ВОКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕТЫ М.И.ГЛИНКИ, И РОЛЬ

РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛИСТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Цзян Шанжун

доцент кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Олейник Дарья Васильевна

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

 

Аннотация: авторы определяют роль М.И.Глинки в становлении русской вокальной школы, выделяя его основные педагогические принципы, находя истоки метода в русской народной песенности.

Ключевые слова: вокальное обучение, концентрический метод, реалистический подход, пение без сопровождения, вокальные упражнения.

 

Русская вокальная школа, которая лежит в основе современного обучения вокальному искусству, складывалась постепенно, найдя  в XIX веке своё полное выражение в вокальном методе М. И. Глинки.

Известны несколько основополагающих принципов обучения вокальному искусству М.И.Глинки, это:

-концентрический метод, в основе которого лежит первоначальная работа с певцом в среднем регистре, подразумевающим использование микста;

- воспитание кантилены посредством использования вокализации гласных звуков, и в особенности, гласной «А»;

- понятное, а главное осмысленное слово в результате чёткой дикции;

- реалистический подход к исполняемой музыке, с использованием средств вокальной выразительности в зависимости от содержания произведения, то есть в приоритете содержания над формой без лишних украшательств.

Народное песенное исполнительство, с которым Глинка был знаком с детства не только как слушатель, но и как певец, в большей степени повлияло на формирование его музыкально-эстетических и вокально-педагогических взглядов.

Изучая народные песни, сравнивая с классическим европейским искусством, Глинка всё больше укреплялся в мысли первостепенности и приоритетности русской распевной песенности, дающей большие возможности молодым певцам в приобретении хороших навыков дыхания.

Русский распев на широком льющемся дыхании, народная манера "сказывать" песни - всё это было знакомо и близко Глинке.

Принимая русскую народную песню, исполняемую без сопровождения, как первоисточник, Глинка явился первым пропагандистом ценного педагогического метода пения без сопровождения.

Ведь если обратимся к тем вокальным упражнениям Глинки, которые он написал специально для своих учеников, то становится очевидным тот факт, что в большей степени они предназначены для пения без сопровождения: из шести "циклов" только самый ранний из них - "Семь этюдов" - имеет фортепианное сопровождение. В следующем - "Шести этюдах" - оно или полностью отсутствует (№2) или имеет на нижней строке лишь скупой цифрованный бас (№№ 3, 4, 5), иногда же это частичные эскизные наброски. Последующие вокально-педагогические сочинения: "Экзерсисы", "Упражнения", "Школа пения" - как правило, сопровождения не имеют.

Пение без сопровождения в народно-песенном исполнительстве характерно для всех жанров народного творчества. Но в большей степени это характерно для песен лирических.

Именно исполнение лирических песен позволяют преподавателю естественным путем  выстроить и методически организовать полноценную работу над:

- большим по объему дыханием;

- хорошей кантиленой;

- развитой интонационно мелодией с большим диапазоном, заполненным  и постепенным движением, и скачками, без инструментальной поддержки;

- драматургией, включающей в себя, как правило, развитие образа со всеми динамическими изменениями  и штриховым разнообразием;  

- образной выразительностью, обозначенной четкой артикуляцией;

- актерским воплощением.

Но самое интересное в использовании лирических песен в классе по вокалу, это заложенное в народных песнях и часто используемое композитором М.И.Глинкой, прием куплетно - вариационного развития, который дает возможность импровизировать, видоизменяя и ритм, и интонацию, а иногда и вносить ладо-тональные изменения.

Такая раскованность музыкального материала всегда полезна исполнителю для определения правильного выбора варианта или вариации. Ведь предложение самостоятельного выбора всегда требует от исполнителя знания законов не только пения, но и законов сложения песен, развития их поэтической и мелодической линии.

Для развития самостоятельной импровизации также полезно обращение к песням хороводным и плясовым. Кроме яркой ритмической организации в этих  песнях всегда используется и развитие образа, и противопоставление образов,

воплощение чего невозможно достичь без яркой актерской выразительности, а этого зачастую так не хватает молодым певцам-исполнителям.                                         
            В обращении к русской народной песне М.И.Глинка проявил себя не только как патриот русской культуры, но и как основоположник русской школы вокала, новатор и композитор, чья музыка воплотила лучшие черты русского народного творчества.

Список литературы

1.     Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

2.     Балабан О.В.  Интерпретация народной песни как педагогический прием. В сборнике трудов научного мероприятия "Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта" Москва, 17 апреля 2013 г. С.28-31. 

3.     Балабан О.В.  Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 198-200

4.     Балабан О.В., Цзян Ш. Сохранение национальных традиций в детском народно - певческом исполнительстве//Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства/коллективная монография, Москва, Издательство «Перо», 2016, С. 43-50.

5.     Балабан О.В. Фольклор в контексте гуманизации современного музыкального образования. В сборнике трудов международной научно-практической конференции "Перспективы развития педагогики музыкального образования в контексте интеграции культурных традиций" Москва, 19-20 марта 2014 г. 2015. С.13-18.

6.     Бодина Е.А. Культурологические основы музыкального образования. Педагогика искусства. 2013. № 2. С. 47-53.

7.     Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. от Платона до Кабалевского. Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 64 Авторский учебник (1-е изд.)

8.     Цзян Ш., Олейник Д.В. Особенности интегративных подходов к организации вокальных и хоровых занятий в вузе. В книге: Современные тенденции развития культуры, искусства и образования Коллективная монография.  Москва, 2017. С. 330-335.

9.     Цзян Ш. Психологическое влияние педагога на ученика в процессе вокальных и хоровых занятий. В сборнике: Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство Сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова; Ответственный редактор: О.В. Немкова. 2015. С. 184-190.

10.                 Чишко О. С. Певческий голос и его свойства – М., 1966 – 48 с.

11.                 Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы// СПб.: Издательство ДЕАН, 2002.

Сведения об авторах:

Цзян Шанжун - доцент кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: jsryeah@mail.ru

Олейник Дарья Васильевна - магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: Darya_oleynik@bk.ru