СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Спицина О.В.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

Марус Д.С.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности пенсионного обеспечения военнослужащих Российской Федерации, рассмотрены условия, порядок назначения, а также виды пенсий, которые назначаются данной категории лиц. Кроме этого раскрываются отличия пенсионного обеспечения военнослужащих от пенсий гражданских лиц.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение военнослужащих, военнослужащий, пенсия за выслугу лет, стаж, льготное исчисление, воинское звание

 

Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. В задачи социального государства входят обеспечение граждан всеми необходимыми государственными гарантиями для достойного и благоприятного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение. В последние годы вопрос о пенсионном обеспечении военнослужащих волнует большинство юристов, это обусловлено в первую очередь особенностями назначения и порядка выплат пенсий, а также нововведениями в законодательстве РФ, которые касаются положения военных в стране [7, c.146]. Военная пенсия – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, имеют лишь те граждане, которые указаны в законодательстве.

Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы [5, c. 90].

Главная отличительная черта пенсионного обеспечения военнослужащих – оно регулируется разной правовой базой. Безусловно, основой является Конституция РФ, однако существуют другие нормативно-правовые акты, такие как: ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца [3]; Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулирует пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших службу по контракту, а также пенсионное обеспечение лиц , указанных в законе [2].

В зависимости от того, как проходили службу, по контракту или по призыву, граждане получают пенсию в Пенсионном фонде РФ или по линии Министерства обороны РФ. В зависимости от обстоятельств, выделяются три вида выплат по линии Министерства:

– пенсия по инвалидности, условиями для которой является получение инвалидности в ходе военной службы либо в течение 3-х месяцев после увольнения с неё, а также в результате получения заболевания, полученного во время службы;

– пенсия за выслугу лет, условиями для назначения которой является выслуга более 20 лет, а также совокупный трудовой стаж должен быть не менее 25 лет, при условии, что выслуга из этих лет не может быть менее 12, 5 лет;

– пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается членам семьи погибшего военнослужащего.

На основании нового ФЗ «О страховых пенсиях», у пенсий военнослужащих есть немало отличий, к которым можно отнести [4]: выслуга – за каждый год военной службы гражданин получает дополнительную сумму и размер его будущей пенсии увеличивается; исчисление пенсии – если в страховой пенсии существуют формулы, по которым исчисляется пенсия, то в данном случае формулы отсутствуют, а начисление пенсии по линии Министерства происходит на основании сумм денежного довольствия, а также расчётного размера; сумма денежного довольствия (СДД), которая является аналогом заработной платы; расчётный размер (РР), который является аналогом социальной пенсии. Именно на основании последних двух величин исчисляются пенсионные выплаты военнослужащим по линии Министерства обороны РФ. Несмотря на все особенности и новшества в пенсионной системе, некоторые военнослужащие до сих пор сталкиваются с проблемой правильности исчисления им «военной» пенсии [6 ,c. 141].  Проблема заключается в том, что уровень пенсии военнослужащего напрямую зависит от их должностного оклада, воинского или специального звания. А ведь большинство из военнослужащих получают дополнительные выплаты, которые положены данным категориям граждан с учётом их особого правового статуса.

Статус военнослужащих это непосредственно совокупность прав, свобод, гарантируемых государством, а также, уставленных Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и иными нормативно – правовыми актами Российской Федерации, обязанностей и ответственности.

Следует отметить то, что нередко, выполняя свои служебные обязанности, данная категория граждан ограничивается в правах, таких как, свобода выбора места проживания, направляясь в горячую точку вместе со своими родными, а также запрет осуществлять определенные виды коммерческой деятельности. Главным решением которой,  является  закрепление прав и льгот военнослужащих, создавая четко функционирующий правовой механизм их исполнения.

В связи с этим, для решения данной проблемы, перед Правительством РФ стоят задачи в принятии ряда нормативно-правовых актов, которые смогут вывести пенсионное обеспечение военнослужащих на новый уровень на основании нового законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме этого, необходимо внести изменения в уже существующие законодательные акты. Так, например в ст. 43 Закона РФ №4468-1 необходимо отметить, что пенсии военнослужащих должны исчисляться не только на основании должностного оклада, но и на других процентных надбавках, которые полагаются военнослужащим за выслугу лет, за службу в особых условиях труда и т.д.

В заключении необходимо отметить, что военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

2. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993г. (ред. от 19.07.2016г.) №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»

3. Федеральный Закон от 15 декабря 2001г. (ред. от 07.03.2018г.) №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. (ред. от 07.03.2018г.) №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

5. Ефремов А. В. Конституционное правосудие по вопросам социальных прав военнослужащих на пенсионное обеспечение / А. В. Ефремов // Гражданин и право – М. : ООО «Новая правовая культура», 2016. – №2. – С. 81-95.

6. Магомедова А. Г. Правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих / А. Г. Магомедова // Евразийский журнал – Уфа, Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2016. – №11 (102). – С. 140-142.

7. Пяткова К. О. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации / К. О. Пяткова // Сборник научных статей международной конференции – Барнаул, Алтайский государственный университет, 2017. – №1.– С. 145-147.

 

Сведения об авторах:

Спицина Ольга Викторовна – к. и. н., преподаватель ВКК ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

Марус Диана Сергеевна – студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

 

THE NATURE AND SPECIFICITY OF PENSION PROVISION OF SERVICEMEN IN THE RUSSIAN FEDERATION

Spitsina O. V.

Marus D. S.

 

Summary: the article deals with the peculiarities of pension provision of the Russian Federation servicemen, the conditions, the order of appointment, as well as the types of pensions that are assigned to this category of persons. In addition, the differences between the pensions of military personnel and pensions of civilians are revealed.

Keywords: pension system, pension support of servicemen, soldier, pension for years of service, seniority, preferential basis, the military rank

 

References:

1. The Constitution of the Russian Federation was adopted by popular vote on 12.12.1993 (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of December 30, 2008, No. 7-FKZ of December 30, 2008, No. 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ.

2. Law of the Russian Federation of February 12, 1993. (revised as of July 19, 2016) No. 4468-1 "On the provision of pensions for persons who have completed military service, service in internal affairs bodies, the State Fire Service, bodies for controlling the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the criminal executive system, the troops of the national guard of the Russian Federation, and their families "

3. Federal Law of December 15, 2001. (as amended on 07.03.2018) No. 166-FZ "On state pension provision in the Russian Federation"

4. Federal Law of December 28, 2013. (as amended on 07.03.2018) No. 400-FZ "On Insurance Pensions"

5. Efremov AV Constitutional Justice on the Social Rights of Military Personnel for Pensions / AV Efremov // Citizen and Law - M.: LLC "New Legal Culture", 2016. - №2. - P. 81-95.

6. Magomedova AG Legal problems of pension provision for servicemen / AG Magomedova // Eurasian journal - Ufa, Eurasian Research Institute of Law Problems, 2016. - № 11 (102). - P. 140-142.

7. Pyatkova KO Pension provision of servicemen in the Russian Federation / KO Pyatkova // Collected scientific articles of the international conference - Barnaul, Altai State University, 2017. - No. 1.- P. 145-147.