ДОСРОЧНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С РАБОТОЙ В ОСОБЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

 

Ахантьева Н. В.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

Качанова И. В.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

 

Аннотация. В данной статье затронута актуальная тема, касающаяся проблемы реформирования системы досрочного пенсионного обеспечения в особых климатических условиях труда, были обозначены условия получения досрочных пенсий, требуемый стаж, и порядок начисления пенсий, выдвинута позиция авторов о необходимости дальнейшего реформирования досрочного страхового обеспечения. 

Ключевые слова: пенсионная система, досрочные страховые пенсии, районы Крайнего Севера, трудовой стаж, реформирование пенсионной системы РФ.

Реформирование системы досрочной пенсии является одним из приоритетных направлений совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ. Основные направления преобразования были заложены в основу стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в РФ, которая утверждена Правительством РФ еще в 2012 году. Указанные в стратегии меры направлены на преодоление экономического и демографического кризиса, повлиявшего на отечественную систему пенсионного страхования. Необходимость реформирования института досрочной пенсии также обусловлена большой численностью получателей данного вида пенсии, а это в свою очередь увеличивает финансовую нагрузку на пенсионную систему России.

Жизнь в суровых климатических условиях всегда отмечена наличием поддержки со стороны государства. Неудивительно, работа и жизнь людей здесь подвержены риску, тяжелы. Далеко не каждый человек согласится жить в пределах Крайнего Севера, но те, кто едет туда на постоянное место жительства, могут рассчитывать на различные льготы, которые затрагивают и пенсионное законодательство [1, c. 51].

Следует отметить, что пенсионная система России находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно. Федеральный закон № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации, как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией [3, c. 42]. В России применяется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее идея состоит в том, что взносы в Пенсионный фонд, которые поступают на данный момент с работающего населения, «идут» на выплату пенсионерам, действует так называемый «механизм солидарности поколений». Такой механизм достаточно распространен в мире, но имеет ряд недостатков, например, уровень поступивших средств в бюджет Пенсионного фонда напрямую зависит от демографической ситуации в стране.  Если отталкиваться от статистических данных бремя отчислений налогов в Пенсионный фонд по большей части приходится на трудоспособное население (16-54 лет женщины, 16-59 лет мужчины), которое не увеличивается, а уменьшается, и соответственно отчислений в Пенсионный фонд становится меньше. И при этом заставляет задуматься о реформировании системы пенсионного обеспечения.

Ключевым направлением совершенствования пенсионной системы Российской Федерации является институт досрочного пенсионного обеспечения. Сегодня общеустановленный возраст для выхода на пенсию в России: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но если застрахованное лицо относится к отдельной категории граждан (определены в ст.30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ), возраст выхода на пенсию может сократиться до, в среднем, 10 лет для женщин и мужчин. Удельный вес граждан, которым была назначена пенсия ранее общеустановленного возраста последние несколько лет составляет 12% от общей численности пенсионеров. При этом, пенсионеры, вышедшие на пенсию раньше, продолжают работать на тех же предприятиях [2, c. 15].

Одним из оснований досрочного выхода на пенсию в законодательстве РФ предусмотрена работа в особых климатических условиях труда – в районах крайнего Севера и приравненных к нему. В 2018 году выйти досрочно на заслуженный отдых вправе граждане, работавшие в условиях Крайнего севера или районах, которые законодательно к ним приравниваются. Продолжительность необходимого рабочего периода –зависит от природно-климатических условий. Для тех, кто работал в самых крайних районах севера, требуется меньше лет трудоустройства, нежели гражданам, которые трудились в местности, приравненной к РКС.

Стоит сказать, что во все времена «северяне» могли рассчитывать на доплату. Страховая часть пенсии за счет нее ощутимо увеличивалась. В целом размер таких начислений увеличивается или уменьшается, в зависимости от региона, где он применяется. Последние поправки говорят о том, что на увеличенную пенсию могут претендовать люди, которые не просто имеют прописку или оформляют льготы при переезде на Крайний Север. В список входят и те граждане, которые давно там живут, но по каким-то причинам не готовы подтвердить это или представить прописку.

Однако есть и незначительные сложности. Начисление повышенной пенсии нужно подтверждать и оформлять каждый календарный год. Заявление о начислениях нужно подавать до конца, установленного в регионе срока (в каждом он разный), для этого обращаются в Пенсионный фонд.

Кроме того, в некоторых случаях вообще можно не подтверждать место жительства. Оно нужно только тем пенсионерам, которые получают выплаты на карту или на свой счет. Если люди пользуются почтовыми услугами, то власти априори имеют сведения о месте жительства. Когда вы не успеваете подтвердить место жительства или подать заявку на прибавку, то такие действия ведут к уменьшению суммы.

Размер пенсии в особых климатических условиях труда напрямую зависит от региона и местности, где живут граждане. Для каждого района вычислен свой коэффициент, который используется потом в формуле расчета. Все эти сложные поправки, внесенные в законодательство в 2017 г., гарантировано меняют размер минимальной пенсии по старости, они же способны повлиять даже на выплаты, полагающиеся при потере кормильца семьи, при получении инвалидности [4, c. 14].

Во время подсчетов сумм в первую очередь учитываются размер стажа и место его получения. Сюда входят не только фактические места работы, но и учеба, служба в армии и так далее. Главное, все эти начисления не должны превышать в итоге 3 минимальных пенсий в сумме.

В целом стоит отметить, что досрочное пенсионное обеспечение для работников в особых климатических условиях является препятствием к эффективному развитию и финансовой сбалансированности системы пенсионного страхования. Именно этот вопрос в последние время не затрагивается при обсуждении реформирования пенсионной системы. Хотя, тем не менее, именно он заслуживает большего внимания, чем, например, повышение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Стратегиями дальнейшего реформирования должны стать: совершенствование тарифной системы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, изменение института досрочного пенсионного обеспечения, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствование накопительной системы пенсионного обеспечения.

Список литературы:

1 . Соловьев А.К. Актуарный анализ условий формирования досрочных пенсий по старости / А.К. Соловьев // Экономическая наука современной России. – 2017. – № 2 (77). – С. 46-65.

2 . Самсонова В.О. Защита пенсионных прав отчима и мачехи, воспитывающих ребенка-инвалида / В.О. Самсонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. – 2015. – №1-2 (17). – С.12-19

3 . Урусова Э.А. Пенсионное обеспечение  / Э.А. Урусова, Т.Э. Шумилова // ПСЭ. – 2016. –  №2 (58). – С.41-43

4 . Шумило М.М. Экономическая природа пенсионного обеспечения / М.М. Шумило // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2015. –  №1 (42). – С.12-18

5  . Ильина В.В. К вопросу об эффективности Пенсионной реформы //Финансы 5, 2007 г., с 47-51.

6 . Информация Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ. – Режим доступа: http://saransk.bezformata.ru/. Загол. с экрана.

 

Сведения об авторах:

Ахантьева Наталья Владимировна – преподаватель ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

Качанова Ирина Викторовна – студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

 

EARLY PENSION INSURANCE IN CONNECTION WITH THE WORK IN SPECIAL CLIMATIC CONDITIONS

Akhanteva N. V., Kachanova I. V.

 

Summary: this article discusses the topical issue related to the problem of reforming the system of early retirement provision under special climatic conditions of work, the conditions for obtaining early retirement benefits, the required length of service, and the procedure for calculating pensions, the authors' position on the need for further reform of early insurance coverage.

Keywords: pension system, early insurance pensions, regions of the Far North, seniority, reform of the pension system of the Russian Federation.

 

References:

1. Solovyov A.K. Actuarial analysis of the conditions for the formation of early old-age pensions / A.K. Soloviev // Economic science of modern Russia. - 2017. - No. 2 (77). - P. 46-65.

2. Samsonov V.O. Protection of pension rights of stepfather and stepmother, bringing up a disabled child / V.O. Samsonov // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: The Right. - 2015. - №1-2 (17). - P.12-19

3. Urusova E.A. Pension provision / E.A. Urusova, Т.Е. Shumilov // PSE. - 2016. - No. 2 (58). - P.41-43

4. Shumilo M.M. The economic nature of pension provision / М.М. Shumilo // Bulletin of Omsk State University. Series. Right. - 2015. - No. 1 (42). - P.12-18

5. Ilyina V.V. To the question of the effectiveness of the pension reform // Finance 5, 2007, from 47-51.

6. Information of the Office of the Pension Fund of the Russian Federation in the urban district Saransk of the Republic of Moldova. - Access mode: http://saransk.bezformata.ru/. Header. from the screen.