ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ
В
ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Б.
Бандурка
профессор кафедры, канд. ист.
наук, доцент
Рязанское
гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
имени
генерала армии В. Ф. Маргелова
Россия, г. Рязань
Аннотация. В данной статье раскрываются основные
духовно-нравственные причины живучести коррупционных проявлений в Вооружённых
Силах Российской Федерации. В статье описаны группы воинских должностных лиц
наиболее склонных к коррупционной деятельности. Показан психологический
механизм возникновения коррупционных отношений среди военнослужащих. Предложены
факторы утверждения честности и неподкупности в военно-служебных отношениях.
Ключевые слова: государственная служба, военнослужащий, право, коррупция,
коррупционная деятельность, взятка, духовность, нравственные качества.
В настоящее время
коррупция в Вооруженных Силах в значительной степени обусловлена причинами
духовно-нравственного характера.
Готовность многих
военнослужащих добровольно дать взятку, преподнести подарок, терпимость к
нечестным заработкам, отсутствие моральных барьеров, даже гордость по поводу
умения «дать на лапу» кому следует, быстро понять, кому и сколько следует
«занести», чтобы получить вожделенное благо (должность, очередное воинское
звание, квартиру, путевку в санаторий и т. п.) – все это поддерживает систему
коррупционных отношений и доводит ее до такого состояния, когда у людей уже
нет выбора поступать иначе. Честность при таких условиях становится
неконкурентоспособной, а принципиальность – убыточной. Обращаясь со своими
нуждами к должностным лицам, военнослужащий очень часто должен выбирать между
гипотетическими нравственными требованиями и повседневными практическими
реалиями. Именно на этой почве родилось расхожее выражение: если ты такой
честный, то почему же ты такой бедный? Коррупция при таких условиях устраивает
каждого, потому что к ней причастны все остальные. В итоге, как указывает С. М. Проява [5. С.81], система
оказывается в равновесии – в коррупционной ловушке. После того как ловушка
сформировалась, возврат к начальным условиям не приведет к ее разрушению:
имеет место так называемый эффект гистерезиса, т. е. отставание во времени
реакции тела от вызывающего её внешнего воздействия.
Как известно, право и нравственность
в регулировании общественной жизни имеют свои особенности. Правовые нормы и
нравственные принципы формируют правила поведения людей в обществе. Право –
это система правил поведения людей, установленных государством. Нравственность
представляет собой систему норм, правил поведения, которые сложились в
обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, а именно
представлений о добре, чести, достоинстве, долге, совести, справедливости и т. д.
Соблюдение нравственных норм должно обеспечиваться самоконтролем и влиянием со
стороны общества. Вместе с тем, в современной России мораль зачастую
складывается таким образом, что взяточник и взяткодатель не считают, что они
совершают какой-то безнравственный поступок. Ныне в обществе это считается
нормальным, становится как бы нормой поведения. Представители многих
государственных органов полагают в связи с этим, «что в условиях отсутствия
твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере
государственной службы их стремление продать свои услуги, пока на них есть
спрос, естественно, поскольку на это их толкает необеспеченность будущего после
окончания службы» [1. С.40].
Используя
методологические подходы, выработанные С.В. Максимовым [2. С.37-38], всех
воинских должностных лиц с точки зрения склонности к коррупционной деятельности
можно подразделить на несколько групп:
а) первая группа – воинские должностные лица,
для которых несовершение коррупционных
правонарушений, правомерное поведение является привычкой; у них полностью
отсутствует готовность к совершению любых преступлений;
б) вторая группа –
воинские должностные лица, для которых привычным является совершение
правонарушений, обусловленных возможностью извлечения корыстного интереса из
статуса занимаемой воинской должности, т. е. для них характерна абсолютная
готовность к коррупционной деятельности;
в) третья группа воинских
должностных лиц отличается готовностью к совершению коррупционных
правонарушений, обусловленных родом основной деятельности, при гарантии
безнаказанности;
г) четвертая группа
воинских должностных лиц характеризуется предрасположенностью к совершению
коррупционных правонарушений при отсутствии значимых отрицательных последствий
для уровня их доходов, благополучия семьи и т. п.
Психологический механизм
возникновения коррупционного отношения достаточно прост. С одной стороны,
имеется воинское должностное лицо; обладающее административным ресурсом,
возможностями оказать ту или иную услугу. В силу отрицательных
морально-нравственных качеств (алчность, нечестность, склонность к
стяжательству и т. п.) данное лицо начинает искать покупателя имеющегося в его
распоряжении ресурса и возможностей. С другой стороны, есть военнослужащий, также
не имеющий высоких моральных качеств, готовый за определенную плату приобрести
у воинского должностного лица то или иное значимое для данного военнослужащего
благо, ту или иную услугу (вышестоящую воинскую должность, путевку в
санаторий, квартиру и т. п.). Своекорыстные интересы этих двух лиц совпадают, и
между ними возникает коррупционная связь. По образному выражению А. И.
Кирпичникова, отношения между ними складываются в своего рода «теневой кодекс»,
и чиновники подчиняются правилам этого «кодекса», отдавая ему предпочтение
перед формальными законами. «Теневой кодекс» узаконивает взятки, считает их не
только реальным, но и необходимым элементом повседневной жизни. По этим
правилам любое действие чиновника требует вознаграждения [3. С.236-237].
Таким образом, «коррупция
может существовать только тогда, когда коррупционная деятельность для
конкретного человека попадает в разряд целесообразной деятельности» [4. С.9].
При этом, большое значение для объяснения терпимости общественного сознания к
мздоимству и лихоимству имеет психологическая склонность любого человека к
оправданию совершаемых им противоправных или сомнительных с точки зрения
морали действий. Очень трудно бороться с коррупцией в обществе и в Вооруженных
Силах, объявляя противоправным то, что стало социальной нормой. Так, взятка за
освобождение от службы в армии обычно оправдывается благим намерением
родителей спасти здоровье или даже жизнь сына; подарки и подношения лечащему
врачу и медсестрам военно-медицинского учреждения – стремлением получить
лучший уход и большее внимание по отношению к себе или своему близкому;
получение в обход очереди квартиры – заботой о своей семье. Этот список может быть
продолжен бесконечно долго. По справедливому утверждению С. В. Максимова, «в
атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор
подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости
коррупции» [2. С.52].
Утверждению принципов
честности и неподкупности на военной службе может способствовать целый ряд
факторов, в том числе:
- законодательные меры;
- правила и кодексы поведения;
- религиозные, политические и социальные нормы
и ценности общества, требующие, чтобы воинские должностные лица были честны;
- профессионализм
воинских должностных лиц;
- осознание офицерским
составом того факта, что офицеры составляют элиту Вооруженных Сил и общества в
целом;
- серьезное отношение
высшего военного руководства к вопросам морали – как личной, так и
общегосударственной.
В заключении отметим, что
наличие у воинского должностного лица высоких нравственных качеств выступает
одним из главных критериев его профессиональной пригодности, а формирование
подобной системы качеств является очень важной проблемой, как для органов
военного управления, так и для общественности.
Список литературы:
1. Бинецкий А. Э.
Коррупция [Текст]. – М.: За права военнослужащих, 2005. – 240 c.
2. Максимов, С. В.
Коррупция. Закон. Ответственность [Текст]. – М.: Юридическая литература, 2008. –
338 c.
3. Кирпичников, А. И.
Коррупция в России [Текст]. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 321 с.
4. Корякин В. М. Коррупция
в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия [Текст]. – М.: «За права
военнослужащих», 2009. – 336 с.
5. Проява, С. М.
Экономизация коррупции: механизм противодействия [Текст]. – М.: Юрлитинформ,
2008. – 281 с.
Сведения об авторе:
1.
Бандурка Владислав Борисович – профессор кафедры гуманитарных и
естественно-научных дисциплин Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное
командное училище, e-mail: vlad.bandurka@yandex.ru
SPIRITUAL AND
MORAL CAUSES OF CORRUPTION
IN THE ARMED
FORCES OF THE
V. B. Bandurka
Annotation. This
article reveals the main spiritual and moral reasons for the persistence of
corruption in the Armed forces of the
Key words: public
service, serviceman, law, corruption, corruption activity, bribe, spirituality,
moral qualities.
References:
1. Binetsky A. E. Corruption [Text]. – M.: For the rights of servicemen,
2005. – 240 p.
2.
Maksimov, S. V. Corruption. Law. Responsibility [Text]. – M.: Legal literature,
2008. – 338 p.
3. Kirpichnikov, A. I. Corruption in Russia [Text]. – SPb.: PETER, 2004.
– 321 p.
4. Koryakin V. M. Corruption in the Armed forces: theory and practice of
counteraction [Text]. – M.: «For the rights of servicemen», 2009. – 336 p.
5. Proava, S. M. Economization of corruption: mechanism of resistance
[Text]. – М.:
Yurlitinform, 2008. – 281 p.