СТРАТЕГИЯ «ДОГОНЯЮЩЕГО» РАЗВИТИЯ РОССИИ

Качалова С.М.,

к.п.н., доц. кафедры культуры

Россия, Липецк, smkachalova@mail.ru

Северьянова М.В.,

ЛГТУ, гр. БИ-14-1

Россия, Липецк, ya.saharowa96@yandex.ru

Рукавишникова Д.А.,

ЛГТУ, гр. БИ-14-1

Россия, Липецк, drukavishnikova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье описана сущность «догоняющего» развития для страны, а также выявлены пути изменения общества.

Ключевые слова: изменения, «догоняющее» развитие, экономика, трансформация общества, экономический рост.

 

Подавляющая часть экономистов считает, что политика в социально-экономической области должна иметь ориентир на такие пункты, как большой скачок в уровне жизни населения, образование суперсовременных демократических институтов и современного общегражданского общества. Также она должна быть направлена на повышение уровня признания страны на мировом поприще. Для того чтобы эти задачи были выполнены, необходимо увеличить уровень душевого ВВП до уровня европейских стран. Когда уровень состояния благ страны находится на низком уровне, устойчивость демократии подвергается сомнениям. В то же время первенство считается невозможным даже на муниципальном уровне. Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что главным направлением страны, которая «отстала» в своем развитии от других стран, является разработка и реализация стратегии догоняющего развития, которая будет увенчана успехом. Эта стратегия должна вывести уровень душевого ВВП на уровень развития стран Европы. [1, c.1]

Догоняющее развитие - преодоление технико-экономического и социально-культурного отставания странами, оказавшимися развитыми в меньшей степени по разнообразным причинам, за счет импорта технологий других стран, а также импорта институтов, которые зарекомендовали свою эффективность. [2, c.2]

Модель догоняющего развития - это такой механизм развития страны, который направлен на выход национальных товаров на мировой рынок, а также выход технологий страны на уровень мировых технологий. Данная модель не принимает неэффективный путь в развитии страны, который основывается на развитии уже действующего в настоящее время, в том числе и экспортного, производства на традиционной основе. Догоняющая модель развития страны берет направление не на изменения в действующей в настоящее время рыночной структуре, а на изменения в решениях долгосрочных стратегий структурных и промышленных усовершенствований реального подразделения экономики. [3, c. 15]

Под стратегией «догоняющего развития» понимается путь изменений институтов и политики в сфере экономики, которые соединяют текущее положение страны с положением, которое страна хочет добиться в своем развитии.

Страну, которая встает на путь догоняющего развития называют «отсталой». Признак «отсталости» это недостаток развития страны. Но так же есть и неоспоримое преимущество. Данным преимуществом является то, что страна усваивает опыт и знания «успешной» страны, минимизировав расходы своего времени и экономя ресурсы на их создание. Благодаря экономии времени и ресурсов, менее развитая страна может развиваться быстрее, то есть с большей скоростью по сравнению с развитыми странами. А следовательно быстрее может расти уровень ВВП. [4]

Для Российской Федерации изменение общества может пойти разнообразными путями. Каждый путь имеет свои преимущества и недостатки, а также результаты и последствия. Рассмотрим три варианта способов развития страны, которые могут вывести Россию на мировой уровень.

Первый вариант - дальнейшее усиление начавшихся процессов становления рыночной экономики олигархического типа. Основаниями для данного варианта являются:

1.       существующий в настоящее время олигархический уклад;

2.       нереализованный переход России к постиндустриальной стадии развития;

3.       процессы сращивания государственной власти и олигархии;

4.       неразвитость протестных антиолигархических движений.

Второй вариант развития - движение России к одному из вариантов рыночной экономики, близкому к классическому. Определенные предпосылки для этого имеются. В стране достигнуто преобладание частной собственности, формируется капиталистическое предпринимательство, есть слои собственников и наемных работников, вскрываются противоречия внутри олигархии и т.д.

Третий вариант - постепенная трансформация России в общество смешанного типа как принципиально новую общественную систему, которая может в определенной мере идти под лозунгами и по программам движения к так называемому современному капитализму. [5]

Существует некоторое количество проблем, которые препятствуют движению страны к обществу смешанного типа, а некоторые из них могут сделать осуществление данного варианта развития невозможным. В первую очередь нужно отметить, что в России не достигнут постиндустриальный способ технологического производства, который значится основой систем общества нового поколения. Но отсутствие данного способа производства не препятствует движению к такой системе. Дело в том, что переход к постиндустриализму происходит в процессе трансформации социально-экономических и других общественных отношений, создающих социальные потребности изменения технико-технологического типа развития, перехода к информатизации и новой экономике. Другими словами, постиндустриальный способ производства труднодостижим (если вообще достижим) вне процессов общественной трансформации в направлении к той или иной системе смешанного типа.

Также есть несколько факторов, которые говорят о возможности к исполнению данного варианта изменений для России. Рассмотрим эти факторы. К первому фактору относится многообразие российских условий и потенциала, которые создают одну из предпосылок общества смешанного типа, а именно потребность существования в экономике страны различных видов экономических укладов нового актуального типа. Вторым фактором является то, что политико-экономический и социальный неудачный опыт воссоздания капитализма, заставляет совершенствовать направление и стратегию развития. Возникшие в ходе постсоветских перемен некоторые новые общественные явления (зачатки укладов и структур не формационного типа - муниципального, кооперативного, территориальных сообществ, общественного самоуправления и др.) являются третьим фактором возможности изменений для России. Последним фактором является то, что в настоящее время наблюдаются в достаточной мере высокий общеобразовательный и профессиональный уровень разных слоев народа, а также потребность развития в направлении улучшения качества жизни населения, которые не могут быть удовлетворены в рамках капиталистической ориентации.

Таким образом Правительству Российской Федерации необходимо обратить особое внимание на укрепление государственных структур, которые должны будут выработать модель развития страны по какому-либо направлению, а также для продуктивного урегулирования экономики, учитывая мировой опыт в данном вопросе. Благодаря выбранной стратегии развития, Россия выйдет на новый уровень. Выбранная стратегия развития страны в будущем позволит защитить интересы граждан, повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем и внешнем рынках на основе использования технологических укладов, инновационного обновления основного капитала при государственной поддержке базисных инноваций, защиты национальных интересов страны. Государственная стратегия развития должна быть направлена на формирование мощных российских транснациональных корпораций для агрессивного завоевания ниш мирового рынка.

 

Список использованной литературы

 

1.       Полтерович В.М. / О стратегии догоняющего развития для России. [Текст] / В.М. Полтерович //- Экономическая наука современной России. 2015. - 3

2.       Арутюнова Г.И. / Об успехах, трудностях и перспективах догоняющего пути развития. [Текст] / Г.И. Арутюнова //- Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014.

3.       Гохберг Л.М. , Заиченко С.А. / Научная политика: глобальный контекст и российская практика. [Текст] /Л.М. Гохберг, С.А. Заиченко. - ИД ВШЭ, 2016.

4.       Пыльнева Т.Г. , Черникова О.А. , Филимонов Д.А. Международная конкурентоспособность экономики России: проблемы и перспективы. [Текст] / Т.Г. Пыльнева, О.А. Черникова, Д.А. Филимонов //- Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. - №2

5.       Пыльнева Т.Г. , Салогубов С.Н. Методология оценки структурных преобразований в условиях инновационно-информационного развития экономики. [Текст] / Т.Г. Пыльнева, С.Н. Салогубов //- Вести высших учебных заведений Черноземья. 2012. - №3