УДК 72.012.8

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ЯПОНИИ В ДИЗАЙНЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Копина Д.К.

ст. гр. ДАС-1-15

Email: d.kopina@yandex.ru

Шкотова О.В.

чл. Союза архитекторов РФ, доц. каф. ДиМДИ

ВолгГТУ ИАИС, г. Волгоград, РФ

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние традиций Японии на современный японский интерьер. Аргументируется актуальность исследуемого вопроса в связи с переходом современного общества в постиндустриальную форму развития.  Исследуются японские культура и быт, значения которых выявляются через исторические факты и социально-культурные показатели. Заключается вывод о значимости японского искусства в современном дизайне.

Ключевые слова: японская культура, традиции, современный интерьер, японский менталитет, национальные принципы, минимализм.

1. Актуальность исследования.

Традиции определяют национальное своеобразие в разных сферах человеческой деятельности, в том числе, в сфере дизайна. Именно благодаря переосмыслению элементов традиции в дизайне зачастую решается проблема индивидуальности.

При этом следует учитывать, что буквальное заимствование элементов традиционной культуры неизбежно приводит к чрезмерной декоративности в интерьере.

Чтобы избежать нивелировки и вместе с тем устаревания среды, необходимо грамотно интерпретировать традицию. Это важно ещё и потому, что современный интерьер меняется под воздействием моды, что делает время его существования довольно коротким.

Культура XXI века четко затрагивает такое понятие как «экологизм». Очевидно, что на современном этапе развития архитектура и природа находятся в состоянии конфликта. Именно архитекторам и дизайнерам, а не экологам и технологам необходимо решить вечную задачу - найти для своих произведений форму высокохудожественного и органичного вживания в среду. В связи с этим возникает вопрос о современных способах интерпретации традиций в дизайне.

Грамотно совмещая в интерьере традиции, веяния моды, и в то же время, способствуя устранения конфликтов между человеком и природой, можно достичь наивысшей гармонии архитектурного пространства.

Ярким примером экологичного дизайна, учитывающим традиционную эстетику и активно переосмысляющим её, является японский дизайн, что делает его актуальным в использовании современного интерьера.

2. Самобытность японского дизайна.

Самобытность проявляется в неразрывной связи с многовековой эстетической и философской традицией Японии. Во всем, что создано в Японии, можно обнаружить ориентацию на установки, присущие чисто японскому мировоззрению.

Свойственное японцам восприятие мира проявляется таким образом, что дизайн не может существовать без единства пользы и красоты. Японцы стремятся опираться на традиции путём встраивания нового в старое. Так проявляется синтез старого и нового.

Еще одна из важнейших черт японского менталитета – способность перенимать чужой опыт и активно использовать достижения других культур, трансформируя их на японский лад, укрепляя национальные черты. При этом заимствованный объект нередко меняет облик настолько сильно, что, несмотря на чужеродное происхождение, может считаться поистине японским.

Таким образом, изначально основанный на национальных ремёслах, японский дизайн перенимал методы западного дизайна, бережно сохраняя свои традиции. Следствием этого стало сосуществование в современном японском дизайне национальных принципов и международных технологий.

В японской культуре существует несколько понятий, напрямую влияющих на восприятие предметно-пространственной среды и создание традиционного интерьера.

Термин «печальное очарование вещей» (моно-но аварэ) -  чувство, которое человек испытывает при взаимодействии с вещами, их эстетикой. Такой эстетический принцип построен на единстве человека и мира, что напрямую влияет на создание интерьера в японском стиле.

Другое важное понятие – «мэдзурасиса», что означает мгновенное ощущение удивления, переживание новизны в восприятии. Такая «необычность» является неотъемлемой частью всего прекрасного.

Еще один принцип, относящийся к сути японской эстетики, звучит как «ваби-саби». Речь идет о красоте простых вещей, как можно более близких к естественности, а также несовершенных и мимолетных.

Японский современный дизайн в своей уникальности требует вдумчивого и осторожного рассмотрения. Его особенностью является то, что, с одной стороны, он является продуктом культуры страны и наследием ее богатых традиций. С другой стороны, японский дизайн основан на самых передовых технологиях и является ядром промышленного управления.

Постоянно стремясь к совершенству, японский дизайн не вступает в противоречие с традиционной культурой, а использует ее достоинства и специфику, развиваясь вместе с ней.

3. Общая характеристика стиля.

Японский стиль в дизайне интерьеров обязан своим появлением таким факторам, как климат с бесконечными катаклизмами, большая плотность населения, недостаток природных ресурсов. Мировоззрение жителей страны Восходящего солнца еще один немаловажный фактор, влияющий на устройство традиционного японского дома, которое основано на стирании границ между внешним и внутренним пространствами. В нём обязательно создаётся промежуточная переходная зона («серая зона»), необходимая для осуществления единения с природой. В современной японской архитектуре присутствует тот же принцип - она не противопоставляет свои творения природе, а наоборот, объединяется с ней, что делает ее экологичной.

Лаконичность — несомненно, главная характеристика японского стиля в интерьере. В основном используют функциональные предметы, необходимые в повседневной жизни.  

Большая часть вещей надёжно прячется за фасадами встроенных шкафов и закрытых полок, которые часто окрашиваются в тон стен, создавая впечатление практически пустого, ничем не заставленного пространства. В этом отношении японский подход к формированию обжитого пространства часто называют самым лаконичным этническим стилем оформления интерьера.

Классический японский интерьер  - это на удивление пустое, по европейским меркам, пространство, в котором, на первый взгляд, вовсе нет предметов мебели. Стремление создать пустое пространство, пригодное для жизни, породило минималистичный японский интерьер.

4. Предметно-пространственное наполнение.

Для традиционного японского дома характерны такие элементы, как подиумы, внешние раздвижные стены сёдзи , перегородки фусума, очаг, ниши токонома, лестницы (если знание не одноэтажно), опорные элементы и пр.

Подиумы, которые зачастую становятся частью современного японского интерьера, на самом деле являются вместительным пространством для хранения различных вещей. Люки, ящики и ниши в полу способны вместить массу полезных и нужных предметов, не нарушая целостности интерьера.

Традиционным местом для отдыха служат татами — плетёные циновки, положенные на подиум с матами и подушками. Все эти предметы в любой момент могут быть убраны в корпусную мебель, воспринимаемую как часть стенового покрытия.

       Сёдзи (рис.1) - перегородки между комнатами, выполненные из бумаги и бамбука, главный принцип которых заключается в легкости и многофункциональности. интерьер в японском стиле

Рис. 1. Современный интерьер в японском стиле. Слева – раздвижные перегородки сёдзи.

В современной интерпретации японского интерьера используют невысокую, приземистую, но удобную мебель, что позволяет создать ощущение пустоты, характерной для дзенского мироощущения. Немногочисленная мягкая мебель в современных интерьерах преимущественно производится из натуральных материалов: льна, кожи, замши или хлопка.

Шори (ширмы) - устоявшийся элемент японского интерьера, используемый и в современной его версии. Значимая деталь выполняется из полупрозрачной бумаги (в современном виде из стекла или пластика), прикрепленной на решетку из натурального дерева. Поскольку пространство в японских домах особо ценится, ширмы при необходимости раздвигаются или складываются.

Рисовые светильники, бамбуковые полки простой формы, икебана, веера с красивым пейзажем и некоторые другие аксессуары, выполненные в традициях этой, во многом еще загадочной страны, способны внести необходимую атмосферу в интерьер, создаваемый в японской стиле.

Японцы всегда в своем доме помещали предметы для любования, выделяя для них особое место – нишу токонома (рис.2) и располагали там один-два предмета, среди которых могли быть  шкатулки, свитки с мудрыми изречениями и традиционные горки с куклами, выставляемые по определенным праздникам.

Похожее изображение

Рис. 2. Современный интерьер в японском стиле с использованием ниши токонома.

В целом, современная интерпретация не исключает в интерьере низкие столики, подушки, заменяющие кресла, ширмы, бонсаи или прочие традиционные элементы, которые становятся все больше декоративными.

4. Цветовые предпочтения японского дизайна.

Японии присущ уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна.

Для современного японского интерьера характерны неброские природные оттенки — молочный, бежевый, кремовый¸ песочный, жемчужный, тёмно-коричневый (рис.3).

Рис. 3. Цветовое решение классического интерьера в японском стиле.

Однако, часто комнаты в данном стиле оформляют, используя традиционные, наиболее контрастные цвета — чёрный и молочный, тёмно-коричневый и бежевый (кремовый, песочный). Например, ярко и необычно в современном интерьере выглядят иероглифы, написанные чёрной тушью на белой стене, или простые белоснежные керамические чашки на чёрной деревянной полке.

Зелёный и красный цвета тоже иногда используются в японском интерьере, но они чаще представлены своими светлыми или тёмными оттенками, чуть приглушёнными и не слишком яркими. Зачастую эти цвета проявляются в настенной живописи или вышивках. Японцы, как и многие народы, воспринимали красный цвет как священный, который обозначал мир, процветание семьи и безопасность.

Цветовая гамма японского стиля — это краски пожухлой осенней листвы, морской пены, облачного неба, цветущей сакуры, прибрежных камней, омываемых волнами и полной луны – олицетворение окружающей природы.

5. Значимость современного японского дизайна.

Наибольшую значимость японский дизайн приобрел, активно развиваясь, при поддержке японского правительства после окончания второй мировой войны. В 40-50-е гг. XX века появились государственные информационные центры по развитию дизайна, организовывались международные конференции, был создан Фонд японского дизайна. Все это способствовало развитию японского дизайна и его выходу на мировую арену.

В первую японскую ассоциацию дизайнеров, созданную в 1952 году, вошли лишь 25 специалистов, занимающихся проектированием мебели и интерьеров. Промышленный подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными фирмами. В заботе о повышении привлекательности своей продукции они вынуждены были прибегнуть к услугам дизайнеров.

XX век создал  множество новых объектов, которым необходимо было подобрать актуальную внешнюю форму. Принципы традиционного японского искусства – асимметрия, свободная композиция, целесообразность – соответствовали новым требованиям наилучшим образом.

Сегодня со всего мира в Японию едут изучать зодчество, керамику и декоративно-прикладное искусство, но, несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность прогрессирующей промышленной техники, японский дизайн по-прежнему сохраняет свои отличительные черты, идущие от высокой культуры традиционного изобразительного искусства страны. 

Вывод: Успехи японского дизайна приписывают многовековой культуре художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармонич­ность которой всегда поражала зарубежных ценителей.

Несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные черты и отличительные особенности, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны. 

Список литературы:

1. Журавская Т.М. Творческий путь японского дизайна // Проблемы дизайна - 5, 2009.

2. Пьянкова М. С. Японские принципы организации предметно-пространственной среды / М. С. Пьянкова.

3. Устинов А. Дизайн в японской школе. // Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005.

 

Сведения об авторах:

Копина Дарья Кирилловна Ст. гр ДАС-1-15, ВолгГТУ ИАИС, 3 курс,   

d.kopina@yandex.ru

Шкотова Ольга Владимировна чл. Союза архитекторов РФ, доцент кафедры ДиМДИ ВолгГТУ ИАИС