ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Шулепов Д.А.

студент,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, РФ

 

Аннотация. в работе было рассмотрено определение первого впечатления, определены какие факторы формируют его, а также изучены психологические аспекты первого впечатления.

Ключевые слова: первое впечатление, фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к нам, взаимодействие, межличностное общение.

Практически каждый может по внешним данным предположить, какими чертами обладает еще не знакомый человек. Однако, чем более нейтральна обстановка, и менее выделяется внешность, тем больше вероятность допустить ошибку в выборе тактики поведения с человеком. Здесь начинает работать первое впечатление.

Обратимся к определению: «первое впечатление - это сложный психологический феномен, в него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания». [1] Рассмотрим факторы формирования первого впечатления [2]:

1. Фактор превосходства. В современном мире большое внимание уделяется статусу и положению, которое человек занимает в обществе. Как правило, тот, чей статус заметно выше, обладает уникальными качествами, опытом, выгодными связями, хорошим финансовым положением и т.д. Именно поэтому первое впечатление о нем формирует фактор превосходства. При встрече с человеком, превосходящим нас даже по одному из указанных выше качеств, мы начинаем оценивать его выше, пропитываемся необъяснимым восторгом и уважением. Стоит отметить, что данных фактор начинает работать только если для нас действительно важны и ценны те качества, которыми обладает статусный человек.

2. Фактор привлекательности. Очень, на первый взгляд, посредственный и несерьезный фактор. Основной его инструмент – наши глаза. Если внешность человека нам нравится, его лицо кажется приятным, а одежда чистая и выглаженная, то мы автоматически начинаем приписывать этому человеку более высокие качества личности. Мы сразу отмечаем, что он более умный и интересный собеседник. Таким образом, мы часто переоцениваем нового человека, но это происходит только в период первого впечатления, далее мы полагаемся на другие элементы.

3. Фактор отношения к нам. Если еще незнакомый нам человек улыбается, ведет себя с нами учтиво и вежливо, то мы оцениваем его выше, приписываем более положительные характеристики, чем тому, кто будет вести себя агрессивно, холодно и отстраненно. Важно, что этот фактор работает и в обратную сторону.

Все вышеперечисленные факторы работают одновременно и являются основополагающими при формировании первого впечатления о новом человеке. Безусловно, что на восприятие нового человека влияют и стереотипы, закрепленные в обществе, и степень уверенности человека в себе самом, а также привычное отношение к людям.

Важно понимать, что первое впечатление – это лишь фрагмент межличностного общения, но оно помогает избежать ошибок и быть готовым к любому взаимодействию. 

Список литературы:

1.           Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1996.– 256 с.

2.           Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра, 2004. – 295 с.

3.           Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – СПб.: Речь, 2003. – 304с.

4.           Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе. – СПб.: Тбилиси: "Мецниереба", 1989 – 155с.

5.             Фомин Ю. А. Психология делового общения / Ю.А. Фомин. – М.: Амалфея, 2002. – 448 с.

Сведения об авторе:

Шулепов Данил Алексеевич – студент 5 курса, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, email: danilshulepov@mail.ru