ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ

В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В. Б. Бандурка

профессор кафедры, канд. ист. наук, доцент

Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище

имени генерала армии В. Ф. Маргелова

 Россия, г. Рязань

 

Аннотация. В данной статье раскрываются основные духовно-нравственные причины живучести коррупционных проявлений в Вооружённых Силах Российской Федерации. В статье описаны группы воинских должностных лиц наиболее склонных к коррупционной деятельности. Показан психологический механизм возникновения коррупционных отношений среди военнослужащих. Предложены факторы утверждения честности и неподкупности в военно-служебных отношениях.

Ключевые слова: государственная служба, военнослужащий, право, коррупция, коррупционная деятельность, взятка, духовность, нравственные качества.

 

В настоящее время коррупция в Вооруженных Силах в значительной степени обусловлена причинами духовно-нрав­ственного характера.

Готовность многих военнослужащих добровольно дать взятку, препод­нести подарок, терпимость к нечестным заработкам, отсутствие мораль­ных барьеров, даже гордость по поводу умения «дать на лапу» кому следует, быстро понять, кому и сколько следует «занести», чтобы полу­чить вожделенное благо (должность, очередное воинское звание, кварти­ру, путевку в санаторий и т. п.) – все это поддерживает систему кор­рупционных отношений и доводит ее до такого состояния, когда у людей уже нет выбора поступать иначе. Честность при таких условиях стано­вится неконкурентоспособной, а принципиальность – убыточной. Об­ращаясь со своими нуждами к должностным лицам, военнослужащий очень часто должен выбирать между гипотетическими нравственными требованиями и повседневными практическими реалиями. Именно на этой почве родилось расхожее выражение: если ты такой честный, то почему же ты такой бедный? Коррупция при таких условиях устраивает каждого, потому что к ней причастны все остальные. В итоге, как указывает С. М. Проява [5. С.81], система оказывается в равновесии – в коррупци­онной ловушке. После того как ловушка сформировалась, возврат к на­чальным условиям не приведет к ее разрушению: имеет место так называемый эффект гистерезиса, т. е. отставание во времени реакции тела от вызывающего её внешнего воздействия.

Как известно, право и нравственность в регулировании общественной жизни имеют свои особенности. Правовые нормы и нравственные прин­ципы формируют правила поведения людей в обществе. Право – это система правил поведения людей, установленных государством. Нрав­ственность представляет собой систему норм, правил поведения, кото­рые сложились в обществе на основе традиционных духовных и куль­турных ценностей, а именно представлений о добре, чести, достоинстве, долге, совести, справедливости и т. д. Соблюдение нравственных норм должно обеспечиваться самоконтролем и влиянием со стороны обще­ства. Вместе с тем, в современной России мораль зачастую складывает­ся таким образом, что взяточник и взяткодатель не считают, что они совершают какой-то безнравственный поступок. Ныне в обществе это считается нормальным, становится как бы нормой поведения. Предста­вители многих государственных органов полагают в связи с этим, «что в условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы их стремление про­дать свои услуги, пока на них есть спрос, естественно, поскольку на это их толкает необеспеченность будущего после окончания службы» [1. С.40].  

Используя методологические подходы, выработанные С.В. Максимо­вым [2. С.37-38], всех воинских должностных лиц с точки зрения склонности к коррупционной деятельности можно подразделить на несколько групп:

а)  первая группа – воинские должностные лица, для которых  несо­вершение коррупционных правонарушений, правомерное поведение яв­ляется привычкой; у них полностью отсутствует готовность к соверше­нию любых преступлений;

б) вторая группа – воинские должностные лица, для которых привыч­ным является совершение правонарушений, обусловленных возможнос­тью извлечения корыстного интереса из статуса занимаемой воинской должности, т. е. для них характерна абсолютная готовность к коррупци­онной деятельности;

в) третья группа воинских должностных лиц отличается готовностью к совершению коррупционных правонарушений, обусловленных родом основной деятельности, при гарантии безнаказанности;

г) четвертая группа воинских должностных лиц характеризуется пред­расположенностью к совершению коррупционных правонарушений при отсутствии значимых отрицательных последствий для уровня их дохо­дов, благополучия семьи и т. п.

Психологический механизм возникновения коррупционного отноше­ния достаточно прост. С одной стороны, имеется воинское должностное лицо; обладающее административным ресурсом, возможностями оказать ту или иную услугу. В силу отрицательных морально-нравственных качеств (алчность, нечестность, склонность к стяжательству и т. п.) дан­ное лицо начинает искать покупателя имеющегося в его распоряжении ресурса и возможностей. С другой стороны, есть военнослужащий, так­же не имеющий высоких моральных качеств, готовый за определенную плату приобрести у воинского должностного лица то или иное значи­мое для данного военнослужащего благо, ту или иную услугу (вышесто­ящую воинскую должность, путевку в санаторий, квартиру и т. п.). Своекорыстные интересы этих двух лиц совпадают, и между ними воз­никает коррупционная связь. По образному выражению А. И. Кирпичникова, отношения между ними складываются в своего рода «теневой кодекс», и чиновники подчиняются правилам этого «кодекса», отдавая ему предпочтение перед формальными законами. «Теневой кодекс» уза­конивает взятки, считает их не только реальным, но и необходимым элементом повседневной жизни. По этим правилам любое действие чиновника требует вознаграждения [3. С.236-237].

Таким образом, «коррупция может существовать только тогда, когда коррупционная деятельность для конкретного человека попадает в раз­ряд целесообразной деятельности» [4. С.9]. При этом, большое значение для объяснения терпимости общественного сознания к мздоимству и лихо­имству имеет психологическая склонность любого человека к оправда­нию совершаемых им противоправных или сомнительных с точки зрения морали действий. Очень трудно бороться с коррупцией в обществе и в Вооруженных Силах, объявляя противоправным то, что стало социальной нормой. Так, взятка за освобождение от службы в армии обычно оправды­вается благим намерением родителей спасти здоровье или даже жизнь сына; подарки и подношения лечащему врачу и медсестрам военно-меди­цинского учреждения – стремлением получить лучший уход и боль­шее внимание по отношению к себе или своему близкому; получение в обход очереди квартиры – заботой о своей семье. Этот список может быть продолжен бесконечно долго. По справедливому утверждению С. В. Максимова, «в атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции» [2. С.52].

Утверждению принципов честности и неподкупности на военной службе может способствовать целый ряд факторов, в том числе:

-  законодательные меры;

-  правила и кодексы поведения;

-  религиозные, политические и социальные нормы и ценности обще­ства, требующие, чтобы воинские должностные лица были честны;

- профессионализм воинских должностных лиц;

- осознание офицерским составом того факта, что офицеры составля­ют элиту Вооруженных Сил и общества в целом;

- серьезное отношение высшего военного руководства к вопросам морали – как личной, так и общегосударственной.

В заключении отметим, что наличие у воинского должностного лица высоких нравственных ка­честв выступает одним из главных критериев его профессиональной пригодности, а формирование подобной системы качеств является очень важной проблемой, как для органов военного управления, так и для обще­ственности.

 

Список литературы:

1. Бинецкий А. Э. Коррупция [Текст]. – М.: За права военнослужащих, 2005. – 240 c.

2. Максимов, С. В. Коррупция. Закон. Ответственность [Текст]. – М.: Юридическая литература, 2008. – 338 c.

3. Кирпичников, А. И. Коррупция в России [Текст]. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 321 с.

4. Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия [Текст]. – М.: «За права военнослужащих», 2009. – 336 с.

5. Проява, С. М. Экономизация коррупции: механизм противодействия [Текст]. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 281 с.

 

Сведения об авторе:

1.                Бандурка Владислав Борисович – профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, e-mail: vlad.bandurka@yandex.ru

 

SPIRITUAL AND MORAL CAUSES OF CORRUPTION

IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

V. B. Bandurka

 

Annotation. This article reveals the main spiritual and moral reasons for the persistence of corruption in the Armed forces of the Russian Federation. The article describes the groups of military officials most prone to corruption. The psychological mechanism of corruption relations among military personnel is shown. The author suggests the factors of establishing honesty and integrity in military-service relations.

Key words: public service, serviceman, law, corruption, corruption activity, bribe, spirituality, moral qualities.

References:

1. Binetsky A. E. Corruption [Text]. – M.: For the rights of servicemen, 2005. – 240 p.

2. Maksimov, S. V. Corruption. Law. Responsibility [Text]. – M.: Legal literature, 2008. – 338 p.

3. Kirpichnikov, A. I. Corruption in Russia [Text]. – SPb.: PETER, 2004. – 321 p.

4. Koryakin V. M. Corruption in the Armed forces: theory and practice of counteraction [Text]. – M.: «For the rights of servicemen», 2009. – 336 p.

5. Proava, S. M. Economization of corruption: mechanism of resistance [Text]. – М.: Yurlitinform, 2008. – 281 p.