ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ РЕЦИПИЕНТА
Романов В.Ю., Шулепов Д.А.
студенты,
Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный
университет,
г. Санкт-Петербург, РФ
Аннотация.
В работе были рассмотрены некоторые методы воздействия на социальные установки
человека или аудитории, даны определения понятиям убеждение и внушение, а также
изучены и раскрыты приемы внушения.
Ключевые
слова: метод убеждения, метод внушения, приемы воздействия
на аудиторию.
Психологи выделяют несколько приемов воздействия на
социальные установки человека: доказывание, уговаривание, принуждение,
убеждение, внушение. [3] Среди них основными и более универсальными методами
являются два последних. Убеждение – это определенное воздействие на человека
или аудиторию посредством выстроенной системы доказательств и подбора аргументов
с целью изменения у них существующих взглядов и представлений по указанной
теме. [2]
По Майерсу, убеждение делится на два способа: прямое
и косвенное. Прямой способ – это убеждение, которое содержит в себе
определенные благоприятные для аудитории факторы. Его используют тогда, когда
аудитория уже подготовлена, заинтересована в теме и имеет свое мнение по ней. В
основе косвенного способа убеждения лежат случайные признаки, возникающие во
время общения субъекта с аудиторией. Это происходит, когда тема не привлекает
аудиторию и требуется вводить дополнительные аргументы. [4]
Внушение – воздействие на человека и его социальные
установки посредством вербальных и невербальных приемов манипуляции. [1] Как правило внушение направлено в первую очередь не
на логику субъекта, а на его внутреннее восприятие. Психологи выделяют прямое и
косвенное внушение. Существуют следующие приемы внушения [4]:
1. «Приклеивание ярлыков» — эксперты в области рекламы
и маркетинга часто используют этот прием в своей работе. Они добавляют к
объекту определенные характеристики, которые окрашивают его в необходимый цвет
(положительный или отрицательный). Чаще всего этот прием направлен на
конкурентов и несет негативный подтекст.
2. Прием «переноса» или «трансфера» - заключается в
создании у аудитории определенной ассоциации, которая обладает бесспорной
престижностью для данной аудитории.
3. «Свидетельство» отражается в использовании в речи
у внушаемого высказываний определенной авторитетной личности. Таким образом,
аудитория становится более лояльна.
4. «Игра в простонародность» - использование в речи
определенных слов, лексики, понятных для аудитории. Цель этого приема состоит в
побуждении слушателя посмотреть на внушаемого, как «на своего».
5. «Игры в
оркестр» - прием заключается в том, что определенная информация преподносится
аудитории как самая актуальная, популярная и престижная на данный момент времени,
заставляя аудиторию принимать ее безоговорочно.
Список
литературы:
1.
Дьяченко М.И. Психология словарь
справочник / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. –
Минск: Хэлтон, 1998. — 399 с.
2.
Зимбардо
Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. —СПб.: ПИТЕР,
2014. — 448 с.
3.
Стернин И.А. Введение в речевое воздействие / И.А.Стернин. – Воронеж: Кварта,
2001. — 252 с.
4.
Потеряхин А.Л. Психология управления /
А.Л. Потеряхин. — Киев.: Астропринт, 2010. — 432 с.
5.
Ядов В.А.
Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. –
Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.
Сведения об авторах:
Романов Владислав Юрьевич - студент
5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного
университета, email: vladislavyromanov@gmail.com
Шулепов Данил Алексеевич – студент
5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного
университета, email: danilshulepov@mail.ru