МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Балашова К.В.,

Заместитель генерального директора

по стратегическому развитию,

НИИ «Масштаб», Россия, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена разработке экономико-математического инструментария оценки инновационного развития промышленного предприятия, с учетом жизненного цикла производимой им продукции. Предложена функция инновационного преобразования предприятия, которое выражается в расширении его производственных мощностей, росте прибыли, зарплаты его сотрудников и т.д. Представлена модель оценки экономического эффекта от инновационного развития промышленного предприятия за счет системного внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций на основе привлечения внешних и внутренних инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: предприятие, инновационное развитие, производственная программа, модель.

 

Актуальность проблемы. Анализ инновационной деятельности предприятия целесообразно проводить с точки зрения жизненного цикла продуктов и услуг (ЖЦ), выпускаемых им. Следует учитывать, что согласно теории предельной полезности, снижение цены продуктов является основным фактором изменения объемов спроса и предложения товара, а величина издержек производства в значительной мере определяется уровнем развития технологии. При этом наименьший объем валовых издержек на единицу продукции достигается при максимальном соответствии используемой предприятием технологии определенному объему производства [2].

Модель оценки отклонения уровня инновационного развития предприятия от необходимого с учетом жизненного цикла производимой продукции. Сравнивая реальные показатели, характеризующие общий уровень инновационного развития предприятия и показатели, которые оно могло получить с позиций жизненного цикла производимых продуктов, можно выявить степень отклонения уровня развития предприятия от необходимого:

,                    (1)

где  - отклонение уровня развития предприятия от соответствующего этапа ЖЦ в определенный период времени; - разницы изменения ресурсов, уровня технологии и квалификации управления предприятием;  - уровень развития предприятия, соответствующий этапу ЖЦ; - характеристика ресурсов, уровень используемой технологии, квалификация персонала предприятия, соответствующие данной стадии ЖЦ; - фактический общий уровень развития предприятия; - фактический общий объем ресурсов, уровень технологии и профессиональная квалификация управленческого персонала предприятия.

Достижение максимального приближения фактического общего уровня развития предприятия к ее абсолютному уровню развития возможно в случае минимума объемов данного отклонения. Тогда:

              (2)

или

                                                                                                      (3)

Систематическое внедрение инноваций необходимо в силу перманентно изменяющихся условий существования продукции инновационно активных предприятий на рынке (жизненного цикла товара) [1]. Основывая свою стратегию на связи с периодами жизненных циклов производимых товаров и соответствующих им основных показателей деятельности, предприятие обеспечивают инновационность своего развития. При этом инновационную модель его развития можно выразить как систематическое соотнесение его деятельности с жизненным циклом, производимой им продукции [4]:

,                                                                                                (4)

где  - инновационная модель развития предприятия; - систематическое соотнесение его деятельности с жизненными циклами производимых им продуктов и услуг, выражающееся в постоянном определении величины .

Соотнесение деятельности предприятия с жизненным циклом продукции, производимых им, происходит с учетом уровня отклонения. Следовательно, инновационную модель его развития можно представить как:

                                                                                 (5)

Тогда можно сделать вывод, что проведение систематического анализа периодов жизненных циклов производимых предприятием продуктов и услуг, а также внедрение инноваций, опережающих рыночную конъюнктуру, является сущностью его инновационной деятельности [5]. Предположим, что предприятие производит  продуктов, каждый из которых начинал производиться в момент времени  и имел свой жизненный цикл. Пусть предприятие в году  производит n продуктов. Тогда можно ввести понятие годового валового продукта предприятия  и представить его в виде [3]:

                                                                           (6)

Если допустить, что в момент j производство продукта  (самой старой из имеющихся у предприятия разработок) прекращается и появляется новый продукт, то верно следующее соотношение:

,                                                                         (7)

где - темп подготовки к производству нового продукта; - норма выбытия старого продукта в момент j, т.е. происходит переход на производство нового продукта.

Время от времени, в связи с ограниченным жизненным циклом выпускаемых продуктов, предприятие должно менять структуру своей деятельности. Для этого ему необходим инновационный потенциал . Если , то предприятие идет по пути эволюции, расширяя и обновляя производство. При  возникают проблемы ее адаптации к потребностям рынка. В этот период предприятие предпринимает попытку реализовать новый продукт (технологию) , что требует привлечения внешних инвестиционных ресурсов, поскольку ее возможности на данном этапе значительно снижаются.

Инновационное развитие предприятия происходит в определенном диапазоне, границы которого задаются объемом денежной массы, потребляемой им в единицу времени , и величиной отдачи на вложенные средства . Нижняя граница данного диапазона задается взаимосвязанными функциями  и , а верхняя -  и . Границы диапазона выступают функциями и других базовых переменных, характеризующих инновационный потенциал предприятия. Будем считать, что потенциал прогнозируемых инновационных изменений задается величиной издержек , требуемых для преобразовании экзогенных правил развития предприятия:

                                                                             (8)

Тогда функцию инновационного преобразования предприятия можно записать в виде:

,                                                                    (9)

где - производство продукции (или совокупный доход) предприятия на одного занятого; -функция, описывающая изменения человеческого капитала предприятия;  - функция изменения основного капитала,  - технологическая функция.

Развитие предприятия выражается в расширении его производственных мощностей, росте прибыли, зарплаты ее сотрудников и т.д. Поэтому:

,                                             (10)

где M - производственное множество предприятия, представляющее собой совокупность всех наборов выпускаемой им продукции, R - множество доступных предприятию ресурсов, доступных предприятию наборов продуктов, Z - время.

Экономический эффект от инновационного развития может быть достигнут за счет системного внедрения продуктовых, технологических и управленческих инноваций на основе привлечения внешних и внутренних инвестиционных ресурсов:

,                                                (11)

где  - эффективность инновационного развития предприятия;  - эффективность продуктовых, технологических и управленческих инноваций, соответственно; - эффективность, привлечения и использования внешних и внутренних инвестиционных ресурсов.

Вывод. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что разработка (совершенствование) инструментария оценки инновационного развития промышленных предприятий требует максимально возможного использования экономико-математических методов исследования.

 

Литература:

1. Авдонин Б.Н. Теоретические основы и инструментарий управления развитием высокотехнологичных предприятий [Текст] / Б.Н. Авдонин, А.М. Батьковский, П.В. Кравчук // Электронная промышленность. - 2014. - № 2. - С. 112-121.

2. Балашова К.В. Управление жизненным циклом создания инновационной продукции [Текст] / К.В. Балашова // Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции «Научные достижения и открытия современной молодёжи». 17 апреля 2018 г. – Пенза: Изд. «Наука и просвещение». - 2018. - С. 79-82.

3. Батьковский А.М. Экономико-экономический инструментарий анализа инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий [Текст] / А.М. Батьковский // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 12. - С. 51-60.

4. Бородакий Ю.В. Моделирование процесса разработки наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе [Текст] / Ю.В. Бородакий, Б.Н. Авдонин, А.М. Батьковский, П.В. Кравчук // Вопросы радиоэлектроники. - 2014. - Т. 4. - № 2. - С. 21-34.

5. Мингалиев К.Н. Финансовое оздоровление предприятий в условиях рецессии и посткризисного развития российской экономики. Теория и инструментарий. [Текст] / К.Н. Мингалиев, А.М. Батьковский, М.А. Батьковский, И.В. Булава, В.П. Божко, Т.И. Пустовитова, Е.М. Трейгер, М.П Ярошук // Под ред. К.Н. Мингалиева. - М.: МАОК. - 2010. - 339 с.

 

Сведения об авторе:

Балашова Карина Викторовна Заместитель генерального директора по стратегическому развитию, НИИ «Масштаб», г. Санкт-Петербург, РФ, Е-mail: carina-v.balashova@mail.ru

 

MODEL OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

Balashova K.V.

 

Summary: The article is devoted to the development of economic and mathematical tools for assessing the innovative development of an industrial enterprise, taking into account the life cycle of its products. The function of innovative transformation of the enterprise is offered, which is expressed in expansion of its production capacities, profit growth, salaries of its employees, etc. A model for assessing the economic effect of the innovative development of an industrial enterprise is presented through systematic introduction of product, technological and managerial innovations based on the attraction of external and internal investment resources.

Keywords: enterprise, innovative development, production program, model.

 

References:

1. Avdonin B.N. Theoretical foundations and tools for managing the development of high-tech enterprises [Text] / B.N. Avdonin, A.M. Batkovsky, P.V. Kravchuk // Electronic Industry. - 2014. - No. 2. - P. 112-121.

2. Balashova K.V. Management of the life cycle of the creation of innovative products [Text] / K.V. Balashova // Collected papers on the materials of the III International Scientific and Practical Conference "Scientific achievements and discoveries of modern youth". April 17, 2018 - Penza: Ed. "Science and Enlightenment." - 2018. - P. 79-82.

3. Batkovsky A.M. Economic and economic tools for the analysis of innovative activities of high-tech enterprises [Text] / A.M. Batkovsky // Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 12. - P. 51-60.

4. Borodaky Yu.V. Modeling the process of development of high technology products in the defense-industrial complex [Text] / Yu.V. Borodaky, B.N. Avdonin, A.M. Batkovsky, P.V. Kravchuk // Questions of radio electronics. - 2014. - T. 4. - No. 2. - P. 21-34.

5. Mingaliyev K.N. Financial recovery of enterprises in the conditions of recession and post-crisis development of the Russian economy. Theory and tools [Text] / K.N. Mingaliev, A.M. Batkovsky, M.A. Batkovsky, I.V. Bulava, V.P. Bozhko, T.I. Pustovitova, E.M. Traiger, M.P. Yaroshuk // Ed. K.N. Mingaliyeva. - Moscow: MAOK. - 2010. - 339 p.