СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА

Калимбет Д.В.

Студент 2 курса профиль «Финансы и кредит»,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Липецкий филиал

KalimbetD@yandex.ru

Научный руководитель: к.э.н., доцент Целыковская А.А.

Аннотация: в статье рассматриваются основные тенденции и методы трансформации бизнеса в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информационные технологии, цифровая экономика.

Сегодня развитие и использование цифровых технологий способствует ускорению в принятии важных стратегических решений, улучшении переработки и получении информации, повышению производительности труда. Несмотря на свою полезность, процесс цифровизации создаёт определенные трудности: традиционные предприятия, ведущие свою деятельность в реальном мире, вынуждены внедрять цифровые технологии и трансформироваться, чтобы выжить на рынке. По оценкам специалистов Международного центра цифровых преобразований бизнеса (Global Center for Digital Business), около 40% компаний-лидеров будут вытеснены с рынка, если не подвергнутся цифровой трансформации. Готовы ли предприятия меняться? Какие действия обеспечат хорошие возможности для дальнейшего развития бизнеса?

К настоящему времени в мировой экономике уже сформировалась группа компаний, преуспевших в цифровой трансформации. Такую группу называют  «цифроэлитой». Это компании, которые перешли от простого использования информационных технологий к цифровизации бизнеса. «Цифроэлита» превосходит своих соперников в бизнесе. Как показывают результаты исследования американской бизнес-школы MIT Sloan School of Management, компании, активно использующие цифровые технологии, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов. Опыт «цифроэлиты» показывает, что в процессе цифровой трансформации особое внимание руководители уделяли трём направлениям деятельности своих предприятий: работа с клиентом, операционные процессы и бизнес модели. Рассмотрим методы, с помощью которых компании успешно прошли путь «цифровизации», в рамках каждого направления.

Трансформация операционных и инвестиционных процессов

На наш взгляд, в части цифровой трансформации российским компаниям, в первую очередь, следует обратить внимание на преобразование операционных процессов с целью уменьшения текущих затрат. Для этого на предприятии разрабатываются информационные системы, которые позволяют не только автоматизировать рутинные процедуры, но и перевести сотрудников на дистанционные формы работы. Помимо информационных систем, происходит активное внедрение роботизации офисных процессов. «Работа для роботов, творчество – для людей» - девиз успешных современных компаний. Действительно, на предприятии существует множество процессов, которые могут быть полностью или частично роботизированы. Например, роботы успешно справляются с расчётами заработной платы, учётом налогов, кадровым учётом, отбором сотрудников, работой с должниками, анализом тенденций, работой с e-mail и рассылками, управлением запасами, прогнозами спроса и планированием поставок. В России экспансия программных роботов достигла впечатляющего масштаба. Ежедневно на «Почте России» роботы-контролеры с невероятной скоростью сверяют до полумиллиона почтовых учетных данных. А в одном из аудиторских центров Москвы роботы полностью заменили 12 бухгалтеров, что повысило как производительность, так и прибыльность центра почти в четыре раза.

Роботизация проникла также и в инвестиционную область деятельности компаний. Робо-эдвайзеры, или онлайн-сервисы, помогающие пользователям в формировании инвестиционного портфеля и управлении им, захватывают позиции на мировых фондовых рынках. Робо-эдвайзер умеет определять потребности клиента, его склонность к риску, и, исходя из полученных данных, формировать инвестиционный портфель, проводить в нем регулярную ребалансировку. Важно также и то, что робот помогает избежать «поведенческий разрыв», когда человек из страха или жадности принимает сомнительные инвестиционные решения и получает убытки.

Трансформация клиентского опыта

          Понимание клиента, рост выручки и точка контакта с клиентом – это три важнейших аспекта трансформации клиентского обслуживания. Вместе они находят своё отражение в таких процессах, как кастомизация и индивидуализация сервиса. Речь идет о создании профилей и кластеров клиентов, их поведенческих шаблонов за счёт использования специальных big-data алгоритмов обработки и сбора большого массива данных. Например, big-data алгоритм может давать товарные рекомендации. В онлайн-магазинах покупателю рекомендуют купить товар, который часто покупают вместе с тем товаром, которым человек уже добавил в корзину.

Кроме того, многие компании обращаются к социальным сетям, чтобы продвигать свой бренд среди пользователей и также понять, что делает клиента довольным, что вызывает неудовлетворенность. В Америке существует онлайн-сервис Melissa Data, занимающийся обогащением данных. Заказчик загружает в систему файл с именем нужного человека, и через несколько дней система возвращает заказчику тот же файл с подробными персональными данными об объекте исследования. Данный метод позволяет увеличить эффективность коммуникации как с текущими, так и с потенциальными клиентами, а, следовательно, увеличить объём  продаж.

Цифровая глобализация

Цифровые технологии в совокупности с интегрированной информацией дают возможность компаниям получить глобальный синергетический эффект, т.е повышение результативности деятельности за счёт интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему. Современный синергетический эффект достигается путём бесшовной интеграции. Процесс бесшовной интеграции можно представить в трёх этапах. На первом этапе происходит «облачная» обработка данных, на втором – сетевая передача данных, и, наконец, на третьем этапе происходит захват данных, их предобработка и исполнение. Таким образом, цифровые технологии ускоряют и упрощают процесс обмена данных, делают его свободным, открытым и, тем самым, повышают эффективность и выгодность партнёрства компаний. Так, например, всего за несколько дней промышленный производитель может сменить направление производства, отреагировав на своевременно полученные от партнера данные о перебое или избыточном спросе.

          В заключение, следует отметить, что в экономике нет однозначно верного пути цифровой трансформации. Руководитель предприятия должен четко понимать, какие части своей компании он хочет преобразовать, чтобы повысить эффективность ее деятельности и уровень конкурентоспособности. Выбирает ли компания путь слияния или индивидуальной работы, путь оптимизации внутренних бизнес-процессов или путь повышения качества обслуживания клиентов – цифровые технологии открывают для неё широкий спектр возможностей для экспериментов.

Список использованных источников

1.  Кешелава А.В. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с. (На пороге «цифрового будущего». Книга первая).

2.  Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. №11 (93). С.1.

3.  Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития// Наука  и инновации. 2016. Т. 3. №157. С.17-20.

4.  «Цифровая трансформация: на чем сосредоточатся предприятия в 2018 г.» [Электронный ресурс]/https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=199390 Дата обращения: 08.04.2018

MODERN TENDENCIES IN DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS

Kalimbet D.V.

Student of the 2nd  course profile “Finance and Credit”,

Financial university under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk branch,

KalimbetD@yandex.ru

Scientific supervisor: PhD, associate professor Tselikovskaya A.A.

 

Abstract:  the article reveals main methods of digital transformation of traditional business.

Key words: digital transformation, information technologies, digital economy.

References

1. Keshelava A.V. Introduction to "Digital" economy / A.V. Keshelava V.G. Budanov, V.Yu. Rumyantsev, etc.; under a general edition A.V. Keshelava; hl. "figures." I.A. Zimnenko. – Vniigeosistem, 2017. – 28 pages. (On a threshold of "the digital future". Book the first).

2. Kuntsman A.A. Transformation of the internal and external environment of business in the conditions of digital economy//Management of economic systems: online scientific magazine. 2016. No. 11 (93). P.1.

3. Panshin B.N. Digital economy: features and tendencies of development//Science and innovations. 2016. T. 3. No. 157. P. 17-20.

4. "Digital transformation: what will the enterprises in 2018" [An electronic resource] /https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php focus on?ID=199390/ Date of the address: 4/8/2018