УДК 72.012.8

ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Конькова Л.Е.

ст. гр. ДАС-1-15

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

Email: kotshakalada@mail.ru

Шкотова О.В.

чл. Союза архитекторов РФ, доц. Каф. ДиМДИ

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

 

Аннотация. Дизайнеры, о которых зайдет разговор, поменяли взгляды всего мира на то, что есть дизайн, какой может быть мебель, вещи и техника и какое место занимает интерьер в жизни человека. Отчего же речь идет об итальянском дизайне? Ответ прост: уже около восьми десятилетий Италия –законодательница моды во всех ее направлениях. Интуитивная эстетичность, безукоризненный вкус и претенциозное требование к качеству сделали маркировку «Made in Italy» символом образцовой работы. Кроме того, итальянцы известны особым чувством юмора и тягой к повсеместному комфорту и красоте, потому их изделия легко можно отличить по экспериментальному функциональному решению и в то же время привлекательному внешнему виду. Подобно немецкой «Gute Form» (нем. «хорошая форма») в Италии девизом стал "Bel Design" ( итал. – «красивый дизайн»), который воспринимался крупными производителями и носил рациональную и предметно-ориентированную идею.

Ключевые слова: дизайн, интерьер, мебель, стиль

 

«Дизайнер должен быть интерпретатором и реальных, и виртуальных потребностей, должен предугадывать те запросы людей, о которых они не задумываются и неожиданно открывают в уже созданных предметах».

Акилле Кастильони

 

     Функциональный модернизм (40е-50е)

В начале 20 века в Италии еще не было понятия «дизайнер», как такового. Созданием предметов домашней обстановки занимались художники и мастера-ремесленники. Они умело экспериментировали с формой, используя разные элементы декора. С ростом запросов общества идея ручного труда, на которой основывалась эстетика модерна, перестала удовлетворять их. Промышленное развитие не давало остаться эстетизму без изменений, тем самым меняя отношение общественности к предметно-бытовой среде. Это способствовало появлению нового явления, носившего название «малая архитектура» мебели, с которым главной ценностью предмета стала его целесообразность. В основе конструкций использовали простые геометрические формы: круг, квадрат; осями служили прямые, параллельные линии.

Уже через 2 года после войны в Милане проходит первая международная архитектурно-дизайнерская выставка «Триеналле», проводимая каждые три года, и по сегодняшний день она носит статус одной из самых престижных в мире. От этой точки стартует длительный период экономического подъема страны, вместе с которым происходит расцвет итальянского дизайна, занявшим в последствии одно из престижнейших мест в его мировой истории. Способствовало этому развитие учреждение ассоциации промышленного дизайна «ADI» и ежегодной премии «Compasso d’Oro» (итал. «золотой циркуль»), существующая и по сегодняшний день.

2. Экспериментальный дизайн и поп-арт (60е)

Международная выставка «Internationale Salone del Mobile», прошедшая осенью 1961 года в Милане, имела цель манифестации успеха национального дизайна для общей стимуляции производителей на контакт с архитекторами. Впервые правила модернизма были нарушены: дух послевоенного искусства уступил место новому формату, определенным как арт-дизайн. Метаморфоза перехода выразилась в экспериментах с материалами, такие как синтетическая

смола, резина, пластмасса, нейлон, эксклюзивные породы дерева, мрамор, кожа, хромирование поверхности, и различных смелых авангардных дизайнерских решениях. Функционализм уступает место художественной ценности вещи.

Художественность параллельно развивалась в другом новом течении, сформировавшимся под влиянием массовой американской культуры, - поп-арт («pop» - англ. «популярный»). Дизайн воплощал в жизнь поп-символы современной культуры: намеренно бытовой предмет становится объектом искусства, но не классического – он был ярким и броским, запечатлял портреты знаменитостей, рисунки животных или логотипы брендов.

3.     Радикальный дизайн (70е)

Выставка «Италия – новый домашний ландшафт» в Нью-Йорке в очередной раз приобрела переломное значение для нового десятилетия в истории итальянского дизайна. Если до нее представления об Италии складывались из живописи и скульптуры, то после и национальный дизайн завоевал статус общемирового. На выставке были представлены работы десятка лучших архитекторов, дизайнеров и конструкторов, и нескольких дизайн-студий. Основные настроения и идеи этого времени можно выразить одним емким словом – «протест». Он выражался в отторжении отжившей себя идеи «хорошего дизайна». Группы, работающие в этом стиле, назвали его «Антидизайн», центрами развития которого стали Милан, Турин и Флоренция. Его последователи занимались поиском иных форм, чего-то оригинального.

4.     Постмодернизм (80е)

Дизайн 80х вновь меняет свое направление, теперь предмет вновь обретает возможность нести какую-либо эмоцию. Жилое пространство приобретает своеобразную функцию игры, где жильцы - ее активные участники. Отличительные черты этого времени - гротеск и парадоксальность. Новое направление получило название - постмодернизм.

 

4 дизайнера – Соттсас, Бранци, Мендини и Микеле де Лукки организуют студию «Alchimia», названную в честь средневековой науки, подобно которой они искали способ преобразить обычные предметы в ценные. При работе участники студии учитывали современную моду и увлечения общества, объединяя дизайнерское функциональное решение с масс-культурой. Изобретались необычные, броские и даже вызывающие вещи. После переформирования студийного коллектива основной идеей становится «банальный дизайн», востребованный обществом. Это означало, что и обыкновенные вещи по-своему красивы. В число достижений «Alchimia» входят различные разработки мебельных форм и множество запоминающихся, многоцветных интерьеров. Например, эпатажное кресло «Proust» с формой в стиле барокко, выполненное в четырех вариантах: из переработанного цветного пластика, семицветной ткани и крашенной кости, полностью из темно-синего пластика и из белого мрамора – было использовано одновременно во всех вариациях в ярком интерьере ресторана отеля «Byblos» в комплекте с обеденным столом. Следующий руководитель студии, Мендини, проложил путь развитию «редизайна», при котором классические вещи интерпретируются по-новому. Эти идеи продолжают развиваться группой «Memphis», в последствие ставшая культовой.

5.     Современный итальянский дизайн (00е-10е)

Сложно говорить о современности, не затронув истории дизайна Италии, ведь именно процессы, происходившие в 19 веке, способствовали формированию национального вкуса. Претерпевшие общемировые этапы метания в поисках лучшего через интерпретации минимализма, хай-тека, оп-арта в 90х, местные дизайнеры, наконец, находят для себя «золотую середину». Сегодня, зайдя в помещение в итальянском стиле, вы несомненно не сможете спутать его с геометричным американским или минималистичным японским интерьером. Хотя, конечно, дизайн Италии нельзя назвать единообразным, под это понятие попадает сразу несколько направлений, сложившихся в разных районах страны.

5.1 Флоренция

Тоскана – сердце Флоренции, кусочек рая для элиты итальянского общества. Ее территория в избытке застроена виллами и дворцами с виноградниками. Подобным строениям требуется, соответствующий статусности владельца, роскошный интерьер. Потому местный дизайн отличается частыми отсылками к искусству ренессанса, воплощающихся в использовании репродукций живописи и скульптуры эпохи возрождении, а иной раз и оригиналов, мебели того стиля в современных воплощениях, фотообои с изображениями картин художников этого времени.

В отделке мебели используется бархат, позолота, различные орнаменты, вкрапления мрамора, создающие атмосферу театральности. Кроме того, отличительным элементом Флоренции стали темные, тяжелые шторы, которые потеряли популярность у многих иностранных дизайнеров, но остались актуальны здесь. Причиной этому послужил солнечный климат Италии, а также, уже названная особенность области, - интерьер разрабатывается для крупных, частных домов или габаритных пентхаузов, заранее спроектированных с большими окнами, высокими потолками и просторными комнатами. Несмотря на колоритность флорентийского стиля, итальянцы умеют подать его в соответствии с современными тенденциями. Намеренно используются трендовые оттенки, ультрамодные орнаменты, узоры, ткани и инновационные материалы. В завершение привносится пару штрихов эклектики, так популярной последние несколько лет, в виде столика «Cumano», легендарного Акилле Кастильони, в сочетании с диваном в стиле ренессанса и других подобных экспериментов.

5.2 Миланский стиль

Милан выделяется еще более ярко выраженным использованием эклектики. Проходя по миланской квартире, обыкновенное дело побывать сразу в нескольких эпохах: барокко в спальне, классицизм в гостиной, рококо в ванне. Чистота стилей нарушается неожиданным использованием современных деталей – прозрачный столик из плексигласа скорее всего найдет свое место рядом с барочными креслами и все это будет стоять на броском, геометричном ковре с коротким ворсом. Огромная стальная люстра «Dervia» может украшать гостиную с бархатным диваном и домашним кинотеатром по последнему слову техники. Сложно представить, что возможно такие разные вещи сочетать между собой, но словно обладая врожденным чутьем, итальянские дизайнеры тактично подмечают декоративные элементы предметов и находят к каждому из них уникальную пару так, что те играют уже совершенно по-новому.

Этому стилю свойственно использование мебельных форм, изобретенных местными авторами 60х-70х годов. Это предметы в стиле постмодернизм, антидизайн, редизайн. Для стен используются обои с орнаментом, а украшениями становится обилие стильных картин в различных рамах и багетах. Полы покрываются деревянной мозаикой или ламинатом, но в сочетании с узорными коврами. Акцентными деталями чаще всего становятся вещи, которые туристы обычно приобретают как сувениры – это бутылочки из зеленого стекла с оливковым маслом или вином, венецианские маски, банки с разноцветными макаронами или национальная посуда.

5.3 Новый мемфис

Это перерождение стиля 80х годов в новом свете. Геометричность и графичность образов сильно отличают его от предыдущих направлений. Тем не менее он сохраняет характерные итальянским интерьерам яркие цвета. Новый мемфис соединяет в себе итерацию авангардных деталей и использование новейших технологий, материалов и мебельных разработок.

Интерьер в этом стиле выглядит несколько инфантильно. Такой эффект достигается использованием дополнительных молочно-розовых, желтых и голубых цветов, с применением блестящих, флуорисцентых материалов и декора орнаментом, похожим на зарисовки в тетради или детские рисунки. Но все же фундаментом идеи служит именно парадоксальные формы мебели, перегородок, потолков. Оказавшись, в подобной комнате, первым делом отмечаешь щедрое наполнение всевозможными аксессуарами: множество ярких подушек, любых форм и размеров, красочные ковры, на одной стене умещаются картины, часы, разноцветные головы животных в технике оригами, книги, прибитые к стене, полки с самыми странными предметами - от горлышек бутылок до прозрачных пластиковых яблок. Все разнообразие вещей уравновешивают однотонные стены и полы из монохромной плитки или ламината.

5.4 Основные особенности итальянского дизайна

И все же несмотря на многогранность итальянских интерьеров, можно выделить точки соприкосновений, характеризующие работы местных дизайнеров.

Во-первых, это яркая цветовая гамма, по которой сразу же улавливается дух Италии. Нежно-розовый, вишневый, баклажановый, фиалковый и лиловый скорее всего станут акцентными цветами. А вот в бирюзовый или бледно-зеленый могут быть окрашены целиком стена, потолок или, например, столешницы и дверцы мебели. Глубокие темные-синие, фиолетовые и зеленые тона применяются для стен и текстиля всех видов. И, конечно, золотистый, серебристый или медный цвета – всегда найдут свое место в декорировании пространства.

Во-вторых, итальянские дизайнеры применяют в создании мебели и интерьеров различные металлы и сплавы, такие как латунь, бронза, медь, мрамор и его имитации, зеркала или зеркальные поверхности, а также цветной пластик всевозможных разновидностей,

В-третьих, непременное присутствие орнаментов и узоров. Невозможно представить итальянскую квартиру без этого приема, он в любом случае проявится в какой-либо форме на стенах или в мебели.

Вместе с тем, украшениями в подобном интерьере вероятнее всего будут классические атрибуты итальянской культуры: картины, скульптуры, отсылки к великим произведениям национального искусства и архитектуры.

И, наконец, это невероятный, искусный, ироничный оксюморон, но в соответствии с последними модными тенденциями. Так непросто рождается по-настоящему гармоничный итальянский интерьер. Его всегда можно угадать по игривой атмосфере, словно оказался внутри головоломки. Дизайнер тщательно продумал ее, он знает, что сначала взгляд привлечет яркий желтый стол, который необычной инкрустированной окантовкой перекликается с аналогичным узором обивки дивана с характерной простежкой, закрепленной декоративными пуговицами, а тот в свою очередь сочетается с сервантом, дверцы которого декорированы такими же тканевыми пуговицами, а уже его тонированные стекла будут гармонировать с экраном плазменного телевизора, стоящего на подставке, повторяющей орнамент обоев, и так далее. Даже побывав несколько раз в одной и той же комнате, каждый раз все равно будешь отмечать для себя все новые и новые интересные детали.

Итальянский дизайн и итальянский интерьер – особая, элегантная, яркая и эпатажная статья в книге как европейского, так и мирового дизайна.

 

Список литературы:

1.    Пешкова Ю. Неделя дизайна в Милане: 10 важных событий [Электронный ресурс] / Ю. Пешкова // РБК: стиль: электронный журн. – 2017, Режим доступа: http://style.rbc.ru/items/58de0f2b9a7947b33a2ed552

2.    Багулин С. Альбом "1968: Радикальный итальянский дизайн" [Электронный ресурс] / С. Багулин. // Büro 24\7: электронный журн. – 2014, Режим доступа: https://www.buro247.ua/lifestyle/albom-1968-radikalnaya-italyanskaya-furnitura.html

3.    Шейнина В. iSaloni: чего ждать от недели дизайна в Милане [Электронный ресурс] / В. Шейнина // Büro 24\7: электронный журн. – 2015, Режим доступа: https://www.buro247.ru/lifestyle/design/v-preddverii-isaloni-chego-zhdat-ot-nedeli-dizayna.html

4.    Пашина А. История итальянского дизайна: 1940-е – 1990-е гг. [Электронный ресурс] / А. Пашина // ELITE: территория интерьера: электронный журн. – 2014. - №06/102. – Режим доступа: http://www.elite-mag.ru/tema-nomera/133-istoriya-italianskogo-dizayna.html

5.    Лошак М. Новый взгляд на старую Италию Журнал [Текст] / М. Лошак // Harper`s BAZAAR: Art. Russia. - 2015. - №5. - с. 117-118.

6.    Вагнер Е. На уровне химии [Текст] / В. Вагнер // Harper`s BAZAAR: Art. Russia. - 2016. - №7. - с. 59-61.