ВЛИЯНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ВЫБОР ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ

 

Казакова Д.Д.

магистрант 1 курса направления «Корпоративные финансы»,

Научный руководитель: Ракитина И.С., доцент, к.э.н.

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Липецкий филиал,

Липецк, Россия

 

Аннотация: в данной статье рассматривается ценовой механизм; раскрывается влияние отраслевых особенностей на ценообразование предприятия, производящего хлебобулочные изделия; показывается воздействие изменения налога на кривые спроса и равновесия.

Ключевые слова: ценовой механизм, стадии ценообразования, равновесная цена, кривая спроса, кривая предложения.

 

Ценовой механизм представляет собой мощный рычаг управления экономикой, тем не менее такой инструмент очень тонкий и гибкий. Цены оказывают активное влияние на экономику и являются неотъемлемой частью экономического механизма.

Одной из задач регулирования цен является стимулирование научно-технического прогресса, экономии ресурсов и т.д. Именно поэтому механизм ценообразования должен способствовать сокращению лишних перераспределительных процессов, балансу материальных и стоимостных процессов производства продукции.

Ценовой механизм представляет собой взаимодействие цены, в зависимости от вида, структуры, величины, динамики, и ценообразования, как способа установления, формирования и изменения цены. Управление ценами предполагает прогнозирование, планирование, учет, статистическое обобщение и регулирование. Вопрос ценового механизма необходимо рассматривать во взаимосвязи конкретного предприятия и отрасли, товарного рынка, функций государства, финансов и кредита. Недооценка хотя бы одного из звеньев ведет к нарушениям закона стоимости, финансовому кризису, возникновению социально-экономических проблем.

 Производство и реализация товара не обходится без нескольких отраслей экономики и различных видов деятельности, отсюда возникают различные стадии ценообразования. Стадии ценообразования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Стадии ценообразования

В такой последовательности происходит реальный товарооборот, движение стоимости и механизм ценообразования. Формирование цены берет свое начало с продукции, произведенной в первичной отрасли. По заданной цене продукцию покупают обрабатывающие и перерабатывающие отрасли. Таким образом, ценообразование завершается на последнем этапе, когда продукция реализуется конечным потребителем.

Немаловажную роль играют посреднические организации, куда входят оптовая, розничная, биржевая торговля, за оказание услуг которых действуют надбавки, наценки, комиссионные сборы и т.д.

В процессе формирования оптовых и розничных цен важное место принадлежит транспортным услугам, отвечающим за доставку товаров до потребителей.

Рассмотрим механизм ценообразования на примере производства хлеба. Первая стадия формирования цены определяется закупочной ценой на зерно. Зерно может закупаться у разных производителей по договорным ценам, которые могут сильно различаться из-за природно-климатических условий места производства. Тем не менее устанавливается единая расчетная цена на зерно при поступлении ее на элеватор.  Зерно расходуется постепенно, на хранение его должным образом требуется много затрат. Мукомольные заводы, в свою очередь, устанавливают свою цену на муку, произведенную из купленного зерна, а хлебопекарни устанавливают уже свою цену на продукцию, произведенную из этой муки. Процесс ценообразования завершается на предприятии розничной торговли, которое доводит продукт до конечного потребителя. При этом розничное предприятие к оптовой цене на хлеб прибавляет торговую надбавку, что составляет цену их услуги. Стадии ценообразования показаны на рисунке 2.

Рисунок 2. Стадии ценообразования на хлеб

Обязательные налоги, сборы, пошлины, определяющие финансовые взаимоотношения между предприятием и государством, отражаются в составе цены неадекватно. Некоторые входят в состав затрат, некоторые ограничивают прибыль, иные представляют надбавку к цене. К материальным затратам относятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за воду из водохозяйственных систем, платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна. Например, цена за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, определяется на основе затрат на водоснабжение и прибыли соответствующих организаций. Плата за воду в пределах норматива входит в затраты на производство, а при сверхнормативном потреблении многократно увеличивается и относится на прибыль. Таким образом осуществляется рациональное водопользование и размещение водоемких производств.

Платежи за право пользования недр земли и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы связываются со стоимостью добытого сырья. В состав себестоимости продукции включают налоговые платежи, формирующие внебюджетные фонды социальной защиты населения.  Кроме этого учитываются платежи, которые выплачивает компания за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, земельный налог и т.д.

Налог на имущество не относят к налогам, включаемым в себестоимость продукции, потому что он уплачивается из прибыли до ее налогообложения.

Все налоги, уплачиваемые предприятием, по-разному воздействуют на уровень цен, в основном оказывая ограниченное влияние, чем платежи из прибыли и косвенные налоги, так как в формировании доходов их удельный вес не превышает 15%. Но в структуре цен, особенно добывающих отраслей они очень существенны.

Налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы оказывают сильное воздействие на формирование цены. Прибыль предприятия является основным источником налогообложения предприятия, часть которого в обязательном порядке должна перечисляться в государственный бюджет.

Кроме того, НДС и акцизы большое воздействие оказывают на уровень цен, что представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ, услуг. Если ставка налога на НДС применяется к ценам, включающим акцизы, это серьезно увеличивает косвенное налогообложение товаров.

Налоги представляют собой сложный, очень значимый для ценообразования фактор. Это процесс, который поддается упрощенному, модельному анализу. В модели свободного, конкурентного рынка цена товара складывается из спроса и предложения, и представляет собой равновесную цену в каждый период времени. Предполагается, что остальные факторы остаются неизменными. На рисунке 3 первоначальное состояние обозначается с индексом «0», а последующие, возникающие при изменении налогов, индексом «1» и «2» и т.д. Равновесие спроса и предложения достигается в точке пересечения кривых  и . В точке равновесия  находится равновесная цена .

Рисунок 3. Воздействие изменения налога на кривые спроса и равновесия

У производителя произойдет увеличение издержек и затрат, если будут увеличены действующие налоговые ставки или введен новый налог. В такой ситуации производитель попытается сместить кривую предложения из первоначального состояния в точку . Новой кривой спроса соответствует уже новая равновесная цена  и новая точка равновесия . Если кривая  останется неизменной, то производитель будет пытаться сдвинуть свою кривую предложения, чтобы равновесная цена  удовлетворяла следующему условию:

,                                           (1)

где  – исходное значение объема спроса на товар;

 – новое значение величины проса;

 – общее увеличение налогообложения производителя.

Доход производителя сохраниться, если на товар будет установлена новая цена, согласно уравнению:

                                                       (2)

Если потребители будут готовы платить за товар по новой цене, спрос на него сохранится, то можно говорить о том, что предприятие сможет сохранить величину своего дохода путем переноса налогового бремени.

Производителю будет проще сохранить свою доходность, если потребность в данном товаре очень велика, и величина спроса на такой товар остается неизменной даже при увеличении цены. Это говорит о том, что товар малоэластичен или неэластичен по отношению к цене. В такой ситуации производитель может сместить кривую предложения  немного выше, что соответствует меньшему росту уровня цены при неизменном значении спроса и объема продаж. В данном случае возникает необходимость сместить кривую спроса в положение , и производителю необходимо установить новую цену :

                                                        (3)

Такие варианты ценообразования актуальны только при введении нового налога или увеличении налоговых ставок в условиях высокого спроса на товар, потребность в котором незамещаема. В реальности возникает более сложная ситуация. В случае смещения кривой предложения вверх, например, в положение  - происходит рост цен, а потребители, в свою очередь, реагируют снижением спроса в положение , соответственно устанавливается новая точка равновесия и равновесная цена. Выручка производителя оказывается ниже необходимого уровня для компенсации роста издержек из-за увеличения налога.

Если же потребительский спрос будет расти, то производитель получит возможность компенсировать расходы на увеличение налога за счет продажи потребителю товара по более высокой цене.

На графике видно, что снижение спроса и предложения ведет к снижению объема продаж и потере дохода. Если снижение будет существенным, то производитель понесет убытки, превышающие прирост налогообложения. 

Увеличение налогов и налоговых ставок приводит к смещению кривых предложения вверх, а кривые спроса смещаются вниз, что означает сокращение объема производства товаров, а государство получает меньшее количество объема налоговых поступлений в бюджет при более высоких ставках налога.

 

Список использованных источников

1.    Воробьева И.П., Селевич О.С. Экономика и управление производством: Учебное пособие // Юрайт, 2017 г. С. 72.

2.    Гудович Г.К. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы / Учебное пособие / Липецк, 2011.

3.    Козлов С.В., Мицель А.А. Ценовой механизм // Известия Томского политехнического университета. 2016 г. № 10. С. 26-29.

4.    Корякина Т.В. Особенности формирования экономической устойчивости предпринимательских структур / В сборнике: Интеграция отраслей науки и образования в рамках инновационных процессов, 2008. С. 32-34.

5.    Кукина Е.Е. Проблемы минимизации рисков проектного финансирования / Кукина Е.Е., Лебединская Е.Ю. // В сборнике: Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях, 2016. С. 319-323.

6.    Юдин О.И. Система управления рисками в условиях нестабильности экономики / Юдин О.И., Савенкова О.Ю. // В сборнике: Современные проблемы эффективного использования социально-экономического потенциала региона и пути их решения,  Липецк, 2013. С. 179-181.