ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

 КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Пыльнева Татьяна Григорьевна,

д.э.н., профессор, декан заочного факультета ЛГТУ

Козлова Елена Ивановна,

к.э.н., доцент кафедры экономики ЛГТУ

Черникова Ольга Анатольевна,

магистрант кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», Россия, Липецк

 

Аннотация. На современном этапе наиболее остро встает вопрос конкурентоспособности отечественной экономики на мировом рынке. В рамках данной статьи было рассмотрено изменение внешней торговли конкретного региона, а также способы повышения конкурентоспособности области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономическое развитие.

 

Конкурентоспособность региона на мировой арене на современном этапе в значительной степени зависит от величины поступающих инвестиций, непосредственно влияющих на экономическое развитие. Размер и характер поступающих инвестиций определяет темпы экономического и социального развития региона, технический уровень производства и его эффективность, и как следствие, конкурентоспособность на мировых рынках.

Липецкая область обладает достаточно развитой экономикой, относится к немногочисленному списку регионов-доноров (не получает финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ). На долю области приходится почти треть производства в стране бытовых холодильников и морозильников, три четверти – плодоовощных консервов детских, включая соки для детей, значительная часть – чугуна, проката готового черных металлов, стали. Продукция Липецкой области востребована и за пределами отечественного рынка, в частности наибольшая доля регионального экспорта приходиться на продукцию металлургической отрасли, производимой ПАО «НЛМК», лидирующим международным производителем высококачественной стальной продукции [3, с.52 ]. Динамика внешнеторгового оборота Липецкой области в 2010-2016 гг. представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Динамика внешнеторгового оборота Липецкой области в фактически действовавших ценах; млн. долл. США, 2010-2016 гг. [1]

 

Как видно из рисунка 1, после значительного роста внешнеторгового оборота в 2011-2012 гг., в дальнейшем на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдалось устойчивое снижение данного показателя. Подобное положение дел может быть обусловлено в определенной степени влиянием введенных санкций, резким увеличением обменного курса по отношению к рублю, но так или иначе, конкурентоспособность продукции, производимой в Липецкой области, на мировом рынке падает, что требует поиска способов её повышения и, в частности, улучшения инвестиционной привлекательности региона [4, с.52].

Главным показателем, наглядно отображающим инвестиционную привлекательность региона, является поступающий объем инвестиций. В 2010-2016 гг. рост инвестиций в основной капитал был незначительным. После существенного снижения инвестиций в основной капитал с 74 756 млн. руб. в 2011 г. до 51 816 млн. руб. в 2012 г., только в 2016 г. значение данного показателя превысило величину производимых инвестиций в 2011 г. и составило 75 751 млн. руб. Резкое снижение инвестиций в 2012 г. в основном было обусловлено снижением инвестиций в основной капитал в таких отраслях, как: обрабатывающие производства (-39,02 млн. руб.), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (-34,15 млн. руб.), транспорт и связь (-27,16 млн. руб.). Во всех вышеперечисленных отраслях величина инвестиций в 2016 г. существенно не превысила значений, достигнутых в 2010-2011 гг.

Характеризуя текущее экономическое состояние Липецкой области, а так же учитывая ухудшение политической обстановки в мире и экономических отношений Российской Федерации с рядом стран, можно говорить о необходимости разработки ряда мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона[4, с. 30] . К основным направлениям улучшения инвестиционной привлекательности региона можно отнести:

-                   развитие институтов государственно-частного партнерства (ГЧП) - все составные элементы ГЧП обладают уникальными, характерными только для них свойствами и преимуществами, объединение которых приводит к достижению синергетического эффекта, а так же позволяет нивелировать недостатки одних форм за счет преимущества других форм в тех случаях или сферах деятельности, в которых наиболее резко проявляются проблемы, связанные со «слабыми местами» частного бизнеса или неэффективностью регионального и муниципального управления;

-                   формирование инфраструктуры развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего бизнеса - создание инфраструктуры поддержки предпринимательства; организация системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности; создание финансово-кредитных механизмов поддержки развития предпринимательства; разработка, экспертиза и отбор перспективных бизнес-проектов;

-                   повышение имиджа региона на национальном и международном уровнях за счет применения инструментариев территориального маркетинга и брендинга.

 

Список литературы:

1. База данных показателей муниципальных образований // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst42/DBInet.cgi

2. Бурлакова, Е.В., Качалова, С.М. Влияние социальной рекламы на восприятие экологических проблем подрастающим поколением [Текст] / Е.В. Бурлакова, С.М. Качалова // Вестник Липецкого государственного технического университета.  - 2017. -  № 1 (31).  - С. 51-54.

3. Качалова,  С.М.  Роль инвестиций в инновационной деятельности предприятия поколением [Текст] / С.М. Качалова // Инновационная экономика и право.  - 2017.  - № 2 (7).  - С. 29-33

4. Пыльнева, Т.Г., Холчева, И.А. Брендинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности региона [Текст]/ Т.Г. Пыльнева, И.А. Холчева // Центральный научный вестник.  - 2018.  - Т. 3. № 4s (45s).  - С. 51-53.

 

INVESTMENT ATTRACTION OF THE REGION AS A FACTOR OF INCREASING COMPETITIVENESS IN THE INTERNATIONAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION)

Pylneva Tatyana Grigoryevna,
Doctor of Economics, Professor, Dean of correspondence faculty of LSTU
Kozlova Elena Ivanovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, LSTU
Chernikova Olga Anatolievna,
graduate student of the department of economics
FGBOU VO "Lipetsk State Technical University", Russia, Lipetsk
 

Annotation. At the present stage, the most acute issue is the competitiveness of the domestic economy in the world market. Within the framework of this article, the changes in the foreign trade of a specific region, as well as ways to improve the competitiveness of the region, were considered.

Keywords: competitiveness, region, investment, investment attractiveness, economic development.

References

1. Database of indicators of municipalities // Federal Service of State Statistics [Electronic resource] // URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst42/DBInet.cgi

2. Burlakova, E.V., Kachalova, S.M. The influence of social advertising on the perception of environmental problems by the younger generation [Text] / E.V. Burlakova, S.M. Kachalov // Bulletin of the Lipetsk State Technical University. - 2017. - No. 1 (31). - P. 51-54.

3. Kachalova, S.M. The role of investment in the innovative activity of an enterprise by a generation [Text] / S.М. Kachalova // Innovative Economy and Law. - 2017. - No. 2 (7). - P. 29-33

4. Pylneva, TG, Holcheva, I.A. Branding of territory as a tool to increase the competitiveness of the region [Text] / Т.Г. Pylneva, I.A. Holchev // Central Scientific Bulletin. - 2018. - T. 3. № 4s (45s). - P. 51-53.