ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Кузнецова А.С.

Студент 3 курса

направление «Государственное и муниципальное управление»,

 Финансовый университет при Правительстве РФ,

Липецкий филиал

   annakuznetsova48@mail.ru

 

Аннотация: В статье анализируется современная система образования и ее соответствие цифровой экономике.  Определены основные задачи государственной власти, решение которых будет способствовать формированию компетенций необходимых для экономики нового типа. Эта тема является актуальной, поскольку развитие данного типа экономики напрямую зависит от цифровой грамотности населения страны.

Ключевые слова: цифровая экономика, образование, интеллектуальный капитал, квалифицированные кадры.

 

Одна из наиболее значимых мировых тенденций настоящего времени – развитие цифровой экономики. Последствия данной тенденции сказываются на всех общественных отношениях, основой которых все чаще становятся цифровые технологии. Правительства многих государств, замечая такие трансформации, не могут оставаться в стороне, поэтому во многих странах мира разработаны и приняты стратегии и программы по развитию цифровой экономики. Начальной точкой в развитии цифровой экономики России можно считать послание Президента РФ Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года, в котором он отметил высокий потенциал российской отрасли информационных технологий и обозначил необходимость разработки программы цифровой экономики. Во исполнение данного поручения 28 июля 2017 г была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанная до 2024 г.[1] При трансформации экономики роль государства не заканчивается на стадии регламентировании и не исчерпывается регулированием. Проблема определения важнейших задач, решаемых государством, для содействия эффективному развитию цифровой экономике является очень актуальной на данном этапе.

Движущей силой цифровизации являются знания, поэтому одни из первоочередных задач государства – создание интеллектуального капитала для цифровой экономики,  изменение стандартов и формата обучения, создание необходимой инфраструктуры.

По данным Минобрнауки в 2017 г. наибольший конкурс для поступающих на экономические направления (21 чел. на место), специальности в сфере политики (20 чел. на место), программы подготовки кадров для СМИ.[4] Несмотря на то, что согласно «Атласу профессий» устаревшими интеллектуальными профессиями на горизонте 2013-2030 гг. являются: бухгалтер, журналист, референт, юрисконсульт, нотариус, переводчик и т.п.[2] Такой спрос на данные профессии вызывает наличие большого количества предложений. Многие ВУЗы страны продолжают готовить специалистов данных направлений, не взирая на спад их актуальности в будущем. Спрос и предложение на программы подготовки в сфере информационных технологий значительно ниже.

Поэтому наряду с образовательными программами необходимо подумать о переподготовки людей, которые лишаться профессий, из-за снижения их значимости [7,9]. В результате дальнейшей цифровой трансформации отраслей экономики, увеличения систем использования систем автоматизации и роботизации, необходимого повышения интенсивного производства и замещения к2036 до 45 % работы, выполняемой сегодня людьми, может быть автоматизировано. Такие данные приводят оксфордские исследователи из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology. Не все профессии полностью исчезнуть, многие преобразуются согласно времени. Так прогнозируется появление IТ-медика, цифрового лингвиста, киберследователями т.п. Для этого необходимо создать новые стандарты обучения.В ФГОС 3+ РФ для высших учебных образований отсутствуют направления, способствующие получению необходимых знаний и развитию компетенций для нового типа экономики. Названа лишь возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.[3, 5] Но и данная возможность усложняется цифровым неравенством регионов, характерным для России. 36,4% домашних хозяйств в сельской местности не имеют доступ к сети интернета.[8, С.21] Цифровой разрыв между людьми может создать новый вид социального расслоения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для развития цифровой экономики, государственной власти необходимо стимулировать интерес к программам подготовки в сфере информатики и IТ, для этого: предоставлять большее число бюджетных мест на данные специальности и снижать на актуальные в настоящее время образовательные программы; проводить олимпиады для школьников; повышать уровень преподавания информатики на этапе начального и среднего общего образования. Правительственным органам предлагается продумать создание инфраструктуры для обучения людей новым технологиям. Вовлечь большее число людей в цифровую экономику с помощью программ переподготовки и повышения цифровой грамотности людей возрастной категории старше 45 лет, повсеместно внедрять программы по массовому просвещению в сфере ИКТ.

 

Список использованных источников

1.    Распоряжение Правительства РФ  от 28 июля 2017 г. № 1632-р об утверждении Программы «Цифровая экономика России» [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/ media/files/ 9gFM4FHj4PsB79 I5v7yLVuPgu4b(Дата обращения: 30.03.2018).

2.    Атлас новых профессий [Электронный ресурс] URL: http://atlas100.ru (Дата обращения: 01.04.2018).

3.    Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/fgosvo (Дата обращения: 30.03.2018).

4.    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/fgosvo(Дата обращения: 5.04.2018).

5.    Беспалов М.В. Роль человеческого капитала в обеспечении экономической безопасности регионов страны в условиях информационной экономики / Беспалов М.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2016. № 47. С. 198-206.

6.    Корнева Ж.В. Развитие рынка труда в Липецкой области в период перехода к новому технологическому укладу / Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 4 (27). С. 72-77.

7.    Савенкова О.Ю. Деструктивные процессы в области формирования сельского рынка труда и направления его развития // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 100-102.

8.    Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 19-23

9.    Стрельникова Т.Д. Проблемы и перспективы подготовки профессиональных кадров для финансово-экономического сектора Липецкой области / Стрельникова Т.Д., Нестерова Н.Н. / В сборнике: Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы. 2014. С. 268-276.