ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Снитко В.Г.

студент 4 курса экономического факультета ЛГТУ

г. Липецк, Россия

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие системы информационной безопасности в РФ

Ключевые слова: СОИБ, защита информации, информационная безопасность,

 

В настоящее время, говоря об информационной безопасности, подразумевают безопасность компьютерную. Действительно, информация, хранящаяся на электронных носителях, играет все большую роль в жизни современного общества. Незащищенность такой информации определена целым рядом факторов: немалые объемы, многоточечность и возможная анонимность доступа, возможность "информационных диверсий". Все это делает задачу обеспечения защиты информации, размещенной в компьютерной среде, гораздо более сложной проблемой, чем например сохранение тайны традиционной почтовой переписки.

Если рассматривать вопрос безопасности информации, хранящейся на "традиционных" носителях (бумага, фотопечать и т.п.), то ее сохранность достигается соблюдением мер физической защиты (т.е. защиты от несанкционированного проникновения в место хранения носителей). Кроме того, защита такой информации связана со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами. Таким образом, понятие "компьютерной" информационной безопасности в целом является более широким по сравнению с информационной безопасностью относительно "традиционных" носителей.

Если говорить о различиях в подходах к решению проблемы информационной безопасности на различных уровнях (государственном, региональном, уровне одной организации), то такие различия просто не существуют. Подход к обеспечению безопасности Государственной автоматизированной системы "Выборы" не отличается от подхода к обеспечению безопасности локальной сети в маленькой фирме.

В соответствии с руководящими документами в сфере обеспечения безопасности ключевых систем информационной инфраструктуры, системы органов государственной власти и органов местного самоуправления относятся к критически важным сегментам информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации.

Для реализации требований по обеспечению безопасности информации в субъектах Российской Федерации создаются системы защиты информации регионального, муниципального и объектового уровней.

В состав этих систем, в зависимости от региона, может входить:

- от 15 до 20 систем обеспечения информационной безопасности (СОИБ) исполнительных органов государственной власти (ИОГВ);

- порядка 18 СОИБ органов местного самоуправления (ОМСУ);

- более 20 СОИБ организаций подведомственных ИОГВ.[2]

Система информационной безопасности - это функционирующая как единое целое совокупность:

- организаций;

- средств, используемых этими организациями в своей деятельности;

- мероприятий, проводимых ими в рамках своей деятельности;

- методов, применяемых ими при проведении мероприятий;

 устремленная на ликвидацию внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам субъекта безопасности, создание, поддержание и развитие состояния защищенности его информационной среды.

Опыт  показывает, что:

-         обеспечение безопасности информации не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и путей совершенствования и развития системы защиты, непрерывном контроле ее состояния, выявлении ее узких и слабых мест и противоправных действий;

-         безопасность информации может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех структурных элементах производственной системы и на всех этапах технологического цикла обработки информации. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и меры объединяются в единый целостный механизм - систему защиты информации (СЗИ). При этом функционирование системы должно контролироваться, обновляться и дополняться в зависимости от изменения внешних и внутренних условий;

-         никакая СЗИ не может обеспечить требуемого уровня безопасности информации без надлежащей подготовки пользователей и соблюдения ими всех установленных правил, направленных на ее защиту.[3]

Проблема обеспечения безопасности носит комплексный характер, для ее решения необходимо взаимодействие законодательных, организационных и программно-технических мер. К сожалению, законодательная база еще отстает от потребностей практики. Имеющиеся в России законы и указы носят в основном запретительный характер. В то же время следует учитывать, что в нашей стране преобладает зарубежное аппаратно-программное обеспечение. В условиях ограничений на импорт и отсутствия межгосударственных соглашений о взаимном признании сертификатов, потребители, желающие быть абсолютно законопослушными, оказываются по существу в безвыходном положении - у них нет возможности заказать и получить "под ключ" современную систему, имеющую сертификат безопасности.

Общество в целом зависит от компьютеров, поэтому сегодня проблема информационной безопасности - это проблема всего общества. В других странах это поняли довольно давно. Так, в США в 1987 году был принят закон о компьютерной безопасности - Computer Security Act, вступивший в силу в сентябре 1988 года. Этот закон предусматривает комплекс мер по обучению пользователей, имеющих дело с критичной информацией, по подготовке разъяснительных руководств и т.д., без чего сознательное поддержание режима безопасности просто невозможно. И данный закон действительно выполняется.[1]

В системе информационной безопасности наряду с законодательным уровнем существует и управленческий. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели соответствующих ресурсов. Главное, что должен обеспечить управленческий уровень, - это выработать политику обеспечения информационной безопасности.

К персоналу, работающему с информационными системами, применяются организационные и программно-технические меры обеспечения информационной безопасности. Сюда следует отнести технологии подбора персонала, его обучение, обеспечение дисциплины. Немаловажным компонентом являются также меры по физической защите помещений и оборудования.

Основная угроза информационной безопасности исходит от компьютерных систем, т.к. происходят сбои оборудования, ошибки программного обеспечения, промахи пользователей и администраторов. Поэтому для поддержания режима информационной безопасности особенно важны программно-технические меры.

Информационная безопасность подразумевает обеспечение защиты данных от хищений, или каких либо изменений как случайного, так и умышленного характера.

Система обеспечения информационной безопасности организации является эффективным инструментом защиты интересов собственников и пользователей информации. Следует отметить, что ущерб может быть нанесен не только несанкционированным доступом к информации, но и может быть получен в результате выхода из строя коммуникационного или информационного оборудования.

Для того чтобы обеспечить защиту информации следует иметь четкое представление об основных понятиях, целях и роли информационной безопасности.

Защита информации охватывает полный комплекс мер по обеспечению целостности и конфиденциальности информации при условии ее доступности для пользователей, имеющих соответствующие права.

Список используемых источников:

1.     Безопасность информационных систем/ В.И.Кияев, О.Н.Граничин- М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 г.

2.     Информационно-методический журнал «Защита информации. INCIDE » №2 2016г. [Электронный ресурс]- URL: http://www.inside-zi.ru/pages/2_2016/index.html (Дата обращения: 06.03.2018г.)

3.     Информационная безопасность: Учебник для студентов вузов. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2 –е изд.—2014. — 544 с .