ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ЭКОНОМИСТА

 

Сюндюкова А.Э., Попов А.В.,

Латыпова Э.Р.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

Россия, г. Стерлитамак

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме – развитию качественного показателя роста квалифицированных специалистов в области экономики. Для экономистов владение профессиональным иностранным языком является основным условием успешной работы в настоящем и карьерного роста в будущем.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, экономист, экономика, эффективность, квалификация.

Наш век характеризуется значительной ролью экономики в рыночном хозяйстве, основу которой составляют работники, являющиеся специалистами в своей сфере деятельности. Именно от уровня знаний, квалификации и способности людей выполнять определенный вид работ, зависит национальное богатство всей страны и определяются перспективные направления роста экономики в целом. Одним из основных критериев квалификации работника служит его знание иностранного языка.

Если расценивать компетентность специалистов в области экономики с позиции интеграции общекультурных и профессиональных составляющих языковой подготовки экономиста и ориентации профессионального образования на удовлетворение потребности общества в высококвалифицированных кадрах, то её можно определить как интегральную характеристику деловых и индивидуальных качеств профессионала данного профиля, отражающую степень освоенных им экономических умений, знаний, навыков, необходимых для развития у него экономического мышления, способности отстаивать свою личную точку зрения в разных социальных и лингвистических критериях, заключающуюся в готовности устанавливать перед собой цели и принимать решения, обеспечивающие их реализацию [2].

В настоящее время значительная роль в уровне знаний экономистом английского языка отводится тому учебному заведению, где будущий специалист получает образование. Изучение иностранного языка в вузе в современных условиях направлено на решение двух задач, к которым относится овладение языком специальности и навыком его использования на практике [1]. Данные задачи предполагают формирование ряда исследовательских компетенций, необходимых для будущей деятельности специалистов, связанных с применением инновационных технологий и технических средств. К ним относится: работа с информацией, выбор инструментальных средств обработки данных, использование компьютерных технологий и др. [3]. В процессе формирования научно-исследовательской компетенции средствами иностранного языка, студенты приобретают знания, умения и навыки деятельности, которые дают возможность им «занимать позицию исследователя, способного как осуществлять, так и формулировать итоги проведенного исследования на языке международного общения, что содействует абсолютной реализации их умственных возможностей в будущей профессиональной деятельности» [4].

Так же значительный вклад в подготовку специалистов вносится посредством решения профессиональных задач на иностранном языке, которые непосредственно отображают предстоящую коммуникативную и информационную деятельность специалиста. В данном контексте иностранный язык выступает средством усовершенствования коммуникативного элемента информационной культуры у экономистов в ходе реализации ими поисковой и исследовательской деятельности по профессиональным вопросам, связанным с участием в экономических on-line конференциях и проектах, а также формированием навыков работы в группах посредством компьютерных сетей [5].

Для того, чтобы подтвердить уровень владения английским языком в экономической сфере существуют международные сертификаты. Самым общим, из которых является сертификат владения деловым английским языком BEC, его получение для специалиста в области экономики приравнивается к пропуску на работу в международных компаниях, а для студента гарантируется участием в международных конференциях и программах по обмену студентами, слушанием лекций лучших зарубежных профессоров с активным участием в дискуссиях и получением иностранных стипендий и грантов. Кроме общих сертификатов, существуют характерные для определенной экономической отрасли, например, в области бухучета и финансового менеджмента – это ICFE (International Certificate of Financial English).

Специалистам в области экономики английский язык необходим для:

- расширения своих познаний в экономической сфере, владения словарем экономических терминов, чтения специальной литературы с последующим извлечением, собранной в материалах, необходимой информации и приобретения навыков аннотирования, поскольку значительная часть учебников или статей по экономике написана на английском языке;

- обработки значительных данных на иностранном языке;

- исследования теории и практики внешнеэкономической деятельности, международного бизнеса;

- деловой переписки и ведения документации;

- беспрепятственного профессионального общения с сотрудниками из-за границы;

- межкультурной коммуникации, расширения кругозора, сближения культур разных народов.

Рассмотрим необходимые требования к знаниям иностранного языка для специалистов основных экономических сфер. Итак, финансовый менеджер и банковский работник должны владеть иностранным языком, а в особенности быть знакомыми с международными стандартами (МСФО), которые чаще всего составляется на английском языке.

Финансовые аналитики должны владеть английским языком на свободном уровне для: проведения мониторинга и анализа рынка ценных бумаг и мировых финансовых рынков; исследования финансовой деятельности компаний, выпускающих акции и выработки рекомендаций на покупку/продажу акций; составления отчетов.

Брокер (трейдер) должен свободно владеть английским в связи с тем, что его деятельность сосредоточена на валютных и торговых рынках, аналитические материалы по которым предоставляются на английском языке. Деятельность брокера основана на информации «из первых рук»,

поэтому, чтобы исключить неточности перевода и принять быстрое верное решение, он должен знать профессиональный английский язык с большим количеством терминов.

Очень пригодится хорошее знание иностранных языков в такой быстро развивающейся сфере, как страхование. Здесь специалисту нужно знать основные виды и формы международного страхования; уметь вести переговоры с контрагентами; работать с иностранной документацией; использовать свои профессиональные знания для защиты интересов государства, организаций и граждан на международной арене; решать любые вопросы без помощи переводчика, где значительную роль играет знание профессиональной терминологии, поскольку от нюансов перевода иногда зависит правильная интерпретация страхового случая.

Развитие мировой экономики тесно связано с экономическим английским языком, который является набором специализированной экономической лексики и терминов, часто используемых специалистами. Благодаря тому, что огромное количество известных трудов на экономическую тему было написано именно на английском языке, а самые известные экономисты – это англичане или американцы (Адамс Г.К., Стивен Кови, Пол Энтони Самуэльсон, Филипп Артур Фишер) английский язык воспринимается и используется как основной в экономической сфере.

Все существенные сферы экономики, такие как маркетинг, финансы и бухгалтерия невозможны без влияния слов, заимствованных с английского, а от того, каким языком владеют рабочие зависит занятость населения во всем мире.

Человек, знающий английский язык, не только значительно увеличивает свои шансы в трудоустройстве и имеет в последствии высокую зарплату, но и занимается саморазвитиям, благодаря открывшимся для него возможностям путешествий, приближению к другим культурам и открытию для себя новых возможностей, целей и пределов, что формирует его как сильную личность, довольную своей деятельностью и способную нести ответственность за свои результаты и действия.

 

Литература:

1.                Галишникова Е.М., Хафизова Л.В., Баклашова Т.А. Формирование лингвострановедческой компетенции у студентов экономического профиля на основе электронных образовательных ресурсов // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5–2. С. 329–333.

2.                Калганова Г.Ф., Кудрявцева М.Г. Формирование исследовательских компетенций у студентов-экономистов средствами иностранного языка // Современные исследования социальных проблем. 2017. №7. С. 161-174.

3.                Латыпова Э.Р. Значение инновационных технологий при обучении иностранным языкам // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. №9. С. 65-74.

4.                Лопатина О.В., Сайфуллин Р.С. К разработке научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Казанского технологического университета. 2015. № 5 (15). С. 248–251.

5.                Поленова А.Ю., Пшегусова Г.С. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональной мобильности будущего экономиста // Вопросы регулирования экономики. 2015. №1. С. 129-136.

 

 

FOREIGN LANGUAGE AS AN INDICATOR OF A SKILLED ECONOMIST

Syundyukova A.E., Popov A. V.,

Latpypova E. R,

candidate of pedagogic sciences, senior lecturer

Sterlitamak branch of Bashkir state University

 

Abstract: the Article is devoted to the actual problem existing in Russia – the development of a quality indicator of growth of qualified professionals in the field of Economics. It's important for economists to know foreign language. Thanks to the integration of Russian business into the world economy, knowledge of a foreign language becomes comparable to the ability to work on a PC. For free orientation in professional information and effective communication with foreign experts, economists need a significant knowledge of the language. Many enterprises have begun to give priority to recruiting staff who are fluent in a foreign language and can translate specialized literature and documentation, which greatly reduces the costs of the company due to the refusal of the services of translators.

Keywords: foreign language, English, economist, economy, efficiency, qualification.

 

References:

1.                Galishnikova E.M., Hafizova L.V., Baklashova T.A. Formation of linguistic-cultural competence on the basis of electronic educational resources of students of economic specialty. Kazan pedagogical journal, 2015, № 5–2 - 329–333 p.

2.                Kalganova G.F., Kudryavtseva M.G. Formation of research competences of students-economists by means of a foreign language. Modern studies of social problems, 2017, №7 - 161-174 p.

3.                Latypova E.R. The importance of innovative technologies in teaching foreign languages. Vestnik Chelyabinsk state pedagogical university, 2012, №9. 65-74 - p.

4.                Lopatina O.V., Sayfullin R.S. Scientific and methodological support for the formation of the students’ research competence in foreign language studying. Vestnik Kazan technological university, 2015, № 5 - 248–251 p.

5.                Polenova A. U., Pshegusova G.S. Foreign language as a tool of formation of professional mobility of the future the economist. The issues of regulation of the economy, 2015, №1 - 129-136 p.