ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Павлова Н. Д.

студентка магистратуры кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: Князева Г.Л.

канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального искусства,

институт культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Россия, г. Москва

 

Аннотация. Статья раскрывает значение игры в воспитании детей дошкольного возраста. Выявлена роль театрализованной игры, которая позволяет решать практически все образовательные задачи в работе с дошкольниками. Определена значимость результата совместной игры взрослого и ребенка.

Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание, кукла, адаптация, игра, театр.

 

В настоящее время пристальное внимание педагогов обращено к применению средств театральной педагогики на разных ступенях образовательного процесса [2, с. 93]. Особенно эффективным представляется внедрение театрально-игровых технологий в работу с дошкольниками. Кукольный театр – это ожившая сказка. Сказка, в которой дети могут быть и режиссерами, и актерами. Оживление предмета или куклы – действие хорошо знакомое детям. В психологии и педагогике применяется термин «режиссерская игра», когда ребенок придумывает и разыгрывает с помощью игрушек или подручных предметов события, будто бы с ними происходящие. Эта деятельность очень полезна для развития детского воображения. А воображение – это основа развития мышления в целом. Так почему же сегодня столь мало времени взрослые уделяют развитию воображения у детей дошкольного возраста и ставят на первое место развитие навыков чтения, счета и письма?

М.Л. Нюш в своей книге «Игра из глубины души» пишет о том, что «в США у учеников начальных классов уже наблюдается «синдром выгорания»» [3, с. 11]. А результаты тестов на проверку базовых знаний у швейцарских первоклассников показали, что дети, посещавшие до школы специальные подготовительные курсы, после второго года обучения в школе не становятся более развитыми, чем их сверстники, посещавшие до школы обычный детский сад. Наоборот, детсадовские дети осваивают материал с наименьшими психическими трудностями. А дети, начавшие обучение в дошкольном возрасте, раньше и быстрее устают в школе [3].

Между тем, игра для ребенка – это источник духовного, телесного и душевного здоровья. У многих детей дошкольного возраста есть проблемы с правильным произношением звуков в словах, у кого-то есть психические особенности развития, да и просто застенчивому ребенку тяжело справиться с темпом развития, который перед ним ставит взрослый. Игра в театре наподобие ширмы для детей, да и сама ширма помогает тем детям, у которых еще много проблем (нерешительность (робость) в своих действиях, неуверенность в себе, отсутствие взаимопонимания со взрослыми и сверстниками и т.д.). Используя игрушку (или куклу) для выражения своих чувств и эмоций дети чувствуют себя гораздо увереннее, и начинают взаимодействовать друг с другом. Взрослый, делая замечание или поправляя ребенка, обращается не к нему лично, а к кукле. Такая коррекция для ребенка будет значительно мягче и эффективнее.

Многие игры помогают детям познавать окружающий мир, себя и свое место в нем; налаживать партнерские отношения; учиться соблюдать правила; формировать и отрабатывать навыки самоконтроля. Способность справляться с противоречиями, с напряжениями и конфликтами не является врожденной. Ее нужно постоянно развивать. Поэтому важно, чтобы подобные напряжения и противоречия были доступны и видны ребенку, чтобы он имел возможность учиться, как с ними взаимодействовать. А научиться этому он может как раз во время театральной игры. Немного утрировать, «перегибать палку», ругаться – и можно говорить о тренировке конфликтных ситуаций, с которыми ребенок сталкивается в процессе своего развития. При этом важную роль играет общение со взрослыми, с родителями, с воспитателем, с соседями, с другими детьми [4]. Ощущение дружеской поддержки и взаимопомощи способствует формированию внутренней свободы – важного для современного человека личностного качества.

В соответствии с концепцией В.В. Давыдова, умение видеть «целое» раньше «частей», осваиваемое ребёнком в таких играх, есть фундамент для формирования «воображения как новообразования дошкольного возраста» [1]. Опираясь на идеи П.Я. Гальперина о принципах функционального развития деятельности, Д.Б. Эльконин позиционировал игру как опыт постепенного развития умственной деятельности на основе многофункциональности игровых действий: от выполняемых с игрушками и предметами-заместителями – к речевым, а затем к умственным. В процессе перехода дошкольника в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом фоне, и в дальнейшем к действиям со значениями предметов, происходит формирование внутреннего плана [5].

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная игра мягко воздействует на ребенка, проявляя в своей сути принцип – обучение в игре или через игру.

В процесс театрализованной игры:

- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

- происходит развитие различных анализаторов;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона, темп и выразительность речи;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- происходит коррекция поведения;

- воспитывается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, позволяя решать многочисленные образовательные задачи естественным и незаметным образом.

 

Список использованной литературы:

1.  Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 376 с. 

2.  Князева Г.Л. Театральные технологии в общем и музыкально-педагогическом образовании // Стратегии развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства: коллективная монография. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 92–97.

3.  Нюш М.Л. Игра из глубины души. О способности детей играть в исцеляющие игры. – К.: Наири. – 2016. – 132 с.

4.     Павлова Н.Д., Князева Г.Л. Образ взрослого человека в формировании личности дошкольника // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-педагогического образования: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Издательство «Перо», 2017. – С. 190-194.

5.       Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 2009. 113 с.

 

THEATRICAL ACTIVITIES IN THE LIFE OF A PRESCHOOLER

Pavlova N. D.

Magistracy student of the department of music art,

Institute of Culture and Arts of the State Autonomous

Educational Institution of Higher Education

«Moscow City University»,

Moscow, Russia

Scientific adviser: Knyazeva G.L.

PhD, associate Professor of the department of music art,

Institute of Culture and Arts of the State Autonomous

Educational Institution of Higher Education

«Moscow City University»,

Moscow, Russia

 

Summary: The article reveals the importance of the game in the education of children of preschool age. The role of the theatrical game, which allows you to solve almost all tasks in educational work with children of different ages. Determined the significance of the result of playing together, adult and child.

Key words: preschool age, education, doll, adaptation, game, theatre.

References:

1. Ermolaeva M. V. Psychology of development: the Methodical manual for students of correspondence and remote forms of education.  2nd ed. - Moscow: Moscow psychological and social Institute; Voronezh: publishing house of NGO "MODEK", 2003. - 376 p.

2. Knyazeva G. L. Theatrical technologies in General and musical-pedagogical education // Strategies for the development of educational space in the context of the integration of culture and art: collective monograph. - Moscow: Publishing House "Pero", 2016. - P. 92-97.

3. Nush Ml Game from the depths of the soul. About children's ability to play healing games. – K.: Nairi. - 2016. - 132 p.

4. Pavlova N. D., Knyazeva G. L. Image of an adult in the formation of the personality of the preschool child / / Theoretical and practical aspects of the development of musical and pedagogical education: materials of the international scientific and practical conference. - Moscow: Publishing House "Pero", 2017. – P. 190-194.

5. Elkonin D. B. Psychology of the game. – M.: Vlados, 2009. - 113 p.