НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ – ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

Федоренкова С.Г.

Студент 3 курса  профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

 sfedorenkova7@yandex.ru

Научный руководитель доцент, к.э.н. Гудович Г.К.

 

Аннотация: в статье рассматривается сущность нефинансовой отчетности, преимущества её составления, а также законодательное регулирование раскрытия нефинансовой отчетности в России

Ключевые слова: нефинансовая отчетность, концепция развития, законодательное регулирование

 

28 июля 2017г. Правительство РФ утвердило программу цифровой экономики. В рамках данной программы предусматривается создание единого реестра форм отчетности, а также  внедрение принципов межведомственного взаимодействия в целях однократности предоставления данных. Ключевыми признаками цифровой экономики являются максимальная публичность и доступность информации.

Российские организации, выходящие на глобальный рынок, всё чаще сталкиваются с необходимостью подтверждения своей ответственности перед обществом. В связи с этим для России является актуальной проблема законодательного регулирования нефинансовой информации в целях распространения и повышения качества данного вида отчетности.

Целью данной работы является рассмотрение сущности нефинансовой отчетности  и перспектив её внедрения в российской практике. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- дать определение понятию «публичная нефинансовая отчетность»;

- рассмотреть хронологию развития нефинансовой отчетности в РФ;

- отразить ключевые положения ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности».

 Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 N 876-р была принята Концепция развития публичной нефинансовой отчетности и план мероприятий по ее реализации.

Согласно Концепции, «публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам  социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей»[1, С.3].

В России попытки внедрения нефинансовой отчетности начались с 2000 г. Однако до сих пор она имела добровольный характер. Важным моментом является законодательное определение минимального перечня обязательных показателей с учетом предоставления возможности их дополнения другими. Нефинансовая отчетность должна подвергаться определенным видам контроля, которые позволят повысить уровень доверия со стороны заинтересованных пользователей.

Во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции  Министерством экономического развития РФ подготовлен проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности». Согласно проекту, обязанность по раскрытию публичной нефинансовой отчетности будет возложена на государственные  корпорации и компании, публично-правовые компании, крупные государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества, а также  хозяйственные общества, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. На иные организации такая обязанность может быть возложена по решению Правительства РФ [2].

Отчетным периодом будет являться календарный год. Устанавливается, что организации станут раскрывать нефинансовую отчетность, начиная с отчета за 2019 год. Проект ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности» предусматривает создание базы данных публичных нефинансовых отчетов.

Следует отметить, что на сегодняшний день уже существует национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов - это банк данных добровольных нефинансовых отчетов предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. В Библиотеке нефинансовых отчетов зарегистрированы отчеты 167 организаций, выпущенных начиная с 2000 г. Всего данный регистр насчитывает 826 отчетов, в том числе: экологические и социальные отчеты, отчеты в области устойчивого развития, интегрированные и отраслевые отчеты [3].

Нефинансовая отчетность позволит предприятиям:

- улучшить деловую репутацию и инвестиционную привлекательность;

- повысить конкурентоспособность и уровень корпоративного управления;

- уменьшить нефинансовые риски и сократить издержки.

Сейчас в мире разработано около 20 различных стандартов раскрытия нефинансовой информации. Введение в действие ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности» решит проблему, связанную с многообразием платформ, определяющих требования к формированию нефинансовой отчетности. Таким образом, задача сопоставимости отчетной информации, возможности её обобщения для оценки воздействия организации на общество обусловила принятие Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и разработку на её основе соответствующего Федерального закона. В свою очередь, данный ФЗ, как было сказано, предполагает создание баз данных публичных нефинансовых отчетов, что полностью согласуется с программой цифровизации экономики.

 

Список использованных источников

1.    Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации: распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 N 876-р [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 2017; "Собрание законодательства РФ", 22.05.2017, N 21, ст. 3037 Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 

2.    Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов.  Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=71422

3.    Библиотека нефинансовых отчетов [Электронный ресурс] // Российский союз промышленников и предпринимателей. Режим доступа:  http://рспп.рф/simplepage/157

 

NON-FINANCIAL REPORTING OF ECONOMIC SUBJECTS - TRENDS OF DEVELOPMENT

Fedorenkova S.G.

Student of the 3rd course profile «Accounting, analysis and audit»

Financial university under the Government of the Russian Federation, Lipetsk branch sfedorenkova7@yandex.ru

Scientific adviser PhD in Economics, Associate Professor Gudovich G.K.

 

Abstract: the article discusses the essence of non-financial reporting, the advantages of its preparation, as well as the legislative regulation of non-financial reporting disclosure in Russia

Key words: non-financial reporting, development concept, legislative regulation

 

References

1.    On the approval of the Concept of the development of public non-financial reporting and the plan of measures for its implementation: the order of the Government of the Russian Federation of 05.05.2017 № 876-p [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information., 2017; "Collection of Legislation of the Russian Federation", May 22, 2017, №. 21. Mode of access:  http://www.pravo.gov.ru

2.    Draft Federal Law "On Public Non-Financial Reporting" [Electronic resource] // Federal Portal of Draft Normative Legal Acts.    Mode of access:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=71422

3.     Library of non-financial reports [Electronic resource] // Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. Mode of access:   http: //рспп.рф/simplepage/157