ВОКАЛЬНО
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕТЫ М.И.ГЛИНКИ, И РОЛЬ
РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ПЕСНИ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛИСТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Цзян Шанжун
доцент кафедры музыкального
искусства
института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет»
Олейник
Дарья Васильевна
магистрант кафедры музыкального
искусства
института культуры и искусств
ГАОУ ВО «Московский городской
педагогический университет»
Аннотация:
авторы
определяют роль М.И.Глинки в становлении русской вокальной школы, выделяя его
основные педагогические принципы, находя истоки метода в русской народной песенности.
Ключевые
слова: вокальное обучение, концентрический метод,
реалистический подход, пение без сопровождения, вокальные упражнения.
Русская вокальная школа,
которая лежит в основе современного обучения вокальному искусству, складывалась
постепенно, найдя в XIX веке своё полное выражение в
вокальном методе М. И. Глинки.
Известны несколько
основополагающих принципов обучения вокальному искусству М.И.Глинки, это:
-концентрический метод,
в основе которого лежит первоначальная работа с певцом в среднем регистре,
подразумевающим использование микста;
- воспитание кантилены
посредством использования вокализации гласных звуков, и в особенности, гласной
«А»;
- понятное, а главное
осмысленное слово в результате чёткой дикции;
- реалистический подход
к исполняемой музыке, с использованием средств вокальной выразительности в
зависимости от содержания произведения, то есть в приоритете содержания над
формой без лишних украшательств.
Народное песенное
исполнительство, с которым Глинка был знаком с детства не только как слушатель,
но и как певец, в большей степени повлияло на формирование его
музыкально-эстетических и вокально-педагогических взглядов.
Изучая народные песни,
сравнивая с классическим европейским искусством, Глинка всё больше укреплялся в
мысли первостепенности и приоритетности русской распевной песенности,
дающей большие возможности молодым певцам в приобретении хороших навыков
дыхания.
Русский распев на
широком льющемся дыхании, народная манера "сказывать" песни - всё это
было знакомо и близко Глинке.
Принимая русскую
народную песню, исполняемую без сопровождения, как первоисточник, Глинка явился
первым пропагандистом ценного педагогического метода пения без сопровождения.
Ведь если обратимся к
тем вокальным упражнениям Глинки, которые он написал специально для своих
учеников, то становится очевидным тот факт, что в большей степени они
предназначены для пения без сопровождения: из шести "циклов" только
самый ранний из них - "Семь этюдов" - имеет фортепианное
сопровождение. В следующем - "Шести этюдах" - оно или полностью
отсутствует (№2) или имеет на нижней строке лишь скупой цифрованный бас (№№ 3,
4, 5), иногда же это частичные эскизные наброски. Последующие вокально-педагогические
сочинения: "Экзерсисы", "Упражнения", "Школа пения" - как правило,
сопровождения не имеют.
Пение без сопровождения
в народно-песенном исполнительстве характерно для всех жанров народного
творчества. Но в большей степени это характерно для песен лирических.
Именно исполнение
лирических песен позволяют преподавателю естественным путем выстроить и методически организовать
полноценную работу над:
- большим по объему
дыханием;
- хорошей кантиленой;
- развитой интонационно
мелодией с большим диапазоном, заполненным
и постепенным движением, и скачками, без инструментальной поддержки;
- драматургией,
включающей в себя, как правило, развитие образа со всеми динамическими
изменениями и штриховым разнообразием;
- образной выразительностью, обозначенной
четкой артикуляцией;
- актерским воплощением.
Но самое интересное в
использовании лирических песен в классе по вокалу, это заложенное в народных
песнях и часто используемое композитором М.И.Глинкой, прием куплетно
- вариационного развития, который дает возможность импровизировать, видоизменяя
и ритм, и интонацию, а иногда и вносить ладо-тональные изменения.
Такая раскованность
музыкального материала всегда полезна исполнителю для определения правильного
выбора варианта или вариации. Ведь предложение самостоятельного выбора всегда
требует от исполнителя знания законов не только пения, но и законов сложения
песен, развития их поэтической и мелодической линии.
Для развития
самостоятельной импровизации также полезно обращение к песням хороводным и
плясовым. Кроме яркой ритмической организации в этих песнях всегда используется и развитие образа,
и противопоставление образов,
воплощение чего невозможно достичь без
яркой актерской выразительности, а этого зачастую так не хватает молодым
певцам-исполнителям.
В обращении к русской народной песне М.И.Глинка
проявил себя не только как патриот русской культуры, но и как основоположник
русской школы вокала, новатор и композитор, чья музыка воплотила лучшие черты русского
народного творчества.
Список
литературы
1. Асафьев
Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.
- Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
2. Балабан
О.В. Интерпретация народной песни как
педагогический прием. В сборнике трудов научного мероприятия
"Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта"
Москва, 17 апреля 2013 г. С.28-31.
3. Балабан
О.В. Импровизация как средство
постижения народной музыкальной культуры. Мир науки, культуры, образования.
2015. № 2 (51). С. 198-200
4. Балабан
О.В., Цзян Ш. Сохранение национальных традиций в детском народно - певческом
исполнительстве//Стратегия развития образовательного пространства в контексте
интеграции культуры и искусства/коллективная монография, Москва, Издательство
«Перо», 2016, С. 43-50.
5. Балабан
О.В. Фольклор в контексте гуманизации современного
музыкального образования. В сборнике трудов международной научно-практической
конференции "Перспективы развития педагогики музыкального образования в
контексте интеграции культурных традиций" Москва, 19-20 марта 2014 г.
2015. С.13-18.
6. Бодина
Е.А. Культурологические основы музыкального образования. Педагогика искусства.
2013. № 2. С. 47-53.
7. Бодина
Е.А. История музыкальной педагогики. от Платона до Кабалевского.
Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 64 Авторский учебник (1-е изд.)
8. Цзян
Ш., Олейник Д.В. Особенности интегративных подходов к
организации вокальных и хоровых занятий в вузе. В книге:
Современные тенденции развития культуры, искусства и образования Коллективная
монография. Москва, 2017. С. 330-335.
9. Цзян
Ш. Психологическое влияние педагога на ученика в процессе вокальных и хоровых
занятий. В сборнике: Музыка в современном мире: наука, педагогика,
исполнительство Сборник статей по материалам XI международной
научно-практической конференции. Тамбовский государственный музыкально-педагогический
институт им. С.В. Рахманинова; Ответственный редактор: О.В. Немкова. 2015. С.
184-190.
10.
Чишко
О. С. Певческий голос и его свойства – М., 1966 – 48 с.
11.
Юшманов В.И. Вокальная техника и её
парадоксы// СПб.: Издательство ДЕАН, 2002.
Сведения об авторах:
Цзян Шанжун
- доцент
кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО
«Московский городской педагогический университет», e-mail:
jsryeah@mail.ru
Олейник Дарья Васильевна - магистрант
кафедры музыкального искусства института
культуры и искусств ГАОУ ВО
«Московский городской педагогический университет», e-mail: Darya_oleynik@bk.ru