УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Антонова А.И., Золотарева А.Ю.

Студентки 2 курса профиль Финансы и кредит

 Финансовый университет при Правительстве РФ,
Липецкий филиал

 avonotna97@mail.ru, alinazolot66@gmail.com

Аннотация: в статье выявлены основные угрозы экономической безопасности и пути их преодоления.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственная стратегия, угрозы.

Экономическая безопасность государства является трудной и разносторонней системой. Будучи частью системы национальной безопасности, она в то же время составляет базу для формирования всех входящих в ее структуру составляющий: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др.  Опыт демонстрирует, что только лишь проверенная, действенная система обеспечения экономической безопасности может быть гарантом  размеренного и стабильного социально-экономического становления государства.

Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, довольно давно, например, начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году  началом применения термина экономическая безопасность. Первые заметки по задачам экономической безопасности России были замечены в конце 1994 года. В общем, категория экономической безопасности различно трактуется в научной литературе. Так, к примеру, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно воспринимать совокупность качеств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую вероятность достижения целей всей системы". В.А.Савин считает, собственно что "экономическая безопасность является системой защиты актуальных интересов Российской Федерации. В качестве объектов защиты выступают: народное хозяйство государства в целом, отдельные ареалы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это положение экономической системы, которое разрешает ей развиваться динамично, действенно и решать общественные задачи и при котором правительство имеет возможность разрабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Итак, в общем значении термина, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую высококачественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать привычные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечивание ресурсами становления народного хозяйства. Сама экономическая безопасность содержит сложную внутреннюю структуру. Можно отметить три ее важнейших элемента:

 - экономическую независимость, которая в критериях передового мирового хозяйства не носит безоговорочного характера. Интернациональное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми. В данных критериях экономическая независимость значит возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение эффективности и качества продукции способной конкурировать с другими производителями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, допускающие защиту собственности во всех ее формах, создание достоверных критериев и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике;

- способность к прогрессу, что наиболее важно в современном оживленно развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, модернизация производства, развитие профессионального, образовательного и общекультурного уровня сотрудников становятся необходимыми критериями стойкости национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность критериев и факторов, обеспечивающих свободу  национальной экономики, ее стабильность и прочность, способность к обновлению и самосовершенствованию.  

Важной составляющей государственной безопасности Российской Федерации считается экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208"О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" экономическая безопасность России это положение экономической защищенности интересов страны как от внутренних ,так и от внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики государства. Без обеспечения экономической безопасности нельзя решить стоящие перед страной задачи, как на государственном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь обязательной частью государственной безопасности РФ, преследует цель обеспечения защиты населения с помощью действенного решения внутренних финансовых и общественных задач.

В государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации выделены более вероятные угрозы, на локализацию которых обязана быть ориентирована работа федеральных органов государственной власти. К ведущим причинами появления этих угроз экономической безопасности РФ считаются: 1. Отстающий в развитии индустриальный сектор государства; 2. Низкая степень конкурентоспособности отечественных товаров на мировом и отечественном рынках; 3. Существенные ценовые диспропорции, обострившиеся в процессе либерализации российской экономики; 4. Сложное положение отраслей, обеспечивающих потребительский рынок 5. Развитие теневой экономики.

Оценивая некоторые статистические характеристики, можно рассмотреть  масштаб воздействия угроз экономической безопасности страны. Так, к примеру, по сведениям Росстата уровень бедности в России достиг собственного максимума в 2008 г., а в 2013 г. доход ниже прожиточного минимума был у 12,5 млн. чел., то есть у 9 % населения, в 2014 г. — у 19,8 млн. чел., то есть у 14 %. В 2015 г. данный показатель достиг 16 %. Анализируя эти характеристики, возможно осознать, что с 2013 г. случился почти двукратный рост количества граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Причины — рост потребительских цен и, как последствие, прожиточного минимума. Необходимо изучить назревшие за последние годы проблемы в экономике государства для того, чтобы понять причины стремительного увеличения количества бедных. Так, например, экономический рост заметно уменьшился, а затем и вовсе перешел в рецессию. В 2014 г. ВВП РФ вырос всего на 0,6 %, в 2015 г.сократился на 3,7 %, а на конец 2016 г. на 0,5 %.

Стоит отметить, что в рамках государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации рост ВВП считается основным моментом. Преградой на пути РФ к выходу из экономического кризиса становится также рост теневых экономических отношений, которые превращают национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики. Современные угрозы экономической безопасности становятся заметны на всевозможных этапах развития социально-политической системы государства. Главная задача этой системы — гарантировать необходимый учет и контроль установленной системы угроз и своевременная их ликвидация.

На наш взгляд, ввиду множества факторов и угроз, необходимо консолидировать весь интеллектуальный потенциал нашего общества, а именно силы органов власти, науки и предпринимательства. Развитие принципиально новых форм сотрудничества, нацеленных на конструктивный диалог и сотрудничество органов власти с национальными экономическими субъектами, в вопросах выявления и предупреждения дестабилизирующих факторов, считается основой социально-экономической и политической стабильности каждого общества.

Список использованных источников:

1. Государственная стратегия экономической безопасности РФ (одобрена Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208)

2. Экономическая безопасность: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Манохиной. - М.:ИНФРА-М,2016