ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

 

Шацкая Н.Н.

Студентка 3 курса направления подготовки «Экономика»

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал,

Россия, г. Липецк shackaya_nadya@mail.ru

Научный руководитель:  Измалкова И.В., старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, аудит и статистика»

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал,

  izmalkova.02@mail.ru

 

Аннотация: в статье говорится о внедрении инновационных технологий в деятельность предприятий в результате становления цифровой экономики. На основе высказываний различных экономистов раскрываются понятия конкуренции, конкурентных преимуществ и цифровизации. Выявляются преимущества цифровизации экономики предприятия и возможность получения конкурентных преимуществ, являющихся залогом успешной конкуренции на мировом рынке.

Ключевые слова: цифровизация, конкуренция, конкурентные преимущества, цифровая экономика.

 

В мировой экономике происходит множество качественных изменений, в результате которых становится актуальной тема, связанная с цифровизацией.

Важнейшим фактором усовершенствования экономики является внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, то есть цифровизация экономических процессов.

Экономические процессы создают основу для формирования новых рынков и условий их функционирования, при которых возрастает конкуренция между предприятиями. Достижение конкурентных преимуществ осуществляется за счет повышения требований к формированию и использованию быстро растущего информационного потока в соответствии с целями и потребностями организаций.

Экономист Йозеф Шумпетер трактует конкуренцию как «… соперничество старого с новым, с инновациями» [5].

Фридрих Август фон Хайек отмечал, что «Конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания».

На основе высказываний экономистов можно прийти к выводу, что конкуренция – это борьба между предприятиями за максимально эффективное использование факторов производства с применением инновационных технологий, а именно цифровизации. Конкуренция является одним из инструментов контроля за качеством продукции и ценообразованием. Она способствует более эффективному использованию возможностей, познаний и навыков.

Основным элементом конкуренции являются конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество – это система, обладающая уникальным свойством, дающим предприятию превосходство над конкурентами в экономической, технической сфере деятельности, а также возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Конкурентные преимущества могут принимать различные формы (Рис.1).

 

Рис.1 Виды конкурентных преимуществ.

Предприятия не имеют возможности обладать всеми данными видами преимуществ, но они должны стремиться завладевать и удерживать их максимально возможное количество для того, чтобы эффективно функционировать на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции [3].

Оценочной базой конкурентных преимуществ выступает поставленная цель и задачи предприятия. Одна из задач заключается в том, чтобы быть лучше и работать эффективнее, чем конкуренты. Ее решению способствует цифровая экономика, так как она предоставляет предприятиям более разнообразный информационный, образовательный научный контент [2].

В 2017 году Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была разработана в рамках реализации Стратегии развития информационного общества на 2017-2030 годы.

Цифровая экономика в Программе определена как «совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, с целью оптимизации производства и повышения уровня социально-экономического развития государства [1]. В результате выполнения данной Программы будет сформирована экономика, основанная на цифровизации.

Цифровизация экономики трактуется Т.Н. Юдиной и И.М. Тушкановым в широком смысле слова как «изменение природы производственных или экономических отношений, смену их субъектно-объектной ориентированности» и в узком смысле как «создание на разных уровнях экономики информационно-цифровых платформ и операторов, позволяющих решать различные хозяйственные задачи» [6].

Цифровизация способствует «не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию новой качественной информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида» [4].

Опираясь на вышесказанное, можно определить, что цифровизация экономики предприятия – это система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, которая свидетельствует о новой стадии совершенствования и управления производством на основе применения современных ИТ.

Цифровизация обладает множеством преимуществ. Она снижает стоимость платежей и открывает новые источники дохода; обеспечивает легкость выхода на глобальный рынок; обеспечивает компаниям равные конкурентные условия. Также цифровизация способствует становлению и модернизации электронной торговли, которая является важным элементом цифровой экономики. Развитие электронной торговли создает благоприятные условия для роста внутреннего производственного рынка России и улучшения конкурентной среды в сфере торговли [1]. Кроме этого цифровизация проникает в другие сферы деятельности, в которых также способствует усилению конкуренции.

Таким образом, цифровизация экономики предприятия является инструментом, способствующим снижению издержек производства, что позволяет предприятию завладеть конкурентным преимуществом, являющимся залогом успешной конкуренции на мировом рынке.

 

Список использованных источников

1.     Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации": Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р

2.     Ваценко И. С. Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 553-556.

3.     Иода Е.В., Измалкова И.В. Методологические аспекты экономических категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. – № 4 (34). С. 80-85.

4.     Максимов, Н. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. – М.: ФОРУМ, 2010. – 496 с.

5.       Шумпетер, Й. Теория экономического развития: пер. с нем. [Текст] / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс. 1982. - 455 с.

6.       Юдина Т.Н., Тушканов И.М. Цифровая экономика сквозь призму философии хозяйства и политической экономии // Философия хозяйства. 2017. № 1.

 

THE DIGITALIZATION OF BUSINESS ECONOMICS AS THE KEY TO SUCCESSFUL COMPETITION IN THE GLOBAL MARKET

 

Shatskaya N.N.

3rd year student areas of study "Economics" profile "Accounting, analysis and audit",

Financial University under the government of the Russian Federation (Lipetsk branch), Russia, Lipetsk shackaya_nadya@mail.ru

research supervisor  Izmalkova I.V., senior lecturer of the Department "Accounting, audit and statistics" of the Financial University under the government of the Russian Federation (Lipetsk branch), izmalkova.02@mail.ru

 

Abstract: the article deals with the introduction of innovative technologies in the activities of enterprises as a result of the digital economy. On the basis of statements of various economists concepts of competition, competitive advantages and digitalization are revealed. The advantages of digitalization of the enterprise economy and the possibility of obtaining competitive advantages that are the key to successful competition in the world market are revealed.

Key words: digitalization, competition, competitive advantages, digital economy.

  References:

1.     Approval of the program "Digital economy of the Russian Federation" the Decree of the RF Government from 28.07.2017 N 1632-p

2.     Vatsenko I. S. formation of competitive advantages of the modern enterprise / / Young scientist. - 2015. - No. 10. - P. 553-556. - URL https://moluch.ru/archive/90/18683/

3.     Yoda E. V., Izmalkova I. V. Methodological aspects of economic categories "competition" and "competitiveness" // Vestnik of Lipetsk state technical University. 2017. No. 4 (34). C. 80-85.

4.     Maximov, N. B. information technologies in professional activity: textbook / N. V. Maksimov, T. L. Partyka, I. I. Popov. - Moscow: FORUM, 2010. - 496 p.

5.     Schumpeter, J. Theory of economic development: TRANS.with it. [Text] / Th. Schumpeter. - M.: Progress. 1982. - 455 p.

6.     Yudina T. N., Tushkanov I. M. Digital economy through the prism of philosophy of economy and political economy. 2017.  No. 1.