ИЗ ИСТОРИИ ХОРОВОГО
ПЕНИЯ
Барабанова А.В.
магистрантка
1 курса кафедры музыкального искусства
института
культуры и искусств
ГАОУ
ВО «Московский городской педагогический университет»
Живов В.Л.
к.п.н. профессор кафедры музыкального
искусства
института культуры и искусств ГАОУ ВО
«Московский городской педагогический университет», Россия, г. Москва
Аннотация: Статья
посвящена истории одного из самых популярных видов вокального жанра –
вокально-хорового. Помимо интересных хронологических моментов в ней раскрывается
эволюция взглядов на вокально-хоровой жанр и принципов певческого воспитания и обучения.
Ключевые слова:
вокальное искусство, хоровое пение, принципы певческого воспитания, принципы обучения
детей.
Вокальное
искусство это один из самых популярных, демократичных и доступных видов
музыкального исполнительства и состоит из двух направлений – коллективное
(хоровое) и сольное. Из них хоровое пение – наиболее древнее, поскольку
существовало ещё в первобытных общинах и варварских племенах. В поиске средств
самовыражения первобытный человек научился объединять звук и движение
(возгласы, более или менее протяжные крики, удары, шумы). Это было уже
примитивной певческой практикой, в которой вместе со звуками употреблялись
отдельные слоги и слова, а также использовались такие выразительные средства, как
ритм, темп, тембр, динамика. Вначале пение было лишь одним из средств общения
между людьми в быту и сопутствовало трудовым процессам. Затем постепенно его
общественные функции расширились: оно стало важным элементом народных игр,
плясок, обрядов. Возникали жанровые разновидности песен: трудовые, бытовые,
военные, любовные, игровые; обогащались выразительные средства [3, с.4-5].
Профессиональное
хоровое пение сложилось на значительно более поздней ступени общественного
развития. Есть сведения, что в Древней Руси в христианских и языческих храмах
хоры существовали уже в X
веке. Основной сферой их деятельности было участие в церковном богослужении и
художественном оформлении дворцовых празднеств.
Литургию в православных храмах исполнял
хор певчих, состоящий из мужчин и мальчиков. Как упоминается в летописи, на
Руси первые певческие школы были созданы греческими священнослужителями и детей
начинали обучать пению рано. В них учились книжному письму и церковному псалтырному
пению. Уровень музыкального обучения в этих школах был очень высоким, поэтому в
них обучались одарённые дети, которых впоследствии привлекали в
профессиональную певческую деятельность. Среди выпускников этих школ прославились
братья Роговы, Иван Нос, Стефан Голыш, Фёдор Христианин [4, с.12].
Постепенно меняется отношение к хоровому
пению. Хотя оно, как и прежде, рассматривается в качестве средства постижения
божественных откровений, но в нем все в большей степени начинает осознаваться
его эстетическое воздействие. В памятнике XVI века «Степенной книге» (1563 г.)
церковное пение называется ангелоподобным, сладкоголосным. При исполнении
песнопений традиционно предпочиталось светлое и нежное звучание голосов, а не крикливое
и грубое. Известно, что певцы хорошо владели дикцией, певческим дыханием,
развивали слух и память, учились правильно интонировать [5, с.76].
В 1551 году для
упорядочения в государственном масштабе различных сторон церковной жизни в
Москве был созван Стоглавый собор. Большое внимание собор уделил искусству –
церковному пению и иконописи. «Стоглав» предписывал духовенству всех городов
Московского государства организовывать школы для обучения детей основам
певческого дела и грамоте. Постановления собора регламентировали круг песнопений
и нормы их исполнения. Именно с этого момента на Руси было узаконено многоголосное пение, состав хоров (исключительно
мужской) и манера пения («тихогласное», но всеми слышимое) без сопровождения. Именно
певческий диапазон мужских голосов учитывался при написании партитур, а
мальчики пели на октаву выше. Партии голосов ограничивались интервалом квинты,
сексты, что позволяло петь без напряжения [2, с.56-59].
В XVII веке в России появляется стиль
«концертного пения», где вокальное исполнение произведений требовало большего
мастерства: подвижность голосов, обширный диапазон, доходивший до третьей
октавы. Учитывая это, дети вынуждены были принимать участие в исполнении
сложных взрослых сочинений различного содержания. А набирались лучшие голоса по
всей России из крепостных детей.
В начале XVII века появляется Киево-Могилянская
академия – учебное заведение, в котором готовили учителей музыки. Из академии
вышел С. Полоцкий, создавший свою систему обучения, в которой большое внимание
уделял эстетическому воспитанию; замечательный музыкант, педагог Н. Дилецкий,
который первым ввел нотную систему обучения, приближающуюся к современной, и
изложил на русском языке правила певческого обучения детей. Его требования
понимания содержания песни, выразительного ее исполнения, заинтересованности
детей актуальны и в настоящее время, также как и мысль о тесной взаимосвязи
певческой и речевой функциях голосового аппарата, о ровности звука и плавности
дыхания, о необходимости высокого и звонкого звучания детского голоса [4,
с.16].
Вначале XVIII века итальянская вокальная
музыка проникает в Россию, исполняются с успехом оперы, например, «Цефал и
Проклис», где малолетние певчие демонстрируют технику и беглость, солидную
подготовку и высокие способности. В связи с оперными спектаклями, появилась
проблема набора вокально-одарённых детей в школы.
В 1873 году по приказу Анны Иоановны в
Глухове Черниговской области открывается специальная детская певческая школа.
По рассказам современников, детские голоса в ней отличались звонкостью и особой
нежностью. Здесь обучались лучшие голоса детей со всей Украины, а солисты
Глуховской школы с великолепными голосами, такие как, Гаврила Головня, Марк
Полоцкий, Максим Березовский, Григорий Сковорода имели огромную славу. Также в
развитии русской оперы важную роль сыграла специальная певческая школа при
Дворе. В ней готовили певчих для Придворной певческой капеллы [6, с.13]. Постепенно
складывались основы вокального воспитания, формулировались требования щадящего
режима голосообразования – фальцетное исполнение. Но зачастую эти нормы
нарушались. Колоратурные и гаммаобразные пассажи, высокая тесситура,
многочисленные скачки на широкие интервалы, каждый день занятия в Придворной
певческой капелле и выступления в частных хорах, с более беспощадной
эксплуатацией детских голосов приводила к порче голосового аппарата детей.
До XIX века в России, по высказываниям
современников, лучшим считался эмпирический метод (подражание учителю), а в
певческих школах преобладала переводная методическая литература.
Лишь в XIX веке сложилась Русская вокальная
школа. Её становление связано с работами замечательных русских композиторов
М.И. Глинки («Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса») и
А.Е. Варламова («Полная школа пения»). Михаил Иванович использовал «метод
пружины» («концентрический» метод) при обучении детей. Суть этого метода в окреплении
сначала средних звуков общего диапазона голоса, а затем в постепенном прибавлении
к этому участку по одной ноте сверху и снизу [5, с.78]. При этом он рекомендовал
настраивать голос на легкое микстовое звучание, близкое к фальцетному. М. И.
Глинка считал, что наилучшее развитие детского голоса формируется при создании нежного,
звонкого и серебристого звучания, при свободном голосообразовании, средней силе
голоса, ровного по тембру по всему диапазону.
А. Е. Варламов, как и М. И. Глинка,
строил вокальное обучение от примарных тонов среднего регистра, на звуках, не
требующих усилий. В работе над диапазоном он советовал не увлекаться
преждевременным его расширением. Он придавал особое значение первостепенной
роли слуха, пению в удобной тесситуре, четкости артикуляции, напевности,
недопустимости форсировки звука. Варламов учитывал вокальное воспитание детей, потому
что работал учителем в Придворной певческой капелле и лично наблюдал за
вокальным развитием детских голосов. Он решительно высказывался за обучение
пению с детства, подчеркивая необходимость бережного отношения к детскому
голосу.
В 1862 году М.И. Балакирев и Г.Я.
Ломакин открыли бесплатную музыкальную школу, которая сыграла большую роль в
общем музыкальном воспитании детей и детского голоса в отдельности. Музыканты
рекомендовали поддерживать положительные эмоции учеников на занятии, так как
чистота интонации, по их мнению, зависит от эмоционального состояния поющего;
также следует упражняться, начиная с головного регистра, не «перебирать»
дыхание; легким звуком, добиваясь его ровности [1, с.57].
В начале XX века А. Касторский (1900), а затем
и А. Пузыревский (1903) в своих работах делают акцент на формировании легкого
головного звучания в средней части диапазона («ми» - «соль» первой октавы) при
умеренной силе голоса [6, с.48]. Следовательно, речь идёт о формировании
фальцетного звучания голоса у детей.
Именно духовное песнопение определяло
основные принципы воспитания детского голоса: легкое ровное звучание в удобной
средней тесситуре, неприемлемость крикливого и форсированного исполнения, что
создавало условия для исполнения, близкому к фальцетному звучанию. До сих пор
эти принципы хорового пения являются базовыми.
Список
литературы:
1. Багадуров, В.А. Очерки по истории вокальной педагогики / В.А. Багадуров - В 3 ч.-М.,Изд. «Музгиз», 1956. –Ч.I.-220 с.
2. Живов,
В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. / Л.В. Живов. М.,
Изд. «Владос», 2003.- 272с.
3. Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения /
В.И.Краснощеков. М., Изд. «Музыка», 1969.- 299 с.
4. Ильин, В.Очерки истории русской хоровой культуры
/ В.Ильин М., Изд. : «Советский композитор», 1985. – 227 с.
5. Никольско-Береговская, К. Ф. Русская
вокально-хоровая школа от древности до XXIвека / К.Ф. Никольско-Береговская - М.:Изд. «ВЛАДОС», 2003.- 304 с.
6. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в
процессе обучения пению / Г.П. Стулова - М., Изд. : «Прометей», 1992.-270 с.
Сведения об авторе:
Барабанова Алеся Владимировна – студентка I-го курса
магистратуры кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ
ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; e-mail: alesya-08.05.2012@mail.ru; контактный
телефон: 89031668458.