ТРАНСФОРМАЦИЯ
ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
В
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Назаренко
В.С.
Студент 3 курса, профиль «Финансы и кредит»
Финансовый университет
при Правительстве РФ, Липецкий филиал
г. Липецк, Россия, vs_nazarenko@mail.ru
Научный
руководитель: Графов А.В., д.э.н.,
профессор
Аннотация: происходящий процесс цифровизации
экономики, разработка и массовое
применение информационных
технологий приводит к неизбежной
трансформации отрасли финансовых услуг
Ключевые
слова: финансовые услуги, цифровая
экономика, финансовые технологии, финансовая доступность, цифровые каналы
Доступность финансовых
услуг, выступающая в качестве неотъемлемого права гражданина и бизнеса,
признается всеми международными институтами по разработке финансовых стандартов
значимым фактором повышения уровня жизни населения и развития экономики в целом
[1].
Качественные базовые финансовые услуги позволяют оптимизировать расходы и
сбережения домохозяйств, стабилизировать их потребление, для бизнеса же создают
возможности финансирования операционной
деятельности и воспроизводства и расширения основного капитала.
Рассматривая финансовые услуги как операции с
финансовыми активами, осуществляющиеся в интересах третьих лиц, в качестве
базовых выделяют: услуги страхования, кредитования, формирования вкладов/сбережений,
а также платежные услуги. Также к финансовым услугам относятся и услуги на
рынке ценных бумаг и лизинга.
На данном этапе
происходит весьма активный рост сектора финансовых услуг, что соответственно
стимулирует и ускоренное развитие
цифровых технологических решений (финансовых технологий) предоставления
финансовых услуг. Происходящий процесс цифровизации экономики и общества обуславливает социально-экономическую
трансформацию, вызванную массовой разработкой и применением цифровых технологий,
создания, обработки, обмена и
передачи информации. Важнейшим эффектом от цифровой трансформации финансовых
услуг выступает существенное увеличение
объёмов обрабатываемой информации при сокращении временных затрат на ее анализ и обеспечении эффективности
разработки технологий, продуктов и совершенствования услуг.
С точки зрения традиционных
игроков, важнейшие следствия цифровизации проявляются в уменьшении затрат и значительном ускорении
вывода продуктов на рынок, частоты взаимодействия с клиентами. Согласно исследованию международной консалтинговой
компании McKinsey, всеобъемлющая цифровизация
основных процессов в традиционном банке
позволяет сократить их стоимость на 40–60% [2]. Инновационные технологии обеспечивают скорость
и удобство предоставления финансовых услуг, уменьшается количество
необходимых документов и требующихся контактов банка с клиентами, что
оказывает влияние и на повышение их лояльности.
Так распространение
технологии блокчейн способствовало многократному
ускорению обработки и исполнения транзакций. Использование интернет-платформ, специализирующихся
на финансовых услугах, позволяет финансовым компаниям расширять свою клиентскую
базу. Применение интернет-платформ китайским холдингом
Ping An обеспечило в 2016
года порядка 30% общего прироста клиентской базы.
В соответствии с данными компании Finalta, в России доля клиентов, использующих на постоянной
основе дистанционные каналы банковского обслуживания, существенно меньше, чем в
странах Северной Европы и США.
Однако, Россия опережает страны Европы по использованию мобильных
приложений дистанционного обслуживания, имеющих широкий функционал. Показатель
распространения мобильного канала в России значительно увеличился в 2016г. (в 3
раза по сравнению с 2014) и составил 10%. При этом стоит отметить, что 92% финансовых продуктов, приобретенных
посредством интернета, составляют депозиты, а, следовательно, у кредитных,
страховых и прочих продуктов весьма велик потенциал увеличения интернет продаж.
Мировые финтех-компании все больше наращивают свое влияние и
выходят на рынки традиционных услуг: платежи, переводы и займы. Отечественный же сектор финансовых технологий,
как отмечают эксперты, по своей
структуре и институциональной среде
находится на раннем этапе развития. В большинстве своем российские финтех-компании ориентированы на потребительское
кредитование, европейские же
специализируются главным образом на
платежах.
Таким образом, в
условиях дальнейшего развития цифровизации возможны
несколько направлений развития сектора финансовых услуг. Наиболее универсальный
вариант – сквозная цифровизация банков и ориентация
на широкий спектр финансовых продуктов и услуг. С другой стороны, возможен переход к формату финансовой экосистемы или
же специализация на предоставлении базовых услуг, например, проведении
транзакций. На наш взгляд, в перспективе финтех-компании
имеют возможность трансформироваться из технологических лабораторий в серьезных
конкурентов традиционных банков.
Список
использованных источников
1.
Назаренко В.С. Инфраструктура предоставления финансовых услуг как
индикатор финансовой доступности/В.С. Назаренко, Н.В.
Шабунин //Наука на современном этапе: вопросы,
достижения, инновации. Социальное и
экономическое развитие в XXI веке. Особенности развития современной науки: актуальные
вопросы, открытия, перспективы. – 2017. – С. 31-34.
2.
Цифровая Россия:
новая реальность. Аналитический отчет McKinsey. –
2017 – С. 133.