ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ РЕЦИПИЕНТА

Романов В.Ю., Шулепов Д.А.

студенты, Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, РФ

 

Аннотация. В работе были рассмотрены некоторые методы воздействия на социальные установки человека или аудитории, даны определения понятиям убеждение и внушение, а также изучены и раскрыты приемы внушения.

Ключевые слова: метод убеждения, метод внушения, приемы воздействия на аудиторию.

 

Психологи выделяют несколько приемов воздействия на социальные установки человека: доказывание, уговаривание, принуждение, убеждение, внушение. [3] Среди них основными и более универсальными методами являются два последних. Убеждение – это определенное воздействие на человека или аудиторию посредством выстроенной системы доказательств и подбора аргументов с целью изменения у них существующих взглядов и представлений по указанной теме. [2]

По Майерсу, убеждение делится на два способа: прямое и косвенное. Прямой способ – это убеждение, которое содержит в себе определенные благоприятные для аудитории факторы. Его используют тогда, когда аудитория уже подготовлена, заинтересована в теме и имеет свое мнение по ней. В основе косвенного способа убеждения лежат случайные признаки, возникающие во время общения субъекта с аудиторией. Это происходит, когда тема не привлекает аудиторию и требуется вводить дополнительные аргументы. [4]

Внушение – воздействие на человека и его социальные установки посредством вербальных и невербальных приемов манипуляции. [1] Как правило внушение направлено в первую очередь не на логику субъекта, а на его внутреннее восприятие. Психологи выделяют прямое и косвенное внушение. Существуют следующие приемы внушения [4]:

1. «Приклеивание ярлыков» — эксперты в области рекламы и маркетинга часто используют этот прием в своей работе. Они добавляют к объекту определенные характеристики, которые окрашивают его в необходимый цвет (положительный или отрицательный). Чаще всего этот прием направлен на конкурентов и несет негативный подтекст.

2. Прием «переноса» или «трансфера» - заключается в создании у аудитории определенной ассоциации, которая обладает бесспорной престижностью для данной аудитории.

3. «Свидетельство» отражается в использовании в речи у внушаемого высказываний определенной авторитетной личности. Таким образом, аудитория становится более лояльна. 

4. «Игра в простонародность» - использование в речи определенных слов, лексики, понятных для аудитории. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя посмотреть на внушаемого, как «на своего».

 5. «Игры в оркестр» - прием заключается в том, что определенная информация преподносится аудитории как самая актуальная, популярная и престижная на данный момент времени, заставляя аудиторию принимать ее безоговорочно.

 

Список литературы:

1.           Дьяченко М.И. Психология словарь справочник / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск: Хэлтон, 1998. — 399 с.

2.           Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф.  Зимбардо, М. Ляйппе. —СПб.: ПИТЕР, 2014. — 448 с.

3.           Стернин И.А. Введение в речевое воздействие / И.А.Стернин. – Воронеж: Кварта, 2001.252 с.

4.           Потеряхин А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин. — Киев.: Астропринт, 2010. — 432 с.

5.           Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программы исследования / В.А. Ядов. – Самара: Самарский ун-т, 1995. – 328с.

 

Сведения об авторах:

Романов Владислав Юрьевич - студент 5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, email: vladislavyromanov@gmail.com

Шулепов Данил Алексеевич – студент 5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, email: danilshulepov@mail.ru