УДК 94 (574.5)

 

О ПРОБЛЕМЕ ЖЕНСКОГО ТРУДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ       ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА АКТЮБИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ  ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Ешпанов В.С.

Университет «Туран-Астана»

 Республика Казахстан, г. Астана

 

        Аннотация. Данная статья посвящена работницам стальной магистрали. На основе архивных документов показана трудовая  деятельность Актюбинских тыловиков в годы Великой Отечественной войны. Основное внимание в работе уделено ключевым направлениям железнодорожников тыла. Исследован процесс работы женского труда. Раскрыты трудности и успехи, проанализированы и сделаны выводы трудового подвига и самоотверженности женщин тыла. Материалы могут быть использованы при написании научных докладов, работ по истории железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Актюбинские железнодорожники, Актюбинское отделение Оренбургской железной дороги, женщины тыла, железнодорожный транспорт.

Вспоминая героические истории советского народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Это они в первые дни войны, преодолевая огромные трудности, смогли заменить своих мужей, отцов и братьев. Это их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории советского союза. Летопись подвига Актюбинских женщин железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне будет неполной, если не сказать о тыловых работах.  А проявление трудового героизма стало нормой жизни для женщин военного времени.

Многочисленным кадровым резервом железнодорожного транспорта СССР в годы Великой Отечественной войны стали женщины. К началу войны они, освоили железнодорожные специальности и составили 20% всех работников отрасли в масштабах страны. Для сравнения, в тридцатых годах эта цифра не достигла и 10%.  Немало женщин трудилось в предвоенные годы в железнодорожных отраслях Казахстана. Общая численность рабочих и служащих железнодорожного транспорта Казахстана выросла  с 35 %  в 1930 году,  до 47 %  в 1940 году. В том числе на транспорте и в учреждениях связи с  22 % до 86 %.  Закон о всеобщей воинской обязанности,  был принят на IV-ой  сессии Верховного Совета СССР, от 1 сентября 1939года. Народным Комиссариатом Обороны и Военно-Мор­ского Флота предоставлялось право брать в армию и флот женщин, имеющих медицинскую, ветеринарную и специально-техническую подготовку, а так­же привлекать их на учебные сборы. В военное время женщины, имеющие указанную подготовку, могли быть призваны в армию и флот для несения вспомогательной и специальной службы[1].

На смену ушедшим квалифицированным работникам пришло мобилизованное городское, сельское и эвакуированное население - женщины. К началу войны вопрос о подборе и обучении женских кадров не раз обсуждался и политотделом Актюбинской железной дороги и в дорожном профсоюзе. 3 октября 1941года был издан приказ начальника дороги  «Об укомплектовании штата железной дороги за счет привлечения женского труда, инвалидов и пенсионеров». В ноябре 1941 г в политотделе Актюбинской дороги проходило обсуждение выполнения приказа №543/Ц Наркома путей сообщения Л.М. Кагановича «О повышении квалификации и подготовки работников массовых профессий железнодорожного транспорта из женщин». В целом за годы войны вопросы привлечения горожанок, колхозниц, служащих, учащихся на железную дорогу, организации их обучения не раз появлялись в повестке дня Обкома партии, профсоюза и политотдела Актюбинского отделения железной дороги.

7 июля 1942 года руководство Актюбинского отделения железной дороги приняло постановление «Об оказании помощи домохозяйкам и служащим, пришедшим работать на производство, а также неквалифицированным рабочим и работницам в приобретении производственной квалификации». Ориентируясь на него, железнодорожные профсоюзы области вовлекали домохозяек, жен служащих в работу. Согласно приказу женщины должны были освоить большую часть мужских профессий, таких как: стрелочников, путевых обходчиков, ремонтных рабочих и прочих. В связи с этим характерной мерой применения труда женщин стало то, что он носил в основном производственный характер. Военно-хозяйственные задачи на Актюбинском отделении железной дороги приходилось решать при недостаточной численности квалифицированных кадров[2,с.20].

Численность работниц железнодорожного транспорта в годы войны возрастала. С мая 1941г. по январь 1945г. она возросла на 17,2% , то есть почти в 2 раза. В общем женщин, занятых в железнодорожном хозяйстве Казахстана  достигло в военное время в среднем 55-60%.  При Актюбинском отделении железной дороги  уже к июлю 1942 года, женщины составляли 45%. Если до войны женщины работали, главным образом, в административно-управленческом аппарате, на участках непосредственно не связанных с эксплуатацией железной дороги, то в военное время это положение заметно изменилось. Внедрение женского труда особенно было характерно на службах: пассажирской, пути, движения, связи.

Так на 1 июля 1943г. из 964 рабочих по ремонту пути - 534 было женщин, из 412 стрелочников 218 - женщин, из 502 грузчиков - 395 женщин. Женщины работали также токарями, кочегарами паровозов, машинистами подъемных кранов, даже машинистами поездов. В работе Актюбинских тружениц железной дороги были случаи невыполнения поставленных задач, что также отмечалось на партсобраниях. Критика отдельных руководителей была довольно жесткой. На совещании Актюбинского обкома ВКП(б) в мае 1944года, критике подверглась бригада стрелочниц Хортковой [3,с.148]. Так по всем службам Актюбинского отделения железной дороги за 1943 год из 12.500 человек работающих было подвергнуто взысканиям за нарушение трудовой дисциплины, браки, в работе – 3.100 человек[4,с.69].

В период военных событий количество женщин в различных отраслях железнодорожного транспортного хозяйства быстро увеличивалось и достигло к 1 сентября 1942года - 41.5%. к 1 сентября 1943г. - 47,4%, к 1 сентября 1944г. - 46,3%, к 1 апреля 1945г. - 46.2% от общей численности рабочих и служащих.

Таким образом, женщины, составляли более 68% работников железнодорожного транспорта в годы войны[5,с.55]. При этом значительная часть имела стаж трудовой деятельности от трех лет и меньше. Заполнение пустовавших рабочих мест на железной дороге за счет - женщин в годы войны решало проблему кадров лишь частично. Вновь пришедший контингент необходимо было обучить и подготовить. В целом, преодолевая сложности военного периода, рабочие и служащие Актюбинского отделения Оренбургской железной дороги смогли выполнить задачи,  возложенные на них Советским правительством и партией.

Резюмируя научную работу, понимаешь, что данная проблема многогранна и все, затронуть сразу просто не возможно. Поэтому ставить точку преждевременно и оставляю место для новых исследований. Война на примере Актюбинских женщин показала нам всем, что они являются прямым подтверждением силы духа, стойкости, мужества. Обществу следует помнить, что мы являемся потомками победителей и в наших сердцах, всегда будет олицетворяться образ и символ советской женщины-труженицы, патриотки, бойца и просто матери.

Список литературы:

1.       Государственный Архив Актюбинской области. ГААО.Ф. 13. Оп.11. Д. 245. Л. 18.

2.       Ешпанов В.С. Актюбинские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) принципы и методы производственной деятельности. //Вестник Кемеровского Государственного университета.- 2014.-№1.-с.19-22.

3.       Ешпанов В.С. Выполнение производственных показателей на Актюбинском железнодорожном отделении в годы Великой Отечественной войны: основные тенденции и итоги. //Гуманитарные науки и образование. Мордовский государственный педагогический институт.-2013.-№3.-с.147-150.

4.       Ешпанов В.С., Умархажиева М.Р., Сарсембай М.В. Из истории Актюбинских железнодорожников: тыловая магистраль жизни в годы Великой Отечественной войны. //Международный научный журнал «Наука без границ»-2018. Москва-№3.-с. 66-72.

5.       Ешпанов В.С., Сарсембай М.В. Проблема обеспечения железнодорожного транспорта рабочей силой в годы Великой Отечественной войны (на примере Актюбинского отделения Оренбургской железной дороги).//Наука и образование: новое время.-2018. Чебоксары-№2.с-50-56.

Сведения об авторе:

Ешпанов Владимир Сарсембаевич доктор исторических наук, профессор.Университет «Туран-Астана» Республика Казахстан, г. Астана. E-mail: ws-282@mail.ru

ON THE PROBLEM OF WOMEN'S LABOR IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE AKTYUBINSKY BRANCH OF THE RAILWAY

Eshpanov V.S.

       Abstract. This article is devoted to the employees of the steel trunk line. On the basis of archival documents, the labor activity of the Aktuba tailors during the Great Patriotic War is shown. The main attention in the work is given to the key directions of the railway workers of the rear. The process of work of female labor has been studied. The difficulties and successes are revealed, the conclusions of the labor feat and dedication of the women of the rear are analyzed and made. Materials can be used to write scientific reports, work on the history of rail transport.

      Key words: Great Patriotic War, Aktyubinsk Railwaymen, Aktobe Branch of the Orenburg Railway, rear women, railway transport.

Literature:

1. The State Archive of the Aktyubinsk region. GAAO.F. 13. Op.11. D. 245. L. 18.

2. Eshpanov V.S. Aktobe Railroaders during the Great Patriotic War (1941-1945) principles and methods of production activities. // Bulletin of the Kemerovo State University .- 2014.-No.1-p. 19-22.

3. Eshpanov V.S. Performance of production indicators at the Aktyubinsk railway department during the Great Patriotic War: main trends and results. // Humanities and Education. Mordovian State Pedagogical Institute.-2013.-№3.-p.147-150.

4. Eshpanov VS, Umarhazhieva MR, Sarsembay MV From the history of the Aktyubinsk railway workers: the backbone of life during the Great Patriotic War. // International scientific journal "Science without borders" -2018. Moscow-No.3-p. 66-72.

5. Eshpanov VS, Sarsembay MV The problem of providing the railway transport with manpower during the Great Patriotic War (on the example of the Aktyubinsk branch of the Orenburg railway). / Science and education: new time. 2018. Cheboksary-№2.p-50-56.