РАЗРАБОТКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК ЭТАП ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

Пашкова Е.А., Котова А.В.

Студенты 3 курса профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

   ekate977@mail.ru

Научный руководитель к.э.н., доцент Морозова Н.С.

 

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальный вопрос реформирования российского бухгалтерского учета, его история и на основании этого изучение нормативной базы по развитию федеральных стандартов бухгалтерского учета

Ключевые слова:  стандарт бухгалтерского учета, программа разработки федеральных стандартов, государственный сектор

В связи с тенденцией развития цифровой экономики возрастает потребность в сопоставимости национальных стандартов с международными стандартами бухгалтерской отчетности. Это обеспечит понятность отчетности для всех групп заинтересованных пользователей.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что процесс реформирования российского бухгалтерского учета имеет собственную историю, проблемы и этапы и до сих пор еще не завершен.

Официальным началом процесса реформирования учета в России считается принятие Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ [1].

Принятие в 2015 году Министерством финансов Российской Федерации Приказа от 10 апреля 2015 г. N 64н утвердило Программу разработки новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2015-2018гг. Так был ознаменован переход указанной сферы на качественно новый этап развития.

Однако, принятый Минфином России данный приказ от 7 июня 2017 г. № 85н утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2017-2019 годы, который заменяет прежнюю программу на 2015-2018 годы [2].

На данный момент в январе 2018 года вступили в силу пять новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

1.                Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).

2.                Основные средства (№ 257н).

3.                Аренда (№ 258н).

4.                Обесценение активов (№ 259н).

5.                Предоставление бухгалтерской отчетности (№ 260н).

Изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» - это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

¾              основные правила ведения бухгалтерского учёта;

¾              объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку и методы оценки;

¾              общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской финансовой отчётности, их качественные характеристики;

¾              основные принципы подготовки отчётности;

¾              основные требования к инвентаризации активов и обязательств[3].

В учете основных средств в учреждениях госсектора теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу. Так же основные средства можно будет учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект.

Произошло изменение границ стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным объектам будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. К линейному методу будут добавлены еще 2 способа:

¾  уменьшаемого остатка;

¾  пропорционально объему произведенной продукции.

В заключение необходимо отметить, что данная стандартизация бухгалтерского учета предполагает наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты бухгалтерского учета станут обязательны для организаций и учреждений госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими, чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности.  Данный процесс очень трудоемкий, включающий в себя разработку совершенно новых законодательных документов в сфере бухгалтерского учета, что подтверждается перенесением Минфином сроков окончательного составления новых стандартов с 2018 года на 2021 год.

Список использованных источников

 

1.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 № 149-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 50, ст. 7344.

2.     Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг.: утв. Приказом Минфина Рос. Федерации от 7 июня 2017г. №85н// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 2017.

3.                Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора": утв. Приказом Минфина Рос. Федерации от 31 декабря 2016г. №256н// Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 2017.

 

DEVELOPMENT OF FEDERAL ACCOUNTING STANDARDS AS A STAGE OF ITS REFORMATION

Pashkova EA, Kotova A.V.

Students of the 3rd course profile "Accounting, Analysis and Audit"

Lipetsk branch of the Finish University, ekate977@mail.ru

Scientific adviser Ph.D. Morozova N.S.

Annotation: annotation: in this article, the current issue of reforming Russian accounting, its history, and on the basis of this study of the regulatory framework for the development of federal accounting standards

Keywords: standard of accounting, federal standards development program, public sector

References

1.                Federal Law "On Accounting" dated 06.12.2011 number 402-FZ (in the red. The federal law from 5/23/2016 number 149-FZ) // Coll. legislation of the Russian Federation. Federation. - 1998. - No. 50, art. 7344.

2.                 On approval of the program for the development of federal accounting standards for 2017-2019: approved. Order of the Ministry of Finance Ros. Federation of June 7, 2017. №85н // Official Internet portal of legal information http: // www.pravo.gov.ru, 2017.

3.                 Approval of the federal standard of accounting for the public sector "Conceptual basis of accounting and reporting of public sector organizations, institutions": approved by Order of the Ministry of Finance Ros Federation dated 31 December 2016 №256n // The official internet-portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 2017.