ФОРМИРОВАНИЕ
КРИПТО-ЭКОНОМИКИ В РОССИИ - АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ
АКТИВАХ»
Исаев
А.А.
Студент 2 курса
магистратуры профиль «Финансы и кредит»,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
isaev_a@lipetsk-finance.ru
Аннотация: в статье рассматриваются возможности формирования
и регулирования крипто-экономики в России на примере
анализа законопроекта «О цифровых финансовых активах».
Ключевые слова: крипто-экономика, майнинг,
криптовалюта, цифровые финансовые активы.
В начале 2018 года инициативная группа депутатов
во главе с председателем Комитета Государственной Думы по финансовому рынку
внесла на рассмотрение нижней палаты Парламента два законопроекта, направленные
на регулирование отношений, возникающих при использовании цифровых технологий,
активов, инструментов, в том числе в инвестиционном процессе: «О цифровых
финансовых активах» [2, C.1] и «Об альтернативных
способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [3,
С.1]. Они подготовлены в соответствии с поручениями Президента Российской
Федерации и направлены на реализацию положений, озвученных Президентом в
Послании Федеральному Собранию России 1 марта 2018 года. Данный законопроект
вначале года был опубликован на официальном сайте Министерство финансов РФ,
Банка России и в свою очередь закладывает основы регулирования крипто-экономики в России. Это лишь первый шаг пути
формирования и регулирования крипто-экономики в
России.
Согласно документу, к
цифровым финансовым активам относятся криптовалюта и токен. Разница между ними в том, что криптовалюта
создается в результате майнинга, а токен «выпускается юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем с целью привлечения финансирования» [2, C.2]. При этом
цифровые финансовые активы - и токены, и криптовалюты - считаются имуществом.
Также в документе
дается определения таким понятиям, как цифровая запись, цифровая транзакция, майнинг, распределенный реестр цифровых транзакций,
цифровой кошелек. Майнинг определяется как
деятельность по созданию криптовалюты и (или) валидации ее создания с целью получения вознаграждения в
виде криптовалюты и признается предпринимательской
деятельностью.
Законопроект
предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться
через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только
юридические лица, являющиеся либо профучастниками,
либо биржами. Предусмотрен обмен токенов на рубли,
иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретении токенов должны определяться Центральным банков по
согласованию с правительством страны.
Признать криптовалюту имуществом - достаточно нетривиальное решение:
в других странах криптовалюты приравнивают либо к
ценным бумагам, как например, в США, либо признают платежным средством (Швеция,
Нидерланды, Австралия). Зато благодаря такому решению, российские чиновники
смогли с минимальными затратами втиснуть регулирование цифровых денег в уже
существующие законодательные нормы.
В частности, майнинг приравнивается к производству товаров: «майнинг - деятельность, направленная на создание криптовалюты» [2, C.3]. А поскольку
заниматься производством товаров в нашей стране по закону могут только компании
или индивидуальные предприниматели, то и майнерам
придется либо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо
создавать частную компанию для майнинга.
В проекте также
определены особенности эмиссии токенов - ICO (initial coin offering).
Оно напоминает первичное размещение ценных бумаг на бирже (IPO), но в его ходе
за продажу доли в компании инвесторы платят криптовалютой.Ключевое
отличие ICO от привычного первичного размещения акций заключается в том, что
компании продают не уже созданный бизнес, а по сути обещания — описывающий
структуру токенов (цифровых жетонов) контракт. Причем
обещание будущих результатов в ICO является единственной гарантией инвесторам.
Процедура выпуска токенов предполагает публикацию эмитентом инвестиционного
меморандума, оферты, содержащей условия приобретения токенов,
а также заключение договоров, в том числе в форме смарт-контрактов,
направленных на отчуждение и оплату токенов их
приобретателями. Законопроект определяет, что эмитент должен опубликовать «в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инвестиционный меморандум и
публичную оферту с указанием сведений об эмитенте и его бенефициарном
владельце, цене приобретения, выпускаемого токена, а
также «сведений о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому
передаются на хранение экземпляры публичной оферты» [1, C.5].
Также должны быть указаны цена токена или порядок ее
определения, порядок оплаты, максимальная сумма, на которую могут быть
приобретены токены для неквалифицированных
инвесторов. Предусмотрены и полномочия ЦБ по установлению ограничения суммы
инвестиций в токены для неквалифицированных
инвесторов.
Возможно, в ходе
обсуждения в Госдуме, депутаты смогут объяснить, как можно передать на хранение
экземпляры документа, существующего только в «в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и какой, вообще, в этом
смысл. Пока же логика авторов документа проста - если при эмиссии акций и
облигаций нужно выпускать инвестиционный меморандум и передавать его на
хранение в депозитарий, то и эмитенты токенов должны
делать так же.
Токены могут обмениваться на
рубли или иностранную валюту, но «только через оператора обмена цифровых
финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с
Федеральным законом «Об организованных торгах» [2, C.4]. Что на практике
означает, что купле-продажа и обмен должен осуществляться
только через официально зарегистрированную биржу. Примечательный момент.
Законопроект устанавливает, что «цифровые финансовые активы не являются
законным средством платежа на территории Российской Федерации» [1, C.4].
То есть ими нельзя расплачиваться за товары и услуги.
Однако, в целом
приходится констатировать, что отечественные чиновники не видят в криптовалюте никакой пользы. Это печально, но
неудивительно. И совсем не трагично, поскольку для сегодняшних участников
рынка, по сути, ничего не изменится: ICO будут проводиться вне российской
юрисдикции, криптовалюты - торговаться на офшорных онлайн-биржах, токены - приобретаться в ходе ICO через интернет-сайты.
Дополнительные риски появятся у майнеров, но на
профильных чатах уже активно обсуждаются ассиметричные меры: от банального
скручивания электросчетчиков до переноса ферм в специальные майнинг-отели,
которые в последнее время получили большое распространение.
Главной же «пострадавшей»
в конечном итоге может оказаться отечественная экономика - она ничего не
приобретет, но продолжит терять перспективные стартапы,
которые будут регистрироваться в других странах ради возможности проведения
«нормальных» ICO.
Список использованных источников
1. Банк
России [Электронный ресурс]: официальный сайт Банка России URL : http://www.cbr.ru/content/document/file/35808/20180125_01.pdf
(дата обращения: 09.04.2018).
2. Министерство
финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт
Минфина России URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?group_type=&q_4
(дата обращения: 09.04.2018).
3.
Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]:
официальный сайт Минэкономразвития России URL : http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depIno/201819031
(дата обращения: 09.04.2018).