РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ЧАСТИ МВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИИ ОБРАТИВШИХСЯ ПАЦИЕНТОВ

Кирюхин О.Л.

Врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

Бузынин В.И.

Начальник организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»

Новикова Н.Ю.

Старший инспектор организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»

 

Аннотация: в статье проанализированы результаты эффективности противотабачного лечения у пациентов терапевтического профиля с различной мотивацией к прекращению курения. Установлено, что степень проявления никотиновой абстиненции наиболее выражена у лиц, чьё мнение сформировано влиянием окружения или добровольно-принудительными мерами служебных коллективов. Выявлена высокая эффективность в лечении табакокурения в результате влияние лечащего врача на мотивацию пациента к прекращению курения.

Ключевые слова: курение, медицинская служба МВД, мотивация к прекращению табакокурения, никотин-ассоциированные заболевания, никотиновая зависимость, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, табачная зависимость.

 

На сегодняшний день работа медицинских организаций МВД России ориентирована на решение приоритетных задач государственной политики, определенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и руководством министерства. В их числе – принятие исчерпывающих мер, направленных на сохранение здоровья и поддержание трудоспособности сотрудников органов внутренних дел как важнейшего элемента их социальной защищенности [8]. Задача модернизации ведомственного здравоохранения как неотъемлемой части единой системы государственного здравоохранения является приоритетной [9]. Решение задач модернизации ведомственного здравоохранения невозможно без всестороннего научного анализа проблем, стоящих перед медициной МВД [10]. Меры по повышению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, направленных на сохранение здоровья, поддержание трудоспособности и боеготовности личного состава преобладают и в деятельности медико-санитарных частей МВД. Политика в отношении профилактики заболеваний и устранении факторов риска этих заболеваний стоит на первом месте среди приоритетных направлений деятельности и министерства здравоохранения, среди которых борьба с курением в государственном масштабе занимает одно из ведущих мест. Самой распространенной мерой контроля за употреблением табака является создание зон, свободных от курения, в том числе на рабочих местах [2]. Запрет курения в общественных местах, повышение цен на табачную продукцию, создание социальной рекламы, формирование общественного мнения – это лишь малая часть начатой работы, ожидаемые итоги которой – не просто снижение заболеваемости никотин-ассоциированными заболеваниями, но и оздоровлении нации в целом. Поэтому борьба с табакокурением и лечение никотиновой зависимости является одной из важнейших задач в работе медицинской службы МВД.

Потребление табака является единственной наиболее легко устранимой причиной смерти, из-за которой гибнет примерно половина всех людей, курящих в течение длительного времени [1], и относится к числу наиболее распространенных видов поведения человека, противоположных здоровому образу жизни. Согласно данным многочисленных исследований, несмотря на предпринимаемые активные меры по профилактике табакокурения и лечению лиц, страдающих никотиновой зависимостью, распространенность курения среди населения продолжает сохранять свою популярность [3, 4, 5, 6, 7, 11]. Учитывая, что курение табака вызывает заболевания различных физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной и др.), принципами лечения табачной зависимости должны овладеть врачи различных специальностей [12].

В настоящее время высокая распространенность курения является одним из препятствий реализации Национальной программы демографической безопасности. Исследования показывают, что такая простейшая мера, как совет врача прекратить курение, оказывается достаточно действенной: в 9,7% случаев больные бросают курить на срок 12 месяцев и более (по данным современной литературы). Тем не менее, хотя большинство курильщиков признаются, что совет врача был бы для них самым важным мотивационным фактором для прекращения курения, но только 40-50% из них когда-либо получали такую рекомендацию. И лишь 4% врачей считают, что они могут эффективно влиять на курильщиков в плане отказа от вредной привычки. Причина такого пессимизма со стороны врачей остаётся пока неизвестной, однако некоторые из них считают, что вряд ли смогут повлиять на мотивационные факторы «убеждённых курильщиков», другие – что пациент и сам понимает пагубность курения, просто «не готов бросить в данный момент» и убеждать его в этом – бесполезно. Но, что явилось неожиданностью, среди врачей были и те, кто скептически относился к курению, как к серьёзному фактору риска, упоминая «надуманность» и «гипертрофированность» мнения по этому поводу. Именно от таких врачей пациент получает «двойное послание» (в терминах трансактного анализа) – сознательную рекомендацию прекратить курение и бессознательное разрешение на прежнюю форму поведения.

Целью нашего исследования являлся анализ эффективности противотабачного лечения у пациентов терапевтического профиля с различной мотивацией к прекращению курения. Многочисленные высказывания пациентов о причинах своего обращения мы разделили на 4 большие группы:

Наличие у курящих хронических соматических заболеваний и связанные с ними врачебные запреты курения табака – так называемое «принудительное» направление на лечение от табакокурения. Больные этой категории выглядели достаточно мотивированными на лечение. В своём рассуждении они часто сожалели о том, что не бросили курить раньше и охотно следовали рекомендациям врача-нарколога, соблюдая не только установленный режим, но охотно выполняли домашние задания и вели дневниковые записи.

«Принудительно-добровольное» желание лечиться от курения по настойчивому требованию родственников, членов семьи, руководителей и членов производственного коллектива. Пациенты этой группы чаще приходили в сопровождении родственников, друзей и сослуживцев, а в своей речи часто ссылались на чужое мнение, ища поддержки в лице врача-нарколога и ожидая менее категоричных рекомендаций в отношении своего пагубного пристрастия. Их девизом было скорее не «бросить курить во что бы то не стало», а «усыпить бдительность окружающих» своими искренними усилиями и тщетными поисками «подходящего лечения».

Добровольное желание лечиться от курения в связи с осознанием его вреда. Эта группа обратившихся упоминала отрицательные симптомы, связанные с табакокурением: кашель, одышку, утомляемость, ослабление восприятия запаха и вкуса, высокие материальные затраты и даже рост пожароопасности. При этом они не всегда объективно оценивали происходящее, часто приписывая курению гораздо больший вред, сваливая часть своего «жизненного дискомфорта» на «вредную привычку» и объясняя негативные явления своего быта влиянием никотина. Их решение было принято самостоятельно, но, зачастую, сформировано под влиянием окружения или средств массовой информации.

«Симптоматическое» желание бросить курить вследствие появившихся опасений за свое здоровье или здоровье родных при наличии пограничных нервно-психических расстройств, главным образом аффективных колебаний настроения и тревожно-ипохондрических явлений.

В соответствии с этим, все обследуемые были разделены на 4 статистически достоверные группы. При формировании групп из общего контингента пациентов исключили лиц, которые желают пройти лечение, исходя из мотивов «любопытства или интереса». 120 пациентов, мужчин, курящих не менее 5 лет, без психических расстройств и других видов зависимостей, были обследованы клиническим психиатрическим методом с использованием тестирования по стандартным методикам. Повышенным считали уровень тревоги, превышающим норму по обеим шкалам. Минимальный возраст больных составлял 42 года, максимальный – 68 лет, средний возраст – 55,3±14,2 лет. Все пациенты прошли общеклиническое обследование, согласно требованиям, предъявляемым при поступлении в терапевтическое отделение госпиталя МСЧ МВД, и предоставили информированное согласие на обследование психотерапевтом и лечение, согласно Хельсинской декларации.

В исследование не включались пациенты с нарушением ритма, перенесшие инфаркт миокарда менее чем 6 месяцев назад, лица с выраженной сердечной недостаточностью (III ст. по классификации Стражеско-Василенко), психическими расстройствами, превышающими уровень пограничных расстройств и заболеваниями нервной системы. Статистическую обработку данных проводили при помощи программ Statistica for Windows 5.0 (“Stat.Soft, Inc.”). Результаты представлены в виде М±м (среднее±стандартная ошибка среднего).

В лечении использовалась психотерапия суггестивного направления. Сеансы проводились в количестве трёх посещений по одному часу индивидуально. 2 последующие недели проводилось поддерживающее лечение. Результат лечения оценивали через 6 недель.

Результаты и обсуждение. Наибольшую эффективность и приверженность к лечению, как и ожидалось, обнаружила группа пациентов с добровольным желанием избавиться от курения и высоким уровнем критического отношения собственного «Я» к курению табака. Неожиданно высоким оказался эффект от лечения у больных первой группы – лиц с хроническими соматическими заболеваниями, направленных на лечение врачами в полупринудительном порядке с активным предоставлением подробной информации о возможных неблагоприятных последствиях. Третье место – за «симптоматической» мотивацией на фоне ипохондрических рассуждений пациентов о своём здоровье. И менее эффективным определено лечение у пациентов, на мнение которых влияли требования родственников, руководителей и членов служебных коллективов, «принудительно-добровольного» направления на лечение (табл. 1). При этом степень выраженности никотиновой абстиненции этих больных существенно превосходила абстинентные явления в других группах, что позволило с высокой долей вероятности считать мотивационный фактор одним из элементов, составляющих целостную картину «никотиновой абстиненции».

 

Таблица 1. Результаты лечения табачной зависимости сотрудников МВД

Группы с разной мотивацией к прекращению курения

Доля рецидивов

Оценка тяги к курению по 10-ти больной шкале

Признаки никотиновой абстиненции

Запрет врачей

13,3%

4,1%±0,9

++

Добровольно-принудительное

23,3%

7,2%±1,3

++++

Добровольное желание

6,7%

2,2%±0,8

++

«Симптоматическое»

20%

7,1%±0,9

+++

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Общим фактором, влияющим на эффективность терапии и одно­временно на приверженность к лечению, является уровень критического отношения собственного «Я» к курению табака.

2. Степень проявления никотиновой абстиненции зависит от уровня мотивации пациентов, и выражена в большей степени у тех, чьё мнение сформировано влиянием окружения или добровольно-принудительными мерами служебных коллективов.

3. Влияние лечащего врача на мотивацию пациента к прекращению курения предполагает высокую эффективность в лечении табакокурения.

4. Пациенты с «принудительно-добровольной» мотивацией к прекращению табакокурения требуют особого внимания и разъяснения со стороны врача для повышения эффективности лечения табачной зависимости.

Список литературы:

 

1. Александров, А.А. Лечение табачной зависимости [Текст] / А.А. Александров // Медицинские новости. – 2009. – № 2. – С. 31-36.

2. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2013 год: обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий [Текст] / ВОЗ. – Москва, 2013. – 202 с.

3. Дунай, В.И. Курение в студенческой среде: мотивация, уровень никотиновой зависимости и психологические особенности [Текст] / В.И. Дунай, Н.Г. Аринчина, В.Н. Сидоренко // Медицинский журнал. – 2015. – № 3. – С. 59-61.

4. Калягин, А. Н. Выявление табачной зависимости и ее оценка [Текст] / А.Н. Калягин, Д. Г. Губин, Т.М. Максикова // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. – 2014. – № 1. – С. 93-100.

5. Распространенность и интенсивность курения среди студентов младших и старших курсов некоторых университетов Российской Федерации [Текст] / М.Л. Отавина [и др.] // Наркология. – 2016. – № 3. – С. 18-22.

6. Романникова, М.В. Проблема табакокурения в подростковой среде: возможные пути решения [Текст] / М.В. Романникова // Воспитание школьников. – 2013. – № 3. – С. 36-39.

7. Рощин, Д.О. Охрана здоровья граждан от воздействия табачного дыма: административная практика [Текст] / Д. О. Рощин, А. Н. Плутницкий // Менеджер здравоохранения. – 2016. – № 10. – С. 46-50.

8. Сидоренко, В.А. Ведомственное здравоохранение: истории, состояние, перспективы развития [Текст] / В.А. Сидоренко // Медицинский вестник МВД. – 2016. – № 6 (85). – С. 2-8.

9. Сидоренко, В.А. Модернизация здравоохранения МВД России [Текст] / В.А. Сидоренко // Медицинский вестник МВД. – 2015. – № 1 (74). – С. 2-6.

10. Сидоренко, В.А. Развитие ведомственной медицины – основа укрепления здоровья сотрудников органов внутренних дел [Текст] / В.А. Сидоренко, В.Ф. Зубрицкий // Медицинский вестник МВД. – № 2 (87). – 2017. – С. 2-4.

11. Суховская, О. А. Заблуждения, которые мешают бросить курить. Как врачу построить аргументацию [Текст] / О.А. Суховская // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. – 2017. – № 9. – С. 104-110.

12. Чучалин, А.Г. Практическое руководство по лечению табачной зависимости [Текст] / А.Г. Чучалин, Г.М. Сахарова, К.Ю. Новиков // Русский медицинский журнал. – 2001. – № 21. – С. 904-911.

Сведения об авторах:

Кирюхин Олег Львович – врач-психотерапевт клинического госпиталя ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области», к.м.н.

e-mail: okiryukhin@bk.ru

Бузынин Владимир Иванович – начальник организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»

Новикова Наталья Юрьевна – старший инспектор организационно-методического и лечебно-профилактического отдела ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области»