ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Наумов В.А.
Студент 2 курса профиль «Финансы и кредит»
Финансовый университет
при Правительстве РФ, Липецкий филиал
naumov15011999@yandex.ru
Научный руководитель: д.э.н., профессор Графов А.В.
Аннотация: в
статье рассмотрены ряд вопросов связанных с интеграцией цифровой экономики в
банковский сектор и ее влияние на уровень жизни населения.
Ключевые слова: цифровая
экономика, банковский сектор, уровень жизни населения.
На
современном этапе развития мир переживает настоящую цифровую революцию, которая
влечет за собой существенные последствия не только для мировой экономики в целом, но и для
отдельных стран. Цифровые технологии и их применение полностью изменяют
всю человеческую деятельность, включая потребительское поведение, социальное
взаимодействие, бизнес-модели и государственную политику. Развитие
цифровой экономики является одним из факторов необходимым для устойчивого
и многогранного экономического роста, так как ни для кого не секрет, что цифровые технологии упрощают жизнь граждан и
потребителей, увеличивают производительность труда, капитала и фирм в целом. Поэтому
цифровая революция является слишком значимой для любой страны, чтобы ею
пренебречь. Не даром правительства различных стран утверждают программы
развития цифровых технологий. Россия, в
этом плане не стала исключением, Правительство РФ утвердило программу
«Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ
от 28.07.2017 № 1632-р). В Программе установлены цели, задачи, направления и
сроки реализации мер государственной политики по созданию необходимых правовых,
технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой
экономики в России. Цели и задачи развития цифровой экономики разделены на 5
направлений: нормативное регулирование, информационная безопасность, кадры и
образование, информационная инфраструктура, формирование исследовательских
компетенций и технических заделов.
С каждым годом растет роль цифровой экономики в России. Так
по данным 2017 года, вклад цифровой экономики в экономику России составил 2,1 %
ВВП, суммарный вклад цифровой экономики
в экономику страны – 4,35 трлн. руб и с каждым
годом эти цифры будут только расти. Наиболее наглядно интеграция цифровых
технологий происходит в главенствующем сегменте экономики - банковском секторе.
Так, в конце февраля 2016 года в ЦБ РФ
создан департамент «Финансовых технологий, проектов и организации процессов».
Среди основных задач созданного подразделения значатся мониторинг, изучение,
анализ и оценка возможного использования перспективных технологий и инноваций
на финансовом рынке, развитие проектного и процессного управления в ЦБ. Кроме
созданного департамента, стоит упомянуть так же о создании Единой системы
идентификации и аутентификации клиентов
банка, которая в скором времени будет дополнена биометрическими параметрами. Применение
биометрических параметров позволит свести вероятность рисков до минимума, так как у них
есть ряд плюсов: во-первых
злоумышленнику почти невозможно создать дубликат биометрического образа,
во-вторых можно настроить систему так, чтобы она была чувствительна к личности,
которое идентифицируемо, в-третьих
владелец может представить другой свой биометрический образ путем смены
парольной фразы. Существуют различные виды биометрической идентификации:
идентификация по голосу, запаху, по отпечаткам пальцев, по сетчатке или
радужной оболочке, по рисунку кровеносных сосудов на пальце и по рисунку вен на
ладони и этот список довольно обширный. В России данная биометрическая система,
как сообщил Ростелеком, заработает с 1 июля 2018 года. Когда произойдет запуск
системы каждый пользователь сможет пройти первичную идентификацию т.е потребителя
снимут на камеру и сделают аудиозапись
голоса в кредитной организации, имеющей
разрешение на сбор биометрии. Это даст ему возможность в будущем стать клиентом
любого банка и получать банковские услуги дистанционно. При удаленном обращении
в банк система предложит уже зарегистрированному пользователю поднести к лицу
камеру своего мобильного телефона и произнести предложенную системой фразу и
если все совпадет, клиент получит доступ к финансовым услугам.
Стоит отметить, что внедрение цифровой
экономики в банковский сектор уже
оказывает влияние на уровень жизни населения. В частности, намечается тенденция
того, что вскоре ждет перенос
обслуживания клиентов в дистанционные каналы, продвижения банковских продуктов
и услуг, платежных и неплатежных сервисов в электронные каналы. Лидером среди
электронных каналов взаимодействия с клиентами становится мобильный онлайн банк. Ряд экспертов
называют мобильный онлайн банкинг одним
из самых перспективных и быстрорастущих сегментов в банковской
деятельности. Функционал мобильного онлайн банка позволяет пользователю
управлять своими денежными средствами как прямо с телефона, так и через ПК, а
так же осуществлять различного рода операции: пополнение телефонов, перевод
средств, погашение кредитных обязательств и т.д. Согласитесь, удобно, находясь,
вдалеке от ближайшего банка иметь доступ к банковским услугам. Мобильные онлайн
банки постоянно расширяют свои возможности, становятся более удобными для
пользователей. Существуют несколько направлений развитий таких банков:
во-первых функциональное равноправие отделений банка и мобильных приложений
(т.е. доступ к одинаковым услугам), во-
вторых интеграция с соцсетями и мессенжерами
(например Сбербанк планирует выдавать кредиты через WhatsAppи
Telegram), в- третьих расширение средств
идентификации. Расширение средств идентификации
происходит из-за того, что проблема безопасности мобильных банков является
актуальной в наши дни.
Все выше обозначенные новшества позволяют существенно облегчить
взаимоотношения банков и клиентов, что соответственно в конечном счете
положительно влияет на уровень жизни последних.
Однако, у любой
ситуации есть и обратная сторона медали. В этом плане процесс интеграции
цифровой экономики в банковский сектор не стал исключением. Если плюсы для всех
довольно очевидны, то минусы нет, так как цифравизация
началась относительно недавно. Так, например, ожидается, что количество банков
снизится, а в тех, что останутся, основной объем работы будет автоматизирован.
При этом программы уже сейчас могут анализировать финансовое состояние компаний
лучше людей. По прогнозам в 2030 году на горизонте не останется привычных нам
банков. К этому моменту будут не нужны в
таком количестве финансовые посредники, чтобы обеспечивать ликвидность для компаний,
а в выигрыше окажутся те кредитные учреждения, которые будут использовать
эффективные алгоритмы анализы данных и
понимать риски своих клиентов лучше других. При этом из-за развития цифровых
технологий не нужны будут в таком количестве не только банкиры, но и аудиторы и
бухгалтеры. По крайней мере те, кто работают на рядовых позициях и не обладают
уникальными знаниями. Стресс из-за бурного развития новых технологий в
ближайшем будущем придется испытать не только банковским работникам и
аудиторам. Из-за автоматизации спрос будет падать на кассиров, водителей,
бухгалтеров и других специальностей.
Таким образом, цифровизация банков как во всем мире, так и в
России идет полным ходом. Банковский сектор играет большую роль, как в
экономике, так и в социальной жизни страны. Главное чтобы дальнейшая интеграция
только повышала и улучшала уровень жизни населения.
Список использованных источников
1.Электронный экспресс
[Электронный ресурс]: https://www.garantexpress.ru/
zifrovaya-ekonomika-rossii-programma-razvitiya/ (Дата
обращения 01.04.2018)
2. Fb.ru. [Электронный
ресурс]:
http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii (Дата
обращения 01.04.2018)
3.РБК. [Электронный
ресурс]: https://www.rbc.ru/economics/29/03/2018/ 5abcc7729a7947e437dc77a7?from=main
(Дата обращения 03.04.2018)
Integration
of the digital economy into the banking sector and its impact on the standard
of living of the population
Naumov V.A.
Student 2 courses in the direction "Finance and Credit"
Lipetsk branch of the FinnoUniversitet
naumov15011999@yandex.ru
Scientific adviser: Doctor of Economic Sciences , Professor Grafov A.V.
Annotation: the article deals with a number of issues related to
the integration of the digital economy in the banking sector and its impact on
the living standards of the population.
Keywords: the digital
economy, the banking sector, the standard of living of the population.
References
1.Electronic Express.(Electronic resource):
https://www.garantexpress.ru/zifrovaya-ekonomika-rossii-programma-razvitiya/ (Date
of circulation 01.04.2018)
2. Fb.ru. (Electronic resource):
http://fb.ru/article/334484/tsifrovaya-ekonomika-v-rossii (Date of circulation 01.04.2018)
3.RBC. (Electronic resource):
https://www.rbc.ru/economics/29/03/2018/5abcc7729a7947e437dc77a7?from=main
(Date of circulation 04.03.2018)