Голосовые резонаторы и их роль в процессе певческой деятельности

Уварова Татьяна Валерьевна

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Аннотация: Автор определяет важность резонаторов для профессиональной деятельности певца, используя достижения известных исследователей в этой области, приводит семь важнейших функций певческих резонаторов.

Ключевые слова:  резонаторы, гортань, дыхание, тембровые краски, обертоны, головные пазухи, трахеобронхиальный резонатор.

 

Процесс вокально-хорового образования многозначен и требует больших знаний не только о звукообразовании, но и об устройстве и работе голосового аппарата.

Одним из безусловных составляющих, активно влияющих на  качество вокального звучания, является хорошо организованное дыхание, правильно, без напряжения работающая гортань. Чистая интонация, тембральные краски  обеспечиваются грамотно отстроенной работой резонаторов.

Хорошо отлаженное взаимодействие дыхания, свободной гортани и резонаторов всегда ставилось во главе угла  процесса вокальной постановки голоса. Франческо Ламперти говорил: «Искусство пения – это искусство дыхания».

Профессор В.П.Морозов выдвинул резонансную теорию искусства пения, утверждая, что, используя резонансные возможности голоса, можно на всю жизнь сохранить красоту и силу тембра, при этом, не навредив собственному здоровью. Ученый Гельмгольц определил, что звук состоит из основного тона и обертонов. В человеческом голосе обертонов много и поэтому, если усилить их резонаторами, получится сильный и темброво окрашенный звук.

Резонанс – это слово происходит от французского resonance (звучать, откликаться).  Резонировать могут всевозможные упругие физические тела – твердые, жидкие, газообразные. Резонанс возникает только с условием наличия у того или иного тела собственной резонансной частоты.

Голосовой аппарат человека имеет три составляющие: гортань с голосовыми связками, дыхательный аппарат и резонаторы. Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта. Стенки голосового тракта приводятся в колебание резонирующим в их полостях воздухом, и певец может эти колебания ощущать в грудной клетке или лицевых тканях или в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости). Так, различают верхние резонаторы и нижние. К верхним относится всё, что выше гортани (полости рта, носа и головные пазухи), к нижним относятся легкие, бронхи и трахея. Во рту главное резонирующее место — это твердое нёбо. В головном резонаторе самое главное место – лобные пазухи. Дейша-Сионицкая говорит, что их легко ощущать в висках, так как они имеют общие нервы. С непривычки от пения в резонаторах может кружиться голова. С помощью специальных приборов ученые изучили вибрацию голосовых резонаторов. Благодаря их вибрации певец может хорошо ощущать их работу. С помощью этих ощущений певец может настраивать их, соединять с дыханием, достигать так называемого «резонирующего дыхания». Верхние резонаторы часто называют надставной трубой, так как они расположены над гортанью.

Видный исследователь В.П.Морозов выделяет семь важнейших функций певческих резонаторов:

1)    Энергетическая функция, которая позволяет достичь громкости и полетности голоса;

2)    Генераторная функция неразрывно связана с энергетической. Голосовой аппарат человека состоит из дыхания, гортани и резонаторов. И в этой системе резонаторам отделена ведущая роль;

3)    Фонетическая функция служит для формирования речевых звуков, в котором задействован, в основном, резонатор ротовой полости, а также глоточной;

4)    Эстетическая функция, суть которой сводится в придании голосу красивых тембровых качеств; 

5)     Защитная функция, выполняющая роль защиты голосовых связок от      перегруза, чрезмерного напряжения и различных заболеваний;

6)    Индикаторная функция: вибрационные сигналы путем раздражения рецепторов передаются в центральную нервную систему;

7)    Активизирующая функция, стимулирующая голосовую функцию, влияющую на резонаторы, на работу голосовых связок и гортани.

Одна из наиболее важных  научных и практических задач - это взаимодействие певческих резонаторов между собой и с работой других частей голосового аппарата певца: гортанью и дыханием. Гортань имеет возможность вертикально перемещаться до 4-6 см. При этом понижение гортани увеличивает объём ротоглоточного резонатора, и в такой же мере уменьшает нижний трахеобронхиальный резонатор. В связи с этим нахождение оптимального положения гортани является чрезвычайно важной вокально-педагогическая проблемой. А дыхание следует рассматривать не в виде потока воздуха, а в виде звуковой волны («озвученное дыхание»).

В этой связи занимательным и полезным видится наблюдение за певцами, поющими в народной манере пения. Их смелые импровизации, расширяющие и диапазон, и регистровые ориентиры, владеющие большим объемом дыхания, дают пищу к размышлению и использованию достижений народных певцов. Об этой возможности сообщают многие исследователи физиологии пения, находя много общих признаков и закономерностей между академической и народной манерой пения. Ведь народные певцы изучали искусство пения, сохраняя здоровье и звучность голосового аппарата на долгие годы.

 Об этом много писали основоположник русской вокальной школы М.И.Глинка и великий русский певец Ф.Шаляпин.

 

Список литературы:

1.    Балабан О.В. Новое воплощение фольклора в музыке русских композиторов XXI века. Центральный научный вестник. 2018. Т.3. № 6 (47). С. 3-4.

2.    Балабан О.В. Сохранение национальных традиций в детском народно-певческом исполнительстве. Балабан О.В., Цзян Ш. В книге: Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства коллективная монография. Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, кафедра вокала и хорового дирижирования. Москва, 2016. С. 43-50.

3.    Балабан О.В. Фольклор: традиции и новаторство. Танцевально-ритмические импровизации, как средство постижения народной музыкальной культуры. В сборнике: Хоровое искусство как средство единения молодежи и развития духовности и патриотизма 2013. С. 30-35.

4.    Балабан О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Москва, 2012. Том Часть I Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля.

5.    Балабан О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Москва, 2012. Том Часть II Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля.

6.    Балабан О.В. Проблемы сценического воплощения в профессиональной подготовке вокалиста. В сборнике: Современная наука Евразии Сборник материалов международной научной конференции. отв. ред. Л.И.Королев. 2018. С. 5-6.

7.    Балабан О.В. Роль русской народной песни в процессе профессиональной вокально-хоровой подготовки В сборнике: Современная наука Евразии Сборник материалов международной научной конференции. отв. ред. Л.И. Королев. 2018. С. 6-7.

8.    Дейша-Сионицкая Мария «Пение в ощущениях» Издательство Планета музыки, 2017.

9.    Лаури-Вольпи Джакомо «Вокальные параллели». Издательство «Музыка», 1972.

10.                        Литвинов А.В., Джеканович Н.Х., Моисеев Е.О., Балабан О.В. Педагогика будущего: информационные основы консолидации знания и духовного развития личности. Мир науки, культуры, образования. 2017.№6 (67).С.23-24.

11.                        Морозов В.П. «Искусство резонансного пения». Москва, 2002.

12.                        Сизова Е.Р., Балабан О.В. Метапредметный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта. Мир науки, культуры, образования. 2017.№6 (67).С. 117-118.

13.                        Суходолова Е.П., Балабан О.В., Моисеев Е.О. Учебно-методическое обеспечение творческой самореализации студентов в процессе педагогической подготовки. Казанский педагогический журнал. 2017. №6 (125). С. 67-71.

14.                        Ярославцева Л. «Опера. Певцы. Вокальные школы» Издательство «Золотое руно», 2004.

Сведения об авторе:

Уварова Татьяна Валерьевна - магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: tanya.uvarova.1996@mail.ru