АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА С ПОЗИЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Телкова К.И.

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

 

Аннотация: статья представляет собой обзор методологических подходов к оценке стоимости бизнеса с целью определения актуальности их применения на практике в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, оценка стоимости бизнеса.

 

В условиях цифровой экономики вопрос эффективного управления деятельностью предприятия имеет особую актуальность, так как при высокой динамичности бизнеса, появлении новых инструментов управления и новых технологических возможностей единственным возможным способом успешного функционирования на рынке является усиление и поддержание ее конкурентоспособности.

На наш взгляд, одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании является ее стоимость, так как она может существенно повлиять на величину доходности компании. Основы управления стоимостью бизнеса теснейшим образом связаны с методологией его оценки. Оценка стоимости бизнеса базируется на использовании трех подходов: затратного, сравнительного и доходного [2, C. 22].

При рассмотрении затратного подхода к оценке стоимости бизнеса необходимо отметить, что некоторые его методы утратили свою актуальность и не соответствуют современными реалиями управления бизнесом. Например, метод накопления активов, который предполагает расчет рыночной стоимости имущества организации таким образом, как будто бы собственник собирается продавать его по частям, а не использовать, недопустимо использовать в целях долгосрочного управления.

 Что касается метода ликвидационной стоимости, который, как правило, используется в целях определения минимальной стоимости продажи бизнеса или же при срочной реализации имущества предприятия-банкрота частями, то из-за сложности расчетов данный метод используется крайне редко.

В рамках исследования сравнительного подхода, необходимо отметить, что использование таких инструментов, как методы рынка капитала, рыночных мультипликаторов, а также компании-аналога, затрудняется недостатком информации для анализа.

Например, метод рыночных мультипликаторов является достаточно простым с точки зрения расчетов, однако, его реальное применение крайне ограничено и недостоверно, так как в России пока не существует надежной информации о значимых соотношениях результатов финансово-хозяйственной деятельности и стоимости бизнеса. Он не может обеспечить надежность расчетов стоимости бизнеса.

Не лишен недостатков и метод компании-аналога, который основан на определении стоимости бизнеса за счет сопоставления цен на акции оцениваемого предприятия с ценами аналогичных компаний. Сложность использования метода в управленческой практике заключается в том, что невозможно установить достоверную степень сопоставимости, так как любое предприятие является отличной от других системой, обладающей абсолютно уникальными особенностями.

Среди инструментов доходного подхода к оценке стоимости бизнеса особое внимание следует уделить методу дисконтирования денежных потоков, согласно которому основным фактором стоимости становится способность компании генерировать денежные потоки в будущем, основанные на результатах прошлых лет [1, С. 3257].

В последнее время при оценке стоимости бизнеса путем дисконтирования денежных потоков широко используется показатель экономической добавленной стоимости, расчет которого наиболее эффективен в рамках анализа финансовой отчетности с целью обоснования полной стоимости совокупного капитала предприятия. Несмотря на достоинства показателя, его использование осложнено трудоемкостью расчетов из-за большого количества корректировок финансовых данных, а также невозможностью учета фактора времени.

Так или иначе, вопрос насколько эффективным является метод дисконтирования денежных потоков остается открытым. Существует немало научных исследований, в которых данная модель оценки подвергается вполне обоснованной критике. Все это говорит о том, что анализ методологических основ управления стоимостью бизнеса требует тщательной проработки.

В общем и целом, можно сказать, что стоимостная оценка бизнеса благодаря своей универсальности широко применяется по всему миру. Инструментарий этого подхода расширяется пропорционально развитию методов определения ценности предприятий и прогнозирования возможных вариантов их развития.

На наш взгляд, в условиях развития цифровой экономики анализ методов оценки стоимости бизнеса с позиции возможности их практического применения является перспективным исследовательским направлением. Особого внимания требует проблема совместного использования существующих базовых и новых подходов и методов корпоративного управления в рамках концепции управления стоимостью бизнеса.

Список использованных источников

1. Боев А.Н., Боева Т.В. Оценка бизнеса и управление его стоимостью / А.Н. Боев, Т.В. Боева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 13. 2015. С. 3256-3260.

2. Ходыревская В.Н., Меньшикова М.А. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса / В.Н. Ходыревская,  М.А. Меньшикова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. Экономика. № 8. 2014. С. 22-26.

Сведения об авторе:

Телкова Ксения Ивановна – студент 1 курса магистратуры по профилю «Финансовый менеджмент и рынок капиталов» Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Липецк, e-mail: xenia.telkova@mail.ru

 

ANALYSIS OF METHODS OF EVALUATION OF BUSINESS COST WITH POSITION OF THE POSSIBILITY OF THEIR PRACTICAL APPLICATION IN CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

 

Telkova K.I.

 

Abstract: the article is an overview of methodological approaches to assessing the value of business with a view to determining the relevance of their application in practice in the digital economy

Key words: digital economy, business valuation

 

References

1. Boev A.N., Boeva ​​T.V. Business valuation and cost ​​/ A.N. Boev, T.V. Boeva ​​ // Scientific and methodical electronic magazine "Concept". – Vol. 13. 2015. Р. 3256-3260.

2. Khodyrevskaya V.N., Menshikova M.A. Methodological approaches to the valuation of business value/ V.N. Khodyrevskaya, M.A. Menshikova // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. Economy. 8. 2014. P. 22-26.