ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РФ

 

Козлова И.В.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

Сайгашкина Д. Н.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», Россия, г. Саранск

 

Аннотация. В данной статье дается характеристика государственных программ в рамках поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Отмечена острота жилищной проблемы многодетных семей. 

Ключевые слова: государственная программа, государственная поддержка, многодетная семья.

Жилищная проблема особенно остро стоит перед молодыми семьями, особенно в которых уже есть дети, но родителями не накоплен капитал для приобретения собственных квадратов жилья. Понимая актуальность вопроса, государство оказывает поддержку данной категории граждан для улучшения жилищных условий. В силу этого в 2010 году правительство разработало федеральную программу известную в народе как «Молодая семья», предусматривающую частичное субсидирование стоимости квартиры из бюджета государства.

В 2010 году была принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 17.12.2010 №1050) [1]. Основными целями данной программы, если говорить простым языком и опустить формальности, является следующее:

-                   стимулировать строительство доступного жилья эконом-класса, при этом энергоэффективного и экологичного, что немаловажно;

-                   обеспечить получение или льготное приобретение этого жилья нуждающимися категориями граждан;

-                   развить финансово-кредитные институты рынка жилья, т.е. ипотечные и прочие схемы приобретения недвижимости.

Планируемые результаты программы достаточно впечатляющие: ежегодный ввод в эксплуатацию до 90 млн. кв.м. жилья; обеспечение жильем 87 000 семей, относящихся к льготным категориям (ветераны, люди с ограниченными возможностями и др.); помощь 172 000 молодых семей в приобретении жилья или улучшении жилищных условий.

Денег на реализацию программы запланировано солидно – 290 млрд. из федерального бюджета и 110 млрд. из региональных и муниципальных бюджетов.

Главные декларированные в программе – это:

-                   привести среднюю стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра к среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года;

-                   увеличить долю семей, способных самостоятельно приобрести жилье, с помощью собственных и заемных средств — с 12 до 30 процентов.

Программа, широко известная как «Молодая семья», является подпрограммой этой большой программы «Жилище» и носит официальное название «Обеспечение жильем молодых семей» [2].

Суть программы «Обеспечение жильем молодых семей» заключается в том что государство предоставляет возможность получить молодой семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, социальную выплату, которая компенсирует часть затрат на приобретение квартиры или строительство дома.

Данная социальная выплата оформляется в виде свидетельства (сертификата), которое после получения необходимо передать в уполномоченный государством банк. Далее банк по поручению владельца сертификата уже может переводить выделенные государством средства в счет оплаты приобретения или строительства жилья. Нужно отметить важный момент – свидетельство должно быть передано в банк не позднее 2 месяцев с момента получения, иначе по условиям программы, банк не имеет права его принять, и процедуру получения нужно будет проходить заново.

На какие же цели можно использовать данный сертификат? Условиями федеральной программы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрены следующие варианты: оплата по договору купли-продажи жилья; оплата договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; оплата паевого взноса, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива; оплата первоначального взноса при оформлении ипотеки; оплата договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья [3].

Отдельными региональными программами также предусматривается возможность погашения уже имеющегося ипотечного кредита, но жилье при этом должно соответствовать минимальным требованиям по квадратуре на текущий состав семьи.

Выдачей свидетельств на право получения социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей» занимаются местные органы самоуправления, т.е. уполномоченный на эту деятельность департамент администрации города. Срок действия свидетельства на право получения социальной выплаты по программе составляет 9 месяцев с даты выдачи. За это время его необходимо реализовать, предоставив в банк документы для перечисления средств. Под условия программы «Молодая семья» подходят семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие средства для приобретения необходимого жилья (не менее 65-70% от стоимости) либо постоянный доход, позволяющий оформить ипотечный кредит на приобретение жилья. Так же в программе могут участвовать неполные семьи с одним и более ребенком, с тем же возрастным ограничением в 35 лет. Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий принимают органы муниципальной администрации на основании предоставленных потенциальными претендентами документов.

Критерии оценки на сегодняшний день следующие: если семья состоит из двух человек, то минимальная площадь жилья для них – 42 кв.м.; если семья состоит из трех и более человек, то минимальная площадь жилья для них составляет не менее 18 кв.м. на человека. При этом нужно учитывать, что в расчет принимаются все жилые помещения, которые принадлежат членам молодой семьи на условиях права собственности или социального найма.

Допустим, жена с ребенком зарегистрированы и проживают в квартире площадью 36 (18+18) кв.м., находящейся в собственности жены. Муж в это время прописан в неприватизированной квартире родителей и на него приходится 18 и более кв.м. жилой площади. В таком случае в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и в социальной выплате, скорее всего, будет отказано на законных основаниях [4].

В текущем году продолжают действовать некоторые изменения в программе, которые вступили в силу еще в 2014 году и которые можно считать достаточно серьезными. Изменения коснулись, прежде всего, возможностей использования сертификата. Ранее с помощью государственной поддержки можно было купить жилье на вторичном рынке, погасить кредит (и проценты) по уже действующей ипотеке, а также взять (или погасить) целевой кредит на частное строительство. Теперь можно только оформить ипотеку по договору долевого участия или купить готовое жилье на первичном рынке у застройщика. Изменения затронули только тех участников программы, которые были поставлены в очередь с 2015 года, на тех, кто оформил соответствующие документы ранее, эти изменения не распространяются. С 2017 года в правительстве собирались принять дополнительный пакет мер, направленных на поддержание молодых семей, этот проект разработан уже достаточно давно, в конце 2013 года. Проект закона предусматривает следующие меры помощи:

− введение льготной ставки по жилищным кредитам (часть процентов должно выплачивать государство);

− беспроцентные займы для многодетных молодых семей;

 субсидия, направленная на частичное погашение части долга и процентов по ипотечному кредиту  в случае рождения ребенка.

Государственная программа жилищного субсидирования молодых семей действительно помогает определенному проценту населения улучшить условия проживания и приобрести свое жилье.

Ее реализация должна обеспечить достижение в 2020 году следующих показателей: ввод 7,33 млн. кв. метров в рамках мероприятий по стимулированию жилищного строительства субъектов Российской Федерации; улучшение жилищных условий 235,22 тыс. семей в совокупности по всем мероприятиям Программы, из них:

157,36 тыс. молодых семей за счет получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения;

− 53,96 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

− совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения; создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе [5].

Однако, существенный минус данной программы - это необходимость ежемесячного погашение ипотечного кредита при оформлении на покупку недвижимости, поэтому молодая семья должна в этом случае правильно рассчитать свои финансовые возможности.

Как правило, на покупку жилья в городе обычно выделяют около 30% от общей стоимости недвижимости, работникам сельской местности – примерно 60%. Органам государственной власти законом разрешено увеличить размер выплаты на сумму, больше установленной нормы, если это необходимо для конкретной ситуации и если для этого есть финансовая возможность. В целом же максимально выделяемая сумма редко превышает 70 % от цены на приобретаемое жильё.

Все же государство, за счет изменений в программе, намерено не только помочь тем, кто действительно нуждается в жилье, но и усилить поддержку ипотечного кредитования, строительной отрасли. Тем не менее, некоторым семьям программа действительно помогает улучшить жилищные условия, и остается надеяться, что в будущем государство будет как-то расширять жилищное субсидирование – тем более что это один из действенных способов повлиять на демографическую ситуацию, которая обстоит не лучшим образом.

Список литературы:

 

1. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 30.12.2017) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.01.2011, N 5, ст. 739.

2. Егоров В. Матпомощь. Когда четыре тысячи рублей не предел // «ЭЖ-Юрист», 2017, N 10. С. 14.

3. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования (под ред. О.Н. Петюковой) // «Деловой двор», 2015. С. 52.

4. Трофимова Г.А. Социальные права: критерии определения нуждающихся в помощи // «Социальное и пенсионное право», 2016, N 3. С. 45.

5. Постановление Правительства РФ от 25.08. 2015 N 889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050», ст.4.

Сведения об авторах:

Козлова Ирина Валерьевна – преподаватель ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

Сайгашкина Дарья Николаевна – студентка ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск.

PROVIDING THE IMPLEMENTATION OF STATE PROGRAMS WITHIN THE FRAMEWORK OF SUPPORTING FAMILY FAMILIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kozlova I.V.

Saygashkina D. N.

 

Summary: this article describes the state programs in support of large families in the Russian Federation. The severity of the housing problem of families with many children is noted.

Keywords: state program, state support, large family.

 

References:

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1050 of December 17, 2010 ("On the implementation of certain measures of the state program of the Russian Federation" "Provision of affordable and comfortable housing and public services for citizens of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 31.01.2010 .2011, No. 5, art. 739.

2. Egorov V. Maternity assistance. When four thousand rubles is not the limit // "EZH-Jurist", 2017, N 10. P. 14.

3. Social protection of the family: improving the mechanism of legal regulation (edited by ON Petyukova) // "Business Court", 2015. P. 52.

4. Trofimova G.A. Social rights: criteria for identifying those in need of assistance, "Social and Pension Law", 2016, N 3. P. 45.

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of 25.08. 2015 N 889 "On Amending Resolution of the Government of the Russian Federation of December 17, 2010 N 1050", art.4.