Проблемы формирования доступной среды для инвалидов в республике мордовия

 

Ахантьева Н. В.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

Долотказина Н. Ю.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

 

Аннотация. Авторами в данной статье освещена актуальная тема, указывающая на необходимость создания благоприятных условий для жизнедеятельности инвалидов по государственной программе «Доступная среда». Рассматривается роль лиц с ограниченными возможностями как одна из социально незащищенных категорий населения в современном обществе. Выдвинута позиция автора о необходимости дальнейшего совершенствования объектов инфраструктуры в Республике Мордовия для обеспечения беспрепятственного взаимодействия с обществом. 

Ключевые слова: государство, инвалид, социальная защита, лица с ограниченными возможностями, инфраструктура

 

Люди с ограниченными возможностями, как в России, так и во всем мире занимали самую низшую ступень общества. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу, уделом для них было нищенское существование и вымирание. Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону.

В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности. Инвалидами признаются не только лица, которые утратили трудоспособность, но и граждане, имеющие ограничения жизнедеятельности (передвижение, самообслуживание, ориентация, общение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности, контроль своего поведения).

В наше время положение лиц с ограниченными возможностями существенно окрепло, благодаря проведению государством социальной политики, со времен принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, с. 7].

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [2, с. 3]. «Ограничение жизнедеятельности, – поясняется в этом же законе, – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществить самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [2, с. 3]. Чтобы определить является ли лицо инвалидом, ему необходимо пройти медико-социальную экспертизу, по итогам которой определяется возможность установления инвалидности. Выделяют несколько групп заболеваний, по которым определяется специфика ограничения жизнедеятельности конкретного инвалида. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

- нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

- нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела) [3, с. 2].

Инвалиды являются особой категорией населения, для которой необходимо создавать условия, при которых они будут себя чувствовать равными в обществе и социально защищенными. Государственная политика в отношении инвалидов направлена на: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности [4, с. 7]. Под доступной для инвалидов средой понимают те условия жизни инвалида, при которых он может свободно участвовать в общественной жизни.

Формой обеспечения беспрепятственного доступа к инфраструктуре инвалидов является социальная защита инвалидов, она представляет собой систему гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [2, с. 3].

Что касается социальной защиты инвалидов по поводу доступа к объектам инфраструктуры, стоит отметить, что объекты инфраструктуры развиты не в полной мере, так как данная категория населения как инвалиды являются, непримечательными в обществе. В соответствии с данными комплексного наблюдения из 100 респондентов в возрасте от 15 до 23 лет, свободное время проводят за компьютерами и за просмотром телепередач. Из чего можно следует сделать вывод, что доступ к инфраструктуре обеспечено не надлежащим образом.

Согласно статистическим исследованиям на период 2017 года, численность лиц с ограниченными возможностями составляет около 15 миллионов, что в свою очередь составляет 10% от общей численности населения. Несмотря на то, что процент инвалидов в соотношении с лицами без ограничения жизнедеятельности относительно высок, данная категория населения не в полной объеме пользуется всеми услугам и способами интеграции в общество. Этому свидетельствует непримечательность данной категории населения в общественных местах, что доказывает, отсутствует развития некоторых объектов инфраструктуры (предназначенных для инвалидов), вследствие чего люди с ограниченными возможностями не имеют доступа к общественной среде.

Подобные проблемы ставят перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана государственная программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие данной программы рассчитано на определенный временной период (до 2025 года). Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Данная программа действует во многих регионах, в том числе и в Республике Мордовия. Основными задачами республиканской программы, являются: формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности, оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг, формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов, формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Республике Мордовия, повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Мордовия [6, с. 10]. Источниками финансирования программы являются федеральный бюджет, республиканский бюджет Республики Мордовия, местные бюджеты и внебюджетные источники. Так, на реализацию программы «Доступная среда» на период 2016-2017 год Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия выделено из бюджета на 2016 год денег, в размере – 13305,1 млн. руб., а за 2017 год – 45050,0 млн. руб. [6, с. 13]. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск для обеспечения доступности транспорта (приобретение адаптированного транспорта для перевозки инвалидов-колясочников и приобретение низкопольных автобусов и троллейбусов для перевозки людей с ограниченными возможностями) за 2016 год составило 2397,4 млн. руб., а за 2017 год 31200,0 млн. руб. [5, с. 11].

Большое внимание проблеме людей с ограниченными возможностями уделяется в городском округе Саранск. Главной задачей, которая стоит перед местными органами власти, является оснащение муниципальных объектов социальной инфраструктуры пандусами и другими вспомогательными устройствами, обеспечивающими доступную среду для маломобильных групп населения. Так к 2016 году 64% объектов социальной инфраструктуры обеспечены пандусами, а к 2019 году количество таких объектов возрастет до 76,5%. На должном уровне организовано обеспечение доступности транспортных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. При любой необходимости гражданин с ограниченными в возможностями может позвонить и обратиться в МП «Горэлектротранс» и его просьба будет выполнена. Важное значение для инвалидов имеет обеспечение безбарьерной среды в многоквартирных домах и придомовых территориях, где проживают инвалиды-колясочники в том числе оплата расходов на содержание и эксплуатацию лифтов подъемников. Количество жилых домов, на территориях которых создана безбарьерная среда для инвалидов на колясках в городском округе Саранск достигло к 2016 году до 202 жилых домов, а к 2019 году их количество должно увеличиться до 262.

Таким образом, принятые меры создают условия для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Согласно данным статистики, благодаря государственной поддержке создаются благоприятные условия, гарантирующие приемлемое и доступное качество жизни для людей с ограниченными возможностями. Поэтому необходимо усовершенствовать процесс адаптации к условиям жизни в социуме для инвалидов (лиц с ограниченными возможностями). Важно отметить, что внедрение государственной программы «Доступная среда» в перспективе создаст положительные тенденции по защите права лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1 . Конституция Российской Федерации [от 12.12.1993.: в ред. от 05.02.2014 г.] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2016. –
4 августа. – № 31. – Ст.4398.

2 . О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации [от 20 июля 1995 г., в ред. от 07.03.2017] // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2016. – 4 августа.

3 . О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ [от 17 декабря 2015 г. № 1024н, в ред. 05.07.2016 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации.– [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]: www.pravo.gov.ru. – 2016. – 22 января.

4  . О федеральной целевой Программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы»: постановление Правительства РФ [от 14.01.2000 г. № 36, в ред. от 21.10.2004 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. –2000. – 24 января. – №4. – Ст. 393.

5 . Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Республики Мордовия [от 4.10.2013 г. № 452, в ред. 30.01.2017 г.] // Известия Мордовии. – 2013. – 25 октября. – № 159-58.

6 . Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы: постановление Правительства Республики Мордовия [от 4.10.2013 г. № 452, в ред. 30.01.2017 г.] // Известия Мордовии. – 2013. – 25 октября. – № 159-58.

 

Сведения об авторах:

Ахантьева Наталья Владимировна – преподаватель ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

Долотказина Надежда Юрьевна – студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

 

PROBLEMS OF FORMATION OF ACCESSIBLE ENVIRONMENT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Akhanteva N. V.

Dolotkazina N. Y.

 

Summary: in the article the author highlights current topic of the need for creating enabling environment for disabled people by the state program «Accessible environment». The role of persons with disabilities, as one of the socially vulnerable groups of the population in modern society, is considered. The author's position on the need for further improvement of infrastructure in the Republic of Mordovia to ensure unhindered interaction with society is put forward.

Keywords: state, disabled person, social protection, persons with disabilities, infrastructure.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation [from 12.12.1993 .: in red. from 05.02.2014] // Collected works. legislation of the Russian Federation. - 2016. -

4 August. - No. 31. - Ст.4398.

2. On the social protection of disabled people in the Russian Federation: Feder. law of the Russian Federation [of July 20, 1995, in red. from 07/03/2017] // Collected. legislation of the Russian Federation. - 2016. - 4 August.

3.  On the classifications and criteria used in the implementation of medical and social expertise of citizens by federal state institutions of medical and social expertise: the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation [December 17, 2015 No. 1024n, in red. 07/05/2016] // Official Internet portal of legal information.- [Electronic resource]. - [Access Mode]: www.pravo.gov.ru. - 2016. - 22 January.

4.  On the Federal Targeted Program "Social support for the disabled for 2000-2005": Resolution of the Government of the Russian Federation [of 14.01.2000, No. 36, in red. from October 21, 2004] // Collection of the legislation of the Russian Federation. -2000. - 24 January. - № 4. - Art. 393.

5. On the approval of the state program of the Republic of Mordovia "Accessible Environment" for 2014-2020: Decree of the Government of the Republic of Mordovia [of 4.10.2013, No. 452, in red. 01/30/2017] // Izvestia of Mordovia. - 2013. - 25 October. - No. 159-58.

6. On approval of the state program of the Republic of Mordovia "Affordable Environment" for 2014-2018: Decree of the Government of the Republic of Mordovia [of 4 October 2013, No. 452, in red. 01/30/2017] // Izvestia of Mordovia. - 2013. - 25 October. - No. 159-58.