ФОРМИРОВАНИЕ КРИПТО-ЭКОНОМИКИ В РОССИИ - АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ»

 

Исаев А.А.

Студент 2 курса магистратуры профиль «Финансы и кредит»,

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Липецкий филиал

 isaev_a@lipetsk-finance.ru

 

Аннотация: в статье рассматриваются возможности формирования и регулирования крипто-экономики в России на примере анализа законопроекта «О цифровых финансовых активах».

Ключевые слова: крипто-экономика, майнинг, криптовалюта, цифровые финансовые активы.

 

В начале 2018 года инициативная группа депутатов во главе с председателем Комитета Государственной Думы по финансовому рынку внесла на рассмотрение нижней палаты Парламента два законопроекта, направленные на регулирование отношений, возникающих при использовании цифровых технологий, активов, инструментов, в том числе в инвестиционном процессе: «О цифровых финансовых активах» [2, C.1] и «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» [3, С.1]. Они подготовлены в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и направлены на реализацию положений, озвученных Президентом в Послании Федеральному Собранию России 1 марта 2018 года. Данный законопроект вначале года был опубликован на официальном сайте Министерство финансов РФ, Банка России и в свою очередь закладывает основы регулирования крипто-экономики в России. Это лишь первый шаг пути формирования и регулирования крипто-экономики в России.

Согласно документу, к цифровым финансовым активам относятся криптовалюта и токен. Разница между ними в том, что криптовалюта создается в результате майнинга, а токен «выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования» [2, C.2]. При этом цифровые финансовые активы - и токены, и криптовалюты - считаются имуществом.

Также в документе дается определения таким понятиям, как цифровая запись, цифровая транзакция, майнинг, распределенный реестр цифровых транзакций, цифровой кошелек. Майнинг определяется как деятельность по созданию криптовалюты и (или) валидации ее создания с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты и признается предпринимательской деятельностью.

Законопроект предусматривает, что все сделки с цифровыми активами должны осуществляться через операторов обмена цифровых активов, которыми могут быть только юридические лица, являющиеся либо профучастниками, либо биржами. Предусмотрен обмен токенов на рубли, иностранную валюту, при этом возможность и правила обращения криптовалют, в том числе для приобретении токенов должны определяться Центральным банков по согласованию с правительством страны.

Признать криптовалюту имуществом - достаточно нетривиальное решение: в других странах криптовалюты приравнивают либо к ценным бумагам, как например, в США, либо признают платежным средством (Швеция, Нидерланды, Австралия). Зато благодаря такому решению, российские чиновники смогли с минимальными затратами втиснуть регулирование цифровых денег в уже существующие законодательные нормы.

В частности, майнинг приравнивается к производству товаров: «майнинг - деятельность, направленная на создание криптовалюты» [2, C.3]. А поскольку заниматься производством товаров в нашей стране по закону могут только компании или индивидуальные предприниматели, то и майнерам придется либо регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, либо создавать частную компанию для майнинга.

В проекте также определены особенности эмиссии токенов - ICO (initial coin offering). Оно напоминает первичное размещение ценных бумаг на бирже (IPO), но в его ходе за продажу доли в компании инвесторы платят криптовалютой.Ключевое отличие ICO от привычного первичного размещения акций заключается в том, что компании продают не уже созданный бизнес, а по сути обещания — описывающий структуру токенов (цифровых жетонов) контракт. Причем обещание будущих результатов в ICO является единственной гарантией инвесторам.

Процедура выпуска токенов предполагает публикацию эмитентом инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения токенов, а также заключение договоров, в том числе в форме смарт-контрактов, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями. Законопроект определяет, что эмитент должен опубликовать «в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инвестиционный меморандум и публичную оферту с указанием сведений об эмитенте и его бенефициарном владельце, цене приобретения, выпускаемого токена, а также «сведений о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты» [1, C.5]. Также должны быть указаны цена токена или порядок ее определения, порядок оплаты, максимальная сумма, на которую могут быть приобретены токены для неквалифицированных инвесторов. Предусмотрены и полномочия ЦБ по установлению ограничения суммы инвестиций в токены для неквалифицированных инвесторов.

Возможно, в ходе обсуждения в Госдуме, депутаты смогут объяснить, как можно передать на хранение экземпляры документа, существующего только в «в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и какой, вообще, в этом смысл. Пока же логика авторов документа проста - если при эмиссии акций и облигаций нужно выпускать инвестиционный меморандум и передавать его на хранение в депозитарий, то и эмитенты токенов должны делать так же.

Токены могут обмениваться на рубли или иностранную валюту, но «только через оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах» [2, C.4]. Что на практике означает, что купле-продажа и обмен должен осуществляться только через официально зарегистрированную биржу. Примечательный момент. Законопроект устанавливает, что «цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации» [1, C.4]. То есть ими нельзя расплачиваться за товары и услуги.

Однако, в целом приходится констатировать, что отечественные чиновники не видят в криптовалюте никакой пользы. Это печально, но неудивительно. И совсем не трагично, поскольку для сегодняшних участников рынка, по сути, ничего не изменится: ICO будут проводиться вне российской юрисдикции, криптовалюты - торговаться на офшорных онлайн-биржах, токены - приобретаться в ходе ICO через интернет-сайты. Дополнительные риски появятся у майнеров, но на профильных чатах уже активно обсуждаются ассиметричные меры: от банального скручивания электросчетчиков до переноса ферм в специальные майнинг-отели, которые в последнее время получили большое распространение.

Главной же «пострадавшей» в конечном итоге может оказаться отечественная экономика - она ничего не приобретет, но продолжит терять перспективные стартапы, которые будут регистрироваться в других странах ради возможности проведения «нормальных» ICO.

Список использованных источников

1. Банк России [Электронный ресурс]: официальный сайт Банка России URL : http://www.cbr.ru/content/document/file/35808/20180125_01.pdf (дата обращения: 09.04.2018).

2. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт  Минфина России URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?group_type=&q_4 (дата обращения: 09.04.2018).

3. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт Минэкономразвития России URL : http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depIno/201819031 (дата обращения: 09.04.2018).