ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНОГО ДЖАЗА В ПОРТРЕТАХ ЕГО ЯРЧАЙШИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Разознанный Денис Александрович,

магистрант кафедры музыкального искусства

института культуры и искусств

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аннотация: В статье через призму исполнителей рассматривается процесс формирования вокального джаза с характерными особенностями исполнительской манеры джазовых певцов. Определены стилевые и вокальные особенности мужского и женского пения в сравнение с инструментальным джазовым исполнительством.

Ключевые слова: джазовая манера, характерный вокальный тембр, джазовая фразировка, бибоб, скэт-пение,  джазовая атака звука, свинг, коллективная  импровизация.

Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце  XIX  начале XX веков в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального джаза изначально стали: импровизация, изощренный ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры - свинг.

 Джаз был сформирован в результате соединения нескольких музыкальных культур разных народов и традиций. Африканская музыка отличается изобилием очень сложных ритмов и сопровождением танцами, что послужило формированию жанра регтайм. Ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению – джазу. Начиная с  XVIII века европейская музыкальная культура претерпела серьезные изменения в Новом Свете, и ее синтез с африканским фольклором привел впоследствии к возникновению джаза в общепринятом понятии.

Джаз в основе - инструментальная музыка. Инструмент, прежде всего, является основным воплощением образности, его тембр, фразировка, импровизированное развитие. Но всем известно, что первым инструментом человека был именно голос. В джазе существуют свои особенности пения, которые менялись вместе с общей эволюцией джаза. Хотя раньше участие голоса в джазе было немного аномальным явлением, впоследствии он стал одним из важнейших средств выразительности.

Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца, среди которых манера исполнения, тональные качества, фразировка, «атака» звука и, конечно, тембр. С течением времени джазовые вокалисты научились подражать инструментам и эта манера исполнения начала набирать популярность. Скэт-пение, так называемое пение фонемами, (это пример фонетической импровизации, в которой участвуют не слова или фразы, а отдельные слоги), стало отличительной чертой в джазовом вокале. Начало Скэту положил Луис Армстронг, который был не только прекрасным вокалистом, но и музыкантом-виртуозом.

С детства Армстронг пел в уличном вокальном ансамбле и играл на барабанах. Свое первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере, где обучился игре на тамбурине, альдгорне и корнете. Играя в оркестре, в репертуаре которого были марши, польки и другие известные песни, Луис решил стать музыкантом. Именно там он приобрел  свою отличительную черту- чистоту и яркость звучания духового оркестра навсегда стали его визитной карточкой. В дальнейшем Армстронг играл в различных ансамблях и оркестрах, смысл которых был создавать фон для танцующих, и приемы джаза использовались только для того, чтобы освежить звучание старых мелодий. Но с приходом Луи Армстронга все изменилось. Он научил музыкантов свингу и импровизации. Его собственные трактовки так понравились другим музыкантам, что они начали подражать ему. Тем самым Армстронг изменил стиль игры ансамбля. В 20-х годах он впервые выступает как певец, чем сводит публику с ума. Позднее его даже воспринимают больше как певца, который подыгрывает себе на трубе. Его голос отличался приятным, низким, немного хрипловатым тембром, которым он владел так же блестяще, как и трубой.  Существует легенда, что однажды, во время звукозаписи ноты его упали на пол, и чтобы не тратить дорогое студийное время, Луи стал напевать без слов, поджражая звукам инструментов. Впоследствии этот прием получил название СКЭТ, а Луи Армстронг считается его создателем.

Лиус Армстронг сделал огромный вклад в развитие джаза.  Привнеся собственную манеру исполнения, он популяризирует джаз, делая его не просто очередным жанром, а отдельным видом искусства. Благодаря ему джаз выходит за рамки «цветной» музыки и становится доступным для «белых», набирают популярность Биг-Бэнды, процветает коллективная импровизация, яркий звук трубы оставляет в тени былую мягкость звука. Луи Армстонг определил, что джаз станет не просто ансамблевой игрой, но искусством солиста, в основе которой – блюзовая тональность.

Наступила эра нового, не традиционного джаза, эра бибопа, и появляется тот, кто, основываясь на принципах Армстронга, решительно стирает границы между инструментом и голосом, делая скэт не просто приемом, а основой и собственным стилем исполнения, доведя его до совершенства. Первая Леди Джаз -  Элла Фицджеральд. С ранних лет она пела в церкви спиричуэлсы и госпелы. Слушая пластинки с любимой Конни Босуэлл дома, заучивала песни наизусть, а после школы с друзьями пародировала голоса знаменитых певцов. Элла не получила никакого музыкального образования, ни разу не посещала уроки пения, а для того, чтобы петь на сцене ей не нужно было распеваться. Поклонниками певицы были даже звезды оперной сцены: Фишер-Дискау, Дитрих… и если ее слышали хотя бы раз, становились поклонниками до конца дней. Элла Фицджеральд обладала великолепным голосом, тепло и доверительность которого располагала к себе любого. Ее голос был уникален - она владела одинаково гениально как высоким, так и низким регистром, а общий диапазон певицы составлял три октавы. Она остается непревзойденной звездой мировой величины. К 50-м годам Фицджеральд перепела весь классический американский репертуар, который состоял из произведений Гершвина, Элингтона, Берлима и др. Только набрав достаточно опыта в исполнении произведений других композиторов, она смогла перейти к импровизации и собственным песням. Импровизация стала ее визиткой. Однажды в Берлине на концерте, исполняя «Мэкки-Нож», певица продемонстрировала свою феерическую способность к импровизации. Но на самом деле она просто забыла слова и придумывала свои. Она пела всегда и везде: дома, на репетициях, на гастролях, и ничего не имело большего значения, чем музыка. Лишь полное погружение в атмосферу и право петь так, как она хочет.

В течении жизни она работала с лучшими музыкантами и композиторами 20-го столетия : Луи Армстронгом, Дюком Элингтоном, Куинси Джонсоном и др. Но запоминающейся и неповторимой ее делали не только техническое совершенство и огромное количество проданных пластинок. Душевное исполнение, нежное отношение к музыке, собственная история в каждой песне-вот что делает Эллу такой, какой ее знают. Даже в самых ранних записях можно услышать наполненность и душевность в каждом исполнении. Культурное наследие Эллы Фицджеральд включает 54 студийных альбома, 23 концертных альбома, 6 сборников, 7 совместных работ и 72 сингла. Она получила 13 премий «Грэмми» и специальную награду за жизненные достижения. Неоднократно снималась в кино и при жизни получила титул «Первая Леди Джаза». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В городе Йонкерс установлена бронзовая статуя Эллы Фицджеральд, созданная американским скульптором Винни Бэгвелл. В 2008 году в Ньюпорт-Ньюс в Центре Искусств на Даунинг-Гросс открылся театр имени Эллы Фицджеральд на 276 мест, который расположен всего в нескольких кварталах от места рождения Эллы на Маршалл Авеню. «Главное, не сходите с пути и не сдавайтесь. Там, где вы чувствуете любовь и вдохновение, я думаю, нельзя ошибиться».

На протяжении всего 20го века в джазе были и остаются тысячи певиц и певцов. Одними из самых популярных и известных, стоявших у истоков джаза были: великая Бесси Смит «Императрица блюза», Билли Холидей не менее известная и великая джазовая певица, неподражаемая Сара Воэн, Великолепная белая певица Анита О`Дей и др.

Следует назвать и мужчин –певцов, среди которых были: Бинг Кросби, один из самых известных вокалистов страны 20-70х гг, Френк Синатра, известный на весь мир «Голос», который установил новые вокальные стандарты вокала в современности, уникальный вокалист и пианист Нэт «Кинг» Коул и др.

 Список литературы:

1.    Балабан О.В. Импровизация как средство постижения народной музыкальной культуры. Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 198-200.

2.    Балабан О.В. Вопросы исполнительской интерпретации вокально-хоровых жанров. Центральный научный вестник. 2017. Т.2. № 15(32). С. 7-9.

3.    Балабан, О.В. Песни и хоры зарубежных композиторов на языке оригинала. Часть I. Учебно-методическое пособие для хорового класса, вокального ансамбля. - М. ООО «АВАГЛИОН-ПРИНТ», 2012. – 96с.

4.    Барбан Е. Джазовые портреты. СПб: Изд-во "Композитор. Санкт-Петербург", 2006.- 304 с.

5.    Бородина, Г. В. История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители / ред.: Г.Д. Сахаров, Г. В. Бородина.- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 - 350 с.

6.    Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. - 606 с.

7.    Кинус Ю.Г. Джаз. Ростов-на-Д: Феникс, 2008. -188 с.

8.    Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк - М.: Радуга, 1984. - 389 с.

9.    Овчинников Е. История джаза. Учебник: в 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1994. - 240с.

10.                        Овчинников Е. От классического джаза к свингу. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987.- 64 с.

Сведения об авторе:

Разознанный Денис Александрович - магистрант кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: adept-7@mail.ru