосового аппарата, о ровности звука и плавности дыхания, о необходимости высокого и звонкого звучания детского голоса [4, с.16].

Вначале XVIII века итальянская вокальная музыка проникает в Россию, исполняются с успехом оперы, например, «Цефал и Проклис», где малолетние певчие демонстрируют технику и беглость, солидную подготовку и высокие способности. В связи с оперными спектаклями, появилась проблема набора вокально-одарённых детей в школы.

В 1873 году по приказу Анны Иоановны в Глухове Черниговской области открывается специальная детская певческая школа. По рассказам современников, детские голоса в ней отличались звонкостью и особой нежностью. Здесь обучались лучшие голоса детей со всей Украины, а солисты Глуховской школы с великолепными голосами, такие как, Гаврила Головня, Марк Полоцкий, Максим Березовский, Григорий Сковорода имели огромную славу. Также в развитии русской оперы важную роль сыграла специальная певческая школа при Дворе. В ней готовили певчих для Придворной певческой капеллы [6, с.13]. Постепенно складывались основы вокального воспитания, формулировались требования щадящего режима голосообразования – фальцетное исполнение. Но зачастую эти нормы нарушались. Колоратурные и гаммаобразные пассажи, высокая тесситура, многочисленные скачки на широкие интервалы, каждый день занятия в Придворной певческой капелле и выступления в частных хорах, с более беспощадной эксплуатацией детских голосов приводила к порче голосового аппарата детей.

До XIX века в России, по высказываниям современников, лучшим считался эмпирический метод (подражание учителю), а в певческих школах преобладала переводная методическая литература.

Лишь в XIX веке сложилась Русская вокальная школа. Её становление связано с работами замечательных русских композиторов М.И. Глинки («Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса») и А.Е. Варламова («Полная школа пения»). Михаил Иванович использовал «метод пружины» («концентрический» метод) при обучении детей. Суть этого метода в окреплении сначала средних звуков общего диапазона голоса, а затем в постепенном прибавлении к этому участку по одной ноте сверху и снизу [5, с.78]. При этом он рекомендовал настраивать голос на легкое микстовое звучание, близкое к фальцетному. М. И. Глинка считал, что наилучшее развитие детского голоса формируется при создании нежного, звонкого и серебристого звучания, при свободном голосообразовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону.

А. Е. Варламов, как и М. И. Глинка, строил вокальное обучение от примарных тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилий. В работе над диапазоном он советовал не увлекаться преждевременным его расширением. Он придавал особое значение первостепенной роли слуха, пению в удобной тесситуре, четкости артикуляции, напевности, недопустимости форсировки звука. Варламов учитывал вокальное воспитание детей, потому что работал учителем в Придворной певческой капелле и лично наблюдал за вокальным развитием детских голосов. Он решительно высказывался за обучение пению с детства, подчеркивая необходимость бережного отношения к детскому голосу.

В 1862 году М.И. Балакирев и Г.Я. Ломакин открыли бесплатную музыкальную школу, которая сыграла большую роль в общем музыкальном воспитании детей и детского голоса в отдельности. Музыканты рекомендовали поддерживать положительные эмоции учеников на занятии, так как чистота интонации, по их мнению, зависит от эмоционального состояния поющего; также следует упражняться, начиная с головного регистра, не «перебирать» дыхание; легким звуком, добиваясь его ровности [1, с.57].

В начале XX века А. Касторский (1900), а затем и А. Пузыревский (1903) в своих работах делают акцент на формировании легкого головного звучания в средней части диапазона («ми» - «соль» первой октавы) при умеренной силе голоса [6, с.48]. Следовательно, речь идёт о формировании фальцетного звучания голоса у детей.

Именно духовное песнопение определяло основные принципы воспитания детского голоса: легкое ровное звучание в удобной средней тесситуре, неприемлемость крикливого и форсированного исполнения, что создавало условия для исполнения, близкому к фальцетному звучанию. До сих пор эти принципы хорового пения являются базовыми.

Список литературы:

1.  Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров - В 3 ч.-М.,Изд. «Музгиз», 1956. –Ч.I.-220 с.

2.  Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. / Л.В. Живов. М., Изд. «Владос», 2003.- 272с. 

3.  Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения / В.И.Краснощеков. М., Изд. «Музыка», 1969.- 299 с.

4.  Ильин, В.Очерки истории русской хоровой культуры / В.Ильин М., Изд. : «Советский композитор», 1985. – 227 с.

5.   Никольско-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXIвека / К.Ф. Никольско-Береговская - М.:Изд. «ВЛАДОС», 2003.- 304 с.

6.   Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова - М., Изд. : «Прометей», 1992.-270 с.

Сведения об авторе:

Барабанова Алеся Владимировна – студентка I-го курса магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: alesya-08.05.2012@mail.ru; контактный телефон: 89031668458.