ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Назаренко В.С.

Студент 3 курса, профиль «Финансы и кредит»

  Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий филиал

 г. Липецк, Россия, vs_nazarenko@mail.ru

Научный руководитель: Графов А.В., д.э.н., профессор

 

Аннотация: происходящий процесс цифровизации экономики,  разработка и массовое применение информационных  технологий  приводит к неизбежной трансформации отрасли финансовых услуг

Ключевые слова: финансовые услуги, цифровая экономика, финансовые технологии, финансовая доступность, цифровые каналы

 

Доступность финансовых услуг, выступающая в качестве неотъемлемого права гражданина и бизнеса, признается всеми международными институтами по разработке финансовых стандартов значимым фактором повышения уровня жизни населения и развития экономики в целом [1]. Качественные базовые финансовые услуги позволяют оптимизировать расходы и сбережения домохозяйств, стабилизировать их потребление, для бизнеса же создают возможности  финансирования операционной деятельности и воспроизводства и расширения основного капитала. 

Рассматривая финансовые услуги как операции с финансовыми активами, осуществляющиеся в интересах третьих лиц, в качестве базовых выделяют: услуги страхования, кредитования, формирования вкладов/сбережений, а также платежные услуги. Также к финансовым услугам относятся и услуги на рынке ценных бумаг и лизинга.

На данном этапе происходит весьма активный рост сектора финансовых услуг, что соответственно стимулирует и  ускоренное развитие цифровых технологических решений (финансовых технологий) предоставления финансовых услуг.  Происходящий процесс цифровизации экономики и общества  обуславливает социально-экономическую трансформацию,  вызванную  массовой разработкой и применением цифровых  технологий,  создания,  обработки, обмена и передачи информации. Важнейшим эффектом от цифровой трансформации финансовых услуг выступает существенное увеличение  объёмов  обрабатываемой  информации при  сокращении временных затрат на ее анализ  и  обеспечении  эффективности  разработки технологий, продуктов и совершенствования услуг. 

С точки зрения традиционных игроков, важнейшие следствия цифровизации  проявляются  в уменьшении затрат и значительном ускорении вывода продуктов на рынок, частоты взаимодействия с клиентами. Согласно  исследованию международной консалтинговой компании McKinsey, всеобъемлющая цифровизация основных процессов  в традиционном банке позволяет сократить их стоимость на 40–60% [2]. Инновационные технологии обеспечивают скорость и удобство предоставления финансовых услуг, уменьшается  количество  необходимых документов и требующихся контактов банка с клиентами, что оказывает влияние и на повышение их лояльности.

Так распространение технологии блокчейн способствовало многократному ускорению обработки и исполнения транзакций.  Использование интернет-платформ, специализирующихся на финансовых услугах, позволяет финансовым компаниям расширять свою клиентскую базу. Применение интернет-платформ китайским холдингом Ping An обеспечило  в  2016 года порядка 30% общего прироста клиентской базы.

В соответствии с данными компании Finalta, в России доля клиентов, использующих на постоянной основе дистанционные каналы банковского обслуживания, существенно меньше, чем в странах Северной Европы и США.

Однако, Россия опережает страны Европы по использованию мобильных приложений дистанционного обслуживания, имеющих широкий функционал. Показатель распространения мобильного канала в России значительно увеличился в 2016г. (в 3 раза по сравнению с 2014) и составил 10%.  При этом стоит отметить, что  92% финансовых продуктов, приобретенных посредством интернета, составляют депозиты, а, следовательно, у кредитных, страховых и прочих продуктов весьма велик потенциал увеличения интернет продаж.

Мировые финтех-компании все больше наращивают свое влияние и выходят на рынки традиционных услуг: платежи, переводы и займы.  Отечественный же сектор финансовых технологий, как отмечают эксперты,  по своей структуре и институциональной среде  находится на раннем этапе развития. В большинстве своем российские финтех-компании ориентированы на потребительское кредитование,  европейские же специализируются  главным образом на платежах.

Таким образом, в условиях дальнейшего развития цифровизации возможны несколько направлений развития сектора финансовых услуг. Наиболее универсальный вариант – сквозная цифровизация банков и ориентация на широкий спектр финансовых продуктов и услуг.  С другой стороны, возможен  переход к формату финансовой экосистемы или же специализация на предоставлении базовых услуг, например, проведении транзакций. На наш взгляд, в перспективе финтех-компании имеют возможность трансформироваться из технологических лабораторий в серьезных конкурентов традиционных банков.

 

Список использованных источников

1.     Назаренко В.С. Инфраструктура предоставления финансовых услуг как индикатор финансовой доступности/В.С. Назаренко, Н.В. Шабунин //Наука на современном этапе: вопросы, достижения, инновации.  Социальное и экономическое развитие в XXI веке. Особенности развития современной науки: актуальные вопросы, открытия, перспективы. – 2017. – С. 31-34.

2.     Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет McKinsey. – 2017 –  С. 133.