ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Шулепов Д.А.
студент,
Санкт-Петербургский
государственный
архитектурно-строительный
университет,
г.
Санкт-Петербург, РФ
Аннотация. в
работе было рассмотрено определение первого впечатления, определены какие
факторы формируют его, а также изучены психологические аспекты первого
впечатления.
Ключевые слова: первое
впечатление, фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к
нам, взаимодействие, межличностное общение.
Практически
каждый может по внешним данным предположить, какими чертами обладает еще не
знакомый человек. Однако, чем более нейтральна обстановка, и менее выделяется
внешность, тем больше вероятность допустить ошибку в выборе тактики поведения с
человеком. Здесь начинает работать первое впечатление.
Обратимся
к определению: «первое впечатление - это сложный психологический феномен, в него
всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося
объектом познания». [1] Рассмотрим факторы формирования первого впечатления [2]:
1. Фактор превосходства. В
современном мире большое внимание уделяется статусу и положению, которое
человек занимает в обществе. Как правило, тот, чей статус заметно выше,
обладает уникальными качествами, опытом, выгодными связями, хорошим финансовым
положением и т.д. Именно поэтому первое впечатление о нем формирует фактор
превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас даже по одному из
указанных выше качеств, мы начинаем оценивать его выше, пропитываемся
необъяснимым восторгом и уважением. Стоит отметить, что данных фактор начинает
работать только если для нас действительно важны и ценны те качества, которыми
обладает статусный человек.
2. Фактор привлекательности. Очень, на
первый взгляд, посредственный и несерьезный фактор. Основной его инструмент –
наши глаза. Если внешность человека нам нравится, его лицо кажется приятным, а
одежда чистая и выглаженная, то мы автоматически начинаем приписывать этому
человеку более высокие качества личности. Мы сразу отмечаем, что он более умный
и интересный собеседник. Таким образом, мы часто переоцениваем нового человека, но это происходит только в период первого впечатления,
далее мы полагаемся на другие элементы.
3. Фактор отношения к нам. Если еще
незнакомый нам человек улыбается, ведет себя с нами учтиво и вежливо, то мы
оцениваем его выше, приписываем более положительные
характеристики, чем тому, кто будет вести себя агрессивно, холодно и
отстраненно. Важно, что этот фактор работает и в обратную сторону.
Все вышеперечисленные факторы работают одновременно и
являются основополагающими при формировании первого впечатления о новом
человеке. Безусловно, что на восприятие нового человека влияют и стереотипы,
закрепленные в обществе, и степень уверенности человека в себе самом, а также привычное
отношение к людям.
Важно
понимать, что первое впечатление – это лишь фрагмент межличностного общения, но
оно помогает избежать ошибок и быть готовым к любому взаимодействию.
1.
Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1996.– 256 с.
2.
Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра,
2004. – 295 с.
3.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко.
– СПб.: Речь, 2003. – 304с.
4.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее
взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе.
– СПб.: Тбилиси: "Мецниереба", 1989 – 155с.
5.
Фомин Ю. А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – М.: Амалфея, 2002. – 448 с.
Сведения
об авторе:
Шулепов Данил Алексеевич – студент
5 курса, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет, email:
danilshulepov@mail.ru