СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

Бондаренко Е.А., Тюмакова В.В.

Студенты 2 курса направления подготовки «Менеджмент»,

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

Научный руководитель: Гурина М.А., канд. экон. наук, доцент

 

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из развивающихся посреднических структур на рынке труда - социальные сети. Раскрываются особенности использования социальных сетей при трудоустройстве, их положительные и отрицательные стороны. Обобщен опыт применения общероссийской социальной сети деловых контактов «Skillsnet»

Ключевые слова:  рынок труда, информатизация, социальные сети, работодатель, потенциальный работник

 

На современном российском рынке труда представлено множество посреднических структур. Прежде всего, это формальные посредники: государственные и частные службы занятости, рекламные объявления в СМИ, а также сохранившийся в очень ограниченных масштабах институт распределения выпускников после окончания учебного заведения.  

Современный рынок труда функционирует в качественно новой информационной среде. Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на процессы взаимодействия работника и работодателя: появляются новые формы занятости, происходят изменения в структуре рабочей силы, увеличивается количество занятых в информационной сфере, появляются новые способы поиска. Процессы, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий, требуют усиления внимания к рынку труда. Адаптация совокупности трудовых отношений к условиям информатизации общества и способность рынка труда оперативно и гибко реагировать на экономическую динамику служат сегодня предпосылками для повышения эффективности его функционирования.

Статистика показывает, что больше половины безработного населения использует цифровые технологии для поиска работы [1]. Однако люди все меньше выходят в большой интернет, узнавая многие новости, информацию из привычных ресурсов, то есть социальных сетей. В этой ситуации необходимо проанализировать особенности функционирования социальных сетей как посредника на российском рынке труда и попытаться понять причинную обусловленность данного явления.

Для начала нужно сказать, что социальной сетью является бесплатная площадка в Интернете, где можно самостоятельно публиковать какую-либо информацию и обмениваться ею с другими людьми [2]. В связи с этим одной из последних появившихся возможностей социальных сетей является поиск потенциальных сотрудников. И большинство работодателей и агентств по набору персонала сегодня используют преимущества социальных сетей. Например, найдя страницу соискателя в социальных сетях, вы сможете почерпнуть информацию о нем не только как о работнике, но и как о человеке. Становится доступной информация о том, чем соискатель увлекается, где отдыхает, чем живет, к чему стремится, с кем общается. На основе этих данных можно понять, сможет ли данный потенциальный работник влиться в ваш коллектив и имеет ли шансы поладить с коллегами, что немаловажно.

Социальные сети предоставляют еще одну прекрасную возможность, в отличие от специализированных сайтов. Это поиск людей, которые в данный момент не ищут работу, но могут быть каким-либо образом полезны вашей компании. Это потенциальные партнеры или профессионалы своего дела, с которыми можно наладить контакт на возможное будущее сотрудничество.

Рост популярности социальных сетей в последние годы изменил работу сотрудников и обмен данными, как с положительными, так и отрицательными последствиями для отношений между работодателем и работником. В то время как социальные медиа представляют работодателям и сотрудникам множество возможностей и преимуществ в качестве нового канала связей, они также предоставляют сотрудникам форум, позволяющий им говорить гораздо быстрее и с большим влиянием.

К сожалению, даже на сегодняшний момент социальные сети не используются в подборе персонала по максимуму. Этот процесс только начинает набирать обороты. Существуют две главные причины, почему многие менеджеры до сих пор обходят стороной социальные сети в плане подбора персонала – это популярность специализированных сайтов для поиска вакансий и соискателей и категорический запрет в некоторых фирмах на использование ресурсов социальных сетей в каких бы то ни было рабочих целях. Вторая причина связана с неким консерватизмом, проявляемым руководством многих компаний и организаций. Когда социальные сети только появились, их использование, в первую очередь, воспринималось как развлечение и не более того. Во многих компаниях доступ к любым социальным сетям на рабочих местах блокировался. Последствия таких запретов проявились в том, что теперь довольно большое количество руководителей компаний напрочь не воспринимают социальные сети как инструмент эффективного поиска персонала.

Каждая социальная сеть имеет свои особенности и свою специфику в отношении подбора персонала. Чтобы добиться желаемых результатов, важно понимать характерные черты каждой из социальных сетей и правильно подбирать её под свои цели. Однако российские разработчики предусмотрели это и предложили свою версию социальной  сети направленную только на взаимосвязь работодателей и потенциальных сотрудников.

 15 марта 2018 года был дан «старт» первой общероссийской социальной сети деловых контактов  «Skillsnet» [4]. Она является крупнейшей базой вакансий «Работа в Росии». Соцсеть направлена на решение сразу нескольких задач – обеспечение качественной информацией участников рынка труда, профориентация и трудоустройство студентов и выпускников, а также формирование единой базы для сбора информации о потребностях работодателей в условиях цифровизации экономики. Для служб занятости соцсеть должна стать действенным инструментом в решении ключевых задач снижения негативных факторов, влияющих на развитие рынка труда.

Главным отличием социальной сети деловых контактов от сайтов по поиску работы является возможность прямого общения зарегистрированных лиц между собой. Например, они могут обсудить перспективы трудоустройства в той или иной компании либо достоинства или недостатки работодателя.

  Skillsnet обладает всеми привычными возможностями и инструментами формата социальных сетей: личные анкеты, возможность создания тематических групп пользователей, обсуждения, рейтинги и оценки. При этом соцсеть Skillsnet является государственным и абсолютно бесплатным ресурсом.

Общероссийская социальная сеть деловых контактов – это новый уровень возможностей и сервиса для всех участников российского рынка труда, имеющий огромную социальную значимость, ориентированный на различные целевые группы и, прежде всего, молодежь. На Skillsnet запущен специальный раздел, в котором работодатели размещают информацию о стажировках и преддипломных практик для студентов. Стажировки могут стать стартом карьеры для выпускников. Но не менее важны они и для работодателей, которые имеют возможность получить в команду профессионала, имеющего не только диплом, но и реальные навыки для выполнения трудовых функций.

На сайте доступно пока 10 стажировок. В их числе – экономист, инженер, аналитик, креативный SMM-маркетолог. Стажировки можно фильтровать по уровню оплаты, длительности и городу.

Чтобы зарегистрироваться, нужно ввести адрес электронной почты, имя, фамилию, а также согласиться на обработку персональных данных. После этого на почту придет письмо для подтверждения регистрации, затем нужно придумать пароль. Есть возможность войти через другие соцсети вместо регистрации – это Google+, Facebook и ВКонтакте. Еще один вариант входа – через систему ЕСИА, но пока эта функция недоступна.

В профиле необходимо указать личные данные: имя, фамилию, дату рождения, семейное положение, вид деятельности, а также место жительства и готовность к переезду. Для связи можно оставить номер мобильного телефона и электронную почту, также есть возможность указать ссылки на те же соцсети, через которые доступен вход.

В других полях необходимо сообщить о своем опыте работы, то есть указать название компании – одной или нескольких, должность, начало и окончание работы, обязанности, а также рассказать о своем образовании, разместив информацию о наименовании образовательной организации, виде образования, квалификации по диплому, направлении подготовки, начале и окончании обучения. Также для заполнения доступны поля "ключевые навыки", "желаемые навыки" и "достижения" (например, грамоты). Профиль можно сделать либо открытым для всех, либо открытым только для списка контактов, либо полностью закрытым от других пользователей. Пользователь может получать уведомления о новых приглашениях и рекомендациях, о тех, кто подписался на профиль, а также о других пользователях, подтвердивших заявленные в профиле навыки.

Как ожидается, в перспективе появится мобильное приложение Skillsnet, и в целом трудовые отношения будут постепенно переходить в цифровое поле. Руководитель Роструда отметил, что в идеале и трудовой договор должен заключаться в электронной форме через мобильное приложение. Такого рода изменения он объяснил в первую очередь стремлением к удобству для граждан. "Мы не просто хотим сегодня позаниматься цифровой экономикой потому что это модно, интересно и об этом сегодня все говорят, а мы хотим решать в данном случае практические задачи", – подчеркнул Всеволод Вуколов[5].

На основе проведенного обследования можно сделать вывод, что несмотря на, высокий уровень информатизации, использование информационно-коммуникационных технологий  на рынке труда только набирает обороты.  Адаптация совокупности трудовых отношений к условиям информатизации общества и способность рынка труда оперативно и гибко реагировать на экономическую динамику служат сегодня предпосылками для повышения эффективности его функционирования.

Список использованных источников 

1.       Гурина М.А. Куранова С.В. Влияние интернет-технологий на развитие инфраструктуры содействия занятости// Информационные технологии в экономике, бизнесе и управлении: материалы IV Международной научно-практической конференции. 17 мая 2017 г./ТГУ им. Г.Р.Державина. – Тамбов: Изд. Дом ТГУ Гж.Р.Державина, 2017. С.256-260.

2.                Кабалина В.И. Институты посредничества при трудоустройстве и перспективы политики на рынке труда // Отчет грантополучателей конкурса «Социальная политика: реалии XXI века». http://www.socpol.ru/grantprog/zip/kabal99.zip

3.                Хибовская Е.А. Занятость безработных. Отношение к способам трудоустройства // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 4.
Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2002. C. 210-248.

4.                Официальный сайт «Skillsnet» URL: https://skillsnet.ru/ (дата обращения: 23.03.2018).

5.                Официальный сайт «Роструд» URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения: 23.03.2018).