ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Пыркова Дарья Юрьевна

студент,  

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

darya.pirkova2016@yandex.ru

научный руководитель к.э.н., доцент Широкова О.В.

 

Аннотация: Оценка и аттестация персонала в современных организациях представляют собой сложную систему. Эта система является важнейшим инструментом управления человеческими ресурсами. Актуальность темы обусловлена тем, что сегодняшние предприятия, которые обладают определенными финансами, информацией, технологическими средствами понимают то, что ресурсы человека – это ключевые ресурсы. Система оценки и аттестации персонала помогает выявить потенциал работников и тем самым реализовать стратегические цели предприятия. Целью данной статьи является определение понятий оценки и аттестации персонала, методов и проведения.

Ключевые слова: ресурсы человека, система оценки и аттестации, стратегические цели предприятия.

 

Определим отличия оценки и аттестации персонала. Для этого отдельно рассмотрим понятие оценки и понятие аттестации. В чем же разница?

По мнению Борисовой Е. А. «Оценка персонала — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений» [3, c.8].

Оценка персонала определяет результаты работника за прошедший промежуток времени, заслуживает ли сотрудник премию, проводить ли обучение, повысить ли его в должности или наоборот уволить и т.д.

  «Аттестация персонала − это процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени» [3, c.10].

По определениям можно сделать следующие выводы о том, что «оценка» персонала более общее понятие, чем «аттестация». Аттестация выявляет соответствие работника той должности, которую он занимает, причем учитываются только профессиональные качества специалиста и именно на сегодняшний день. Личностные качества и характеристики сотрудников не учитываются, хотя они тоже влияют на работу. Аттестация персонала в отличие от оценки не включает в себя оценивание способностей и потенциала работника.

Рассмотрим методы оценки и аттестации персонала, и их краткое описание:

- Анкетирование. Один из простых и удобных способов, но не самый правдивый;

- Описание. Аттестуемый наблюдается специалистом, который должен выявить его положительные и отрицательные качества. Этот метод не дает четких результатов, поэтому иногда его используют как дополнение к другим методам;

- Классификация. Разделение сотрудников по «рангам» от новичка до профессионала и наоборот;

- Сравнения по парам. Сравнивают двух сотрудников одинаковой должности, выявляют успехи и поражения каждого, затем строится рейтинг;

- Рейтинговый метод. Отделяет хороших работников от плохих, прост в использовании;

- Заданное распределение. Включает в себя фиксируемые распределения оценок;

- Оценка по решающей ситуации. Руководство составляют список по правильному и неправильному поведению работников в различных ситуациях;

- Рейтинговые поведенческие установки. Понятный сотрудникам и дорогостоящий метод.

- Шкала наблюдения за поведением. Оценщик выявляет поведение по отношению к другим коллегам, к предметам, задачам;

- Сравнительные анкеты. Проводится в основном для получения результата от большого количества людей за небольшой промежуток времени;

- Интервьюирование. Вопрос-ответ.

- 360 градусов. Оценка сотрудника с разных сторон (коллеги, руководство, самооценка).

- Независимые судьи. Метод, в котором независимые специалисты задают сотруднику вопросы;

- Тестирование.

- Деловые игры. Оценивают, насколько готовы сотрудники к решению задач;

- Оценка достижения целей. Руководство ставит работнику определенные цели.

- Оценка на основе моделей компетентности. Описывает умения, знания, навыки сотрудника.

- Аттестация.

Каждый способ удобен по-своему, в зависимости от ситуации и деятельности организации.

При проведении оценки и аттестации каждый руководитель должен четко знать цель ее проведения, какой способ будет наиболее удобен для оценивания, кого он будет оценивать. Затем работников информируют и проводят аттестацию. После подведения итогов руководители делают выводы, кого оставить на прежней должности, кого нужно уволить, а кого отправить на обучение. Важно понимать, что оценка и аттестация персонала не сравнивает сотрудников, а сопоставляет понятия «сотрудник – должность».

Когда нужно проводить оценку и аттестацию персонала? Считается, что проводить оценку в бюджетных и в коммерческих организациях следует раз в несколько лет (от трех до шести). Некоторые фирмы проводят аттестацию регулярнее, в этом случае оценивание положительнее влияет на сотрудников. Есть организации, руководители которых совсем не проводят оценку и аттестацию. Это связано с тем, что не все понимают насколько важно оценивать персонал. Любой руководитель должен знать, что оценивание подчиненных это неотъемлемая часть управления человеческими ресурсами.

 На примере рассмотрим оценивание руководителями своих подчиненных. Оценка происходит за короткий промежуток времени. Ее проводят руководители, которым нужно срочно знать результаты каждого работника, исправить ошибки или поощрить за какие-либо действия. Эту оценку можно назвать «блиц-оценка» подчиненных. Проводится регулярно (в конце месяца). Основой блиц-оценки являются три критерия: результат работника; действия, которые ведут к этому результату; качества, которые нужны для выполнения действий. Оценивание проводится в четыре шага:

1. Определяется время, место встречи и сотрудник, который будет оцениваться;

2. Оценщик для каждого сотрудника составляет таблицы из трех показателей: результат (в суммах, в процентах, в единицах); действия (количества, качества); качества (знания, умения) ±;

3. Вносятся результаты в таблицы;

4. Осуществляется блиц-оценка, руководитель делает выводы по показателям в заполненной таблице.

Не проводив оценивание личностных и профессиональных качеств специалистов, собранных в одну команду, руководители могут столкнуться с тем, что сотрудники не смогут «поладить» между собой, как в производственном, так и в психологическом плане, что негативно скажется на результате работы компании в целом.

Следует отметить, что правильно организованное и хорошо построенное оценивание и аттестация работников будет причиной роста и процветания любого предприятия.

Список использованных источников

1.                Базарова Т.Ю. Управление персоналом. – Москва: Издательский центр «Академия» 2010. – с. 94-95.

2.                Бачина Е. С. Методы оценки персонала. // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 139-144.

3.                Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. − Москва: Питер, 2013. − с. 252.

4.                Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Н. Новгород: Нижегород. институт менеджмента и бизнеса, 2013. – с. 302.

5.                Сардарян А. Оценка персонала в современных российских компаниях. // Управление персоналом № 15, 2012 - с. 52-55.

6.                URL:https://studopedia.info/3-91268.html (дата обращения: 25.03.2018)

7.                URL:https://delovoymir.biz/kak-rukovoditelyu-samostoyatelno-ocenit-podchinennyh.html (дата обращения: 25.03.2018).

 

Assessment and certification of personnel in a modern organization

Pyrkova Daria Yurievna

student, Financial University under the Government of

Russian Federation (Lipetsk branch) darya.pirkova2016@yandex.ru

scientific supervisor PhD in Economics,

associate Professor Shirokova O. V.

Annotation: Evaluation and certification of personnel in modern organizations is a complex system. This system is an essential tool for the management of human resources. The relevance of the topic is due to the fact that today's enterprises that have certain finances, information, technological means understand that human resources are key resources. The system of assessment and certification of personnel helps to identify the potential of employees and thereby realize the strategic goals of the enterprise. The purpose of this article is to define the concepts of evaluation and certification of personnel, methods and conduct.

Key words: human resources, evaluation and certification system, strategic goals of the enterprise.

References:

1. Bazarova T. Yu. Personnel Management. - M.: publishing center" Academy " 2010. – p. 94-95.

2. Bachina E. S. Methods of personnel evaluation. // Young scientist. - 2017. - No. 8. — P. 139-144.

3. Borisova E. A. Assessment and certification of personnel. - M.: Peter, 2013.− p. 252.

4. Egorshin A. P. Fundamentals of personnel management. N. Novgorod: Nizhegorod. Institute of management and business, 2013. − p. 302.

5. Sardaryan A. Personnel Assessment in modern Russian companies. // personnel Management № 15, 2012 - P. 52-55.

6. URL:https://studopedia.info/3-91268.html (date of circulation: 25.03.2018).

7. URL:https://delovoymir.biz/kak-rukovoditelyu-samostoyatelno-ocenit-podchinennyh.html (date of circulation: 25.03.2018).