РАЗРАБОТКА
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК ЭТАП ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Пашкова Е.А.,
Котова А.В.
Студенты 3 курса профиль «Бухгалтерский учет, анализ и
аудит»,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий
филиал
ekate977@mail.ru
Научный руководитель к.э.н.,
доцент Морозова Н.С.
Аннотация: в данной статье рассматривается
актуальный вопрос реформирования российского бухгалтерского учета, его история и на
основании этого изучение нормативной базы по развитию федеральных стандартов
бухгалтерского учета
Ключевые слова: стандарт бухгалтерского учета, программа
разработки федеральных стандартов, государственный сектор
В связи с тенденцией развития цифровой экономики
возрастает потребность в сопоставимости национальных стандартов с международными
стандартами бухгалтерской отчетности. Это обеспечит понятность отчетности для
всех групп заинтересованных пользователей.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что
процесс реформирования российского бухгалтерского учета имеет собственную историю,
проблемы и этапы и до сих пор еще не завершен.
Официальным началом процесса реформирования учета в
России считается принятие Государственной программы перехода Российской
Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в
соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Стандарт бухгалтерского учета – это документ, устанавливающий минимально
необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы
ведения бухгалтерского учета. Понятие «федеральный стандарт бухгалтерского
учета» внесено Федеральным законом № 402-ФЗ [1].
Принятие в
2015 году Министерством финансов Российской Федерации Приказа от 10 апреля 2015
г. N 64н утвердило Программу разработки новых федеральных стандартов
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2015-2018гг.
Так был ознаменован переход указанной сферы на качественно новый этап развития.
Однако, принятый Минфином России данный приказ от 7
июня 2017 г. № 85н утвердил новую программу разработки федеральных стандартов
бухучета на 2017-2019 годы, который заменяет прежнюю программу на 2015-2018
годы [2].
На данный
момент в январе 2018 года вступили в силу пять новых федеральных стандартов
бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
1.
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций
государственного сектора (№ 256н).
2.
Основные средства (№ 257н).
3.
Аренда (№ 258н).
4.
Обесценение активов (№ 259н).
5.
Предоставление бухгалтерской отчетности (№ 260н).
Изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год.
Всего ожидается 29 новых стандартов. Нововведения влекут за собой ряд
существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы
госучреждений.
Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций
государственного сектора» - это базовый документ, который определяет единые
требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в
организациях госсектора:
¾
основные правила ведения бухгалтерского учёта;
¾
объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения
признания), оценку и методы оценки;
¾
общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской
финансовой отчётности, их качественные характеристики;
¾
основные принципы подготовки отчётности;
¾
основные требования к инвентаризации активов и обязательств[3].
В учете основных средств в учреждениях госсектора теперь нежилые помещения,
здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений
создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет
выделяться в отдельную группу. Так же основные средства можно будет учитывать
комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект.
Произошло изменение границ стоимости объектов основных средств. Теперь к
малоценным объектам будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000
рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.
100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей,
как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей
учитывается аналогичным образом.
Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет
рассчитываться по-новому. К линейному методу будут добавлены еще 2 способа:
¾
уменьшаемого остатка;
¾
пропорционально объему произведенной продукции.
В
заключение необходимо отметить, что данная стандартизация бухгалтерского учета предполагает
наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным
для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты
бухгалтерского учета станут обязательны для организаций и учреждений
госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими,
чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности. Данный процесс очень трудоемкий, включающий в
себя разработку совершенно новых законодательных документов в сфере
бухгалтерского учета, что подтверждается перенесением Минфином сроков
окончательного составления новых стандартов с 2018 года на 2021 год.
Список
использованных источников
1.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №
402-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 № 149-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - №
50, ст. 7344.
2.
Об утверждении
программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019
гг.: утв. Приказом
Минфина Рос. Федерации от 7 июня 2017г. №85н// Официальный интернет-портал правовой информации http://
www.pravo.gov.ru, 2017.
3.
Об
утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций
государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и
отчетности организаций государственного сектора": утв. Приказом Минфина
Рос. Федерации от 31 декабря 2016г. №256н// Официальный интернет-портал
правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 2017.
DEVELOPMENT
OF FEDERAL ACCOUNTING STANDARDS AS A STAGE OF ITS REFORMATION
Pashkova EA, Kotova A.V.
Students of the 3rd course profile "Accounting,
Analysis and Audit"
Lipetsk branch of the Finish University,
ekate977@mail.ru
Scientific adviser Ph.D. Morozova N.S.
Annotation: annotation: in this article, the
current issue of reforming Russian accounting, its history, and on the basis of
this study of the regulatory framework for the development of federal
accounting standards
Keywords: standard of
accounting, federal standards development program, public sector
References
1.
Federal Law "On Accounting"
dated 06.12.2011 number 402-FZ (in the red. The federal law from 5/23/2016
number 149-FZ) // Coll. legislation of the Russian Federation. Federation. - 1998. - No.
50, art. 7344.
2.
On approval of the program for the development
of federal accounting standards for 2017-2019: approved. Order of the Ministry
of Finance Ros. Federation of June 7, 2017. №85н // Official Internet portal
of legal information http: // www.pravo.gov.ru, 2017.
3.
Approval of the federal standard of accounting
for the public sector "Conceptual basis of accounting and reporting of
public sector organizations, institutions": approved by Order of the
Ministry of Finance Ros Federation dated 31 December 2016 №256n // The official
internet-portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 2017.