ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

Наумов В.А.

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал, Россия, г. Воронеж

Научный руководитель: Карташов И.И.,

доцент кафедры уголовно-процессуального права, к.ю.н.

Российский государственный университет правосудия

Центральный филиал, Россия, г. Воронеж

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению некоторых вопросов, связанных с применением мер безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

Ключевые слова: свидетель, потерпевший, меры государственной защиты, защищаемое лицо, уголовное судопроизводство, пенсионные права, договор займа, право на получение наследства.

 

С момента принятия Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [1] прошло почти 14 лет. За это время вместе с формированием правоприменительного опыта были выявлены некоторые проблемы, решение которых осуществляется с различным успехом.

На первоначальном этапе решение задач по обеспечению безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите, были возложены на подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД России, а позднее на их базе были созданы самостоятельные специализированные оперативные подразделения МВД РФ. Только в 2012 году этими подразделениями было применено 5607 мер государственной защиты в отношении 2860 лиц, имевших различный процессуальный статус [2].

Многие проблемы, возникающие в процессе реализации государственной защиты, находят решения [3]. Вместе с тем необходимо отметить недостаточную нормативную правовую регламентацию вопросов, связанных с последствиями применения мер безопасности. Рассмотрим лишь некоторые из них.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц. Аналогичная норма закреплена и п. 11 раздела I Приказа МВД России от 21 марта 2007 г №281 [4].

Согласно ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» «право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом» [5]. Далее в ст. 8 этого закона указаны условия назначения страховой пенсии – это достижение лицом определенного закона возраста, наличие не менее 15 лет страхового стажа, а также необходимость величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Раскрывая такое условие как страховой стаж необходимо отметить, что в него включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с пп. «в» п. 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. №885н территориальный орган Пенсионного фонда РФ истребует необходимые для выплаты документы (сведения) [6].

Однако применение к защищаемому лицу такой меры безопасности, как замена документов с изменением его фамилии, имени, отчества, фактически означает появление «нового» лица, которое де-юре не имеет никакой связи со своей предыдущей «личностью». Тем более, что при проверке документов территориальное отделение Пенсионного фонда установит, что страховой стаж «нового» лица начисляется с момента применения к нему мер по защите (замены документов), а это снизит индивидуальный пенсионный коэффициент этого лица, что в свою очередь будет непосредственно влиять на размер ежемесячной выплаты. Кроме того, в этой ситуации в распоряжении органов Пенсионного фонда будут отсутствовать документы, подтверждающие тождество «новой» и «старой» «личности» гражданина. Попытка урегулирования данной проблемы была предпринята в Постановления Правительства РФ от 27 октября 2006 г. №630. Однако все в очередной раз свелось к декларированию необходимости сохранения страхового стажа, но сам порядок исчисления регламентирован не был [7].

Схожая проблема существует и в случае разрешения вопросов о наследстве при наследовании по закону или по завещанию. Лицо может фактически входить в круг наследников, но в случае изменения документов юридически «старое» лицо перестало существовать. А «новое» фактически лишается возможности получения части наследуемого имущества, поскольку в случае подачи им заявления на принятие наследства оно не сможет документально подтвердить тождество своей личности с наследником. Либо ему придется доказывать свою идентичность с лицом, являющимся наследником, что, в свою очередь, повлечет раскрытие его «новой» личности, так как в процессе рассмотрения иска в суде расширится круг лиц, знающих подлинные данные о защищаемом лице. Возможность рассмотрения дела в закрытом судебном заседании может стать решением проблемы, но только отчасти. Поскольку суд не может засекретить вынесенное решение по делу, ведь это будет противоречить принципу гласности судебного разбирательства.

Ещё одной проблемой, порождаемой применением такой меры безопасности, как замена документов, является исполнение договоров займа (кредитных договоров). Например, защищаемое лицо может являться стороной кредитного договора (ипотеки). В случае появления «нового» лица возникает вопрос: Каким образом будет разрешаться вопрос исполнения обязательств по договору? С одной стороны защищаемое лицо может «простить» кредитору, тем более что последний объективно не сможет реализовывать свои права по возврату долга. С другой стороны государство может взять на себя досрочное погашение обязательств лица по договору кредита (займа). Но тогда у защищаемого лица должны возникнуть обязательства перед государством. Однако не совсем понятна технология таких действий, а так же их правовая основа. Остаются неясными вопросы при принятии на себя обязательств государством: Как возникнет данное обязательство? Кто будет выступать оператором? Так же нельзя пройти мимо ситуации, когда защищаемое лицо, заключившее кредитный договор, заключает новый договор с целью погашения предыдущего, но по истечению времени условия стали сравнительно хуже. В данном случае возникает вопрос: Кем будет погашаться сумма убытков, понесенных защищаемым лицом, при заключении нового обязательства? Ответы на данные вопросы не урегулированы нормами права в законодательстве Российской Федерации, что вызывает затруднительное применение мер безопасности.

Таким образом, количество неразрешенных воп­росов в области реализации программы защиты свидетелей на настоящий момент достаточно. Для решения обозначенных проблем необходимо внесение поправок во многие нормативные правовые акты, касающиеся реализации пенсионных, гражданских и иных прав лиц, подлежащих государственной защите. Потому что при решении проблем применения данного закона необходим комплексный подход, который позволит повысить качество применяемых мер безопасности участников уго­ловного судопроизводства и будет способствовать росту доверия к государственной защите. 

Список литературы:

1. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ // СПС «Гарант» (дата обращения 10.05.2018).

2. Итоги работы УОГЗ МВД России за 2012 год // https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_po_obespecheniju_bezopasnosti/Publikacii_i_vistuplenija/item/814243 (дата обращения 10.05.2018).

3. Девришова Г.З., Карташов И.И. Некоторые проблемы формирования и функционирования института обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса в России // Advanced Studies in Science: Theory and Practice (vol. 3). The Collection of Scholarly papers. London, 2015. - С. 38-46.

4. Об утверждении Административного регламента МВД России по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких: Приказ МВД РФ от 21.03.2007 г. № 281 // СПС «Гарант» (дата обращения 10.05.2018).

5. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // СПС «Гарант» (дата обращения 10.05.2018).

6. Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 г. № 885н // СПС «Гарант» (дата обращения 10.05.2018).

7. Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 630 // СПС «Гарант» (дата обращения 10.05.2018).

Сведения об авторе:

Наумов Вадим Андреевич – студент 3 курса Центрального филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: vadim3782@mail.ru

 

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE LAW ON STATE PROTECTION OF VICTIMS, WITNESSES AND OTHER PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

Naumov V.A.

Abstract. The article is devoted to the consideration of some issues related to the application of security measures in relation to witnesses, victims and other participants in criminal proceedings.

Keywords: witness, victim, measures of state protection, protected person, criminal proceedings, pension rights, loan agreement, right to inheritance.

References:

1. O gosudarstvennoj zashchite poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: Federal'nyj zakon ot 20.08.2004 № 119-FZ // SPS «Garant» (data obrashcheniya 10.05.2018).

2. Itogi raboty UOGZ MVD Rossii za 2012 god // https://mvd.rf/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_po_obespecheniju_bezopasnosti/Publikacii_i_vistuplenija/item/814243 (data obrashcheniya 10.05.2018).

3. Devrishova G.Z., Kartashov I.I. Nekotorye problemy formirovaniya i funkcionirovaniya instituta obespecheniya bezopasnosti poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo processa v Rossii // Advanced Studies in Science: Theory and Practice (vol. 3). The Collection of Scholarly papers. London, 2015. - S. 38-46.

4. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta MVD Rossii po ispolneniyu gosudarstvennoj funkcii obespecheniya v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii gosudarstvennoj zashchity sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontroliruyushchih organov, bezopasnosti uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva i ih blizkih: Prikaz MVD RF ot 21.03.2007 g. № 281 // SPS «Garant» (data obrashcheniya 10.05.2018).

5. O strahovyh pensiyah: Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ // SPS «Garant» (data obrashcheniya 10.05.2018).

6. Ob utverzhdenii Pravil vyplaty pensij, osushchestvleniya kontrolya za ih vyplatoj, provedeniya proverok dokumentov, neobhodimyh dlya ih vyplaty, nachisleniya za tekushchij mesyac summ pensii v sluchae naznacheniya pensii drugogo vida libo v sluchae naznacheniya drugoj pensii v sootvetstvii s zakonodatel'stvom Rossijskoj Federacii, opredeleniya izlishne vyplachennyh summ pensii: Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 17.11.2014 g. № 885n // SPS «Garant» (data obrashcheniya 10.05.2018).

7. Ob utverzhdenii Pravil primeneniya otdel'nyh mer bezopasnosti v otnoshenii poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.10.2006 № 630 // SPS «Garant» (data obrashcheniya 10.05.2018).