ИССЛЕДОВАНИЕ
ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ
СТРУКТУРУ
ДЕФЕКТА
Буляева
Е.Е.
студент,
Хакасский государственный университет им. Н.Ф.
Катанова,
Россия, г. Абакан
Научный руководитель - Пустовойт Н.В. к.п.н.,
доцент
Хакасский государственный университет им. Н.Ф.
Катанова,
Россия, г. Абакан
Аннотация.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, в
рамках которого был проведен анализ сложившейся социально-педагогической
инфраструктуры поддержки детей, имеющих сложную структуру дефекта в городе
Абакан, обоснованно развитие данного направления.
Ключевые
слова: дети со сложной структурой дефекта,
социально-педагогическая инфраструктура, коррекционное образование, коррекционное воспитание, инклюзия.
Дети со сложной структурой дефекта - это достаточно
редкая, статистически малозначимая категория аномальных детей. Сложный дефект
представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития,
он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от
составляющих его аномалий [1]. Между тем, согласно данным исследований и
наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем до 45
% контингента специальных образовательных учреждений [2].
До недавнего времени, в нашей стране, многим детям
данной категории вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной
педагогической помощи, так как они считались необучаемыми. Однако, за последнее
десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания детей,
имеющих различные дефекты, существенно улучшилось, соответственно возросла
необходимость развития социально-педагогической инфраструктуры для данной
категории.
Социально-педагогическая инфраструктура поддержки детей,
имеющих сложную структуру дефекта, призвана обеспечить социализацию ребёнка,
т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребёнка с
отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности,
максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности
жить самостоятельно.
С целью обоснования перспектив в развитии социально
- педагогической инфраструктуры поддержки детей, имеющих сложную структуру
дефекта, нами было проведено эмпирическое исследование.
Анализ документов, результаты экспертного опроса
показали, что в развитии социально-педагогической инфраструктуры поддержки
детей в городе Абакан за последние годы произошли многочисленные изменения. С
2011 года в инклюзивное образование включилась школа №22, с 2013 года школа №4,
с 2014 года школы № 12 и 20, с 2015года это школа № 25. С 2012 года открылись
группы для детей со сложной структурой дефекта в Детских садах «Орлёнок»,
«Журавлик», «Василёк».
Важное место в коррекционно-развивающем пространстве
города занимает муниципальный Центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи, на базе которого организована работа
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В 2017 г. в данном Центре
оборудован кабинет компьютерной диагностики, а также кабинет для проведения
психофизиологических тренингов на основе технологии функционального биоуправления
БОС «Комфорт» и занятий с использованием развивающе-коррекционного комплекса с
видеобиоуправлением «Тимокко» [3].
На базе школы № 24 в 2017 г. продолжил работу
муниципальный Центр инклюзивного образования, обеспечивающий координацию работы
образовательных учреждений города. В течение года проведено 25 методических
семинаров по вопросам инклюзивного образования с участием 829 педагогов детских
садов и школ.
В развитии социально-педагогической инфраструктуры
поддержки детей в городе Абакан намечаются такие перспективы, как: активное
вовлечение школ в инклюзивное образование; открытие специальных группы в
детских садах для детей со сложной структурой дефекта; открытие разных отделов
специализированной помощи детям в уже существующих учреждениях; использование
новых методик работы с детьми; развитие и обучение специалистов.
Далее в процессе исследования, на основе письменного
пороса (анкетирования), были изучены потребности родителей с детьми, имеющих
сложную структуру дефекта. Наиболее востребованными являются услуги
специализированных социальных учреждений. Так большинство респондентов (40%)
хотят, что бы в городе Абакан был реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями, как и в городе Саяногорске. В связи с такими
трудностями, которыми сталкиваются родители и их дети, как отдаленность
учреждений от дома (40%), трудности в передвижении с ребенком (50%), родители
выразили желание о реализации в городе Абакан услуги «социальное» такси.
Рисунок
1 – Проблемы, возникающие у родителей с детьми при посещении специализированных
учреждений.
В целом проведенное исследование позволяет
констатировать, что в городе Абакан целенаправленно ведется работа по развития
социально-педагогической инфраструктуры поддержки детей, в том числе и детей со
сложной структурой дефекта. Перспективным является открытие различных отделов
специализированной помощи детям в уже
существующих учреждениях социально-педагогической инфраструктуры, использование
новых методик работы с детьми, а так же развитие и обучение специалистов.
Список
литературы:
1. Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и
воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
2.Чулков В. Н. Развитие и образование детей со
сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М.
Назаровой. - М., 2001. – 345 с.
3. Публичный доклад об итогах деятельности
Городского управления образования Администрации города Абакана в 2017 году
[Электронный ресурс]. – URL: http://гуо.абакан.рф (дата обращения: 10.03.2018).
Сведения
об авторе:
Буляева
Елизавета Евгеньевна – студентка 1 курса магистратуры
кафедры социальной работы Медико-психолого-социального института Хакасского
государственного университета им. Н.Ф. Катанова, email:liza10101995@yandex.ru