ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. МОРАЛЬНЫЙ РИСК

 

Качалова С.М.,

кандидат педагогических наук, доцент ЛГТУ

г. Липецк, Россия

Денисова К.Г.,

студент 4 курса экономического факультета ЛГТУ

г. Липецк, Россия, Kristina_yan@mail.ru

Александров Г.И.,

студент 3 курса кафедры дизайна ЛГТУ

 

Аннотация. В статье выявлена сущность понятия «оппортунистического поведения», проанализирована одна из форм оппортунистического поведения, которая носит название «моральный риск».

Ключевые слова: оппортунистическое поведение, моральный риск, внутренние издержки, внешние издержки, оплата по результату, мониторинг, отслеживание репутации.

 

В основе оппортунизма лежит несоблюдение условий контракта. Несоблюдение условий контракта связано обычно с несовпадением интересов экономических субъектов, обусловленным ограниченностью ресурсов, несовершенной информацией, которая лежит в основе контракта. Экономический агент стремится уклониться от условий контракта, потому что он ожидает получить определенную выгоду или удовлетворение своих интересов, тем самым он стремится выбрать ту или иную форму оппортунистического поведения.

Многие авторы выделяют две главные формы оппортунистического поведения. Эти формы носят названия «моральный риск» и «неблагоприятный отбор». Возникновение морального риска связано в том случае, если одна из сторон, заключившая договор, рассчитывает на другую, но на получение истинной информации требуется больших затрат. Самым известным примером поведения такого рода является отлынивание. Очень часто отлынивание встречается на работе, особенно в условиях совместного труда. Здесь можно столкнуться с проблемой определения деятельности каждого работника: работает ли он в полной мере и с полной отдачей, вносит ли он личный вклад в деятельность всей фирмы (завода, организации и т.д.). В данном случае даже использование искусственных измерений, например, таких как определение производительности труда работников не по результатам, а по затратам, к сожалению, окажутся неточными.

Многие организации, фирмы, учреждения пытаются бороться с оппортунизмом, они создают специальные структуры, которые всевозможными способами контролируют работников, следят за их поведением, а в случае оппортунистического поведения могут накладывать определенные наказания в виде штрафа, выговора и так далее.

Основная идея оппортунистического поведения получила толкование в рамках институционализма. Здесь оппортунизм представляет собой приверженность своим интересам и проявляется в форме обмана, лжи, воровства, мошенничества, коррупции. При этом в ущерб контрагенту, субъект стремиться удовлетворить свои собственные интересы, не смотря на ограниченные моральные устои. Кроме того, оппортунизм имеет два вида: предконтрактный и постконтрактный.

Один из участников при заключении контракта по разным причинам может нарушить его. В рамках неоинституциональной теории изучаются только те нарушения, которые носят преднамеренный характер и которые направлены на получение личной выгоды в ущерб партнеру.

Понятие «оппортунизм» ввел американский экономист Оливер Уильямсон во второй половине XX века. Он утверждал, что оппортунизм является самой сильной формой эгоистического поведения человека и включает в себя, как было уже отмечено выше, стремление удовлетворения своих интересов обманным путем в форме лжи, мошенничества, воровства.

Уильямсон отмечает, что данное поведение индивидов приводит к информационному неравенству, тем самым усложняется экономическое взаимодействие партнеров. Именно нарушение условий контракта, а также издержки, которые несет одна из сторон – являются следствием оппортунистического поведения. Оливер выделял предконтрактный и постконтрактный оппортунизм.

В свою очередь, возникновение предконтрактного оппортунизма связано еще до заключения контракта, и один из партнеров умышленно вводит другого в заблуждение. Возникновение постконтрактного оппортунизма связано с несоблюдением и нарушением контракта, который партнеры уже заключили, то есть на стадии исполнения контракта.

Чтобы охарактеризовать оппортунистическое поведение, выделяют его структурные элементы:

1)    неопределенность информации, информационное преимущество только одной стороны, ухудшение отбора претендентов, изменение условий контракта, шпионаж и т.д. создает асимметрия информации;

2)    несовпадение интересов контрагентов. Каждый из партнеров стремится удовлетворить свои личные интересы, если интересы партнеров совпадают, то не возникает благоприятный среды для оппртунизма. Только благодаря недобросовестному поведению одного из партнеров возникает несовпадение интересов;

3)    на основе манипулирования асимметричной информацией возникает скрытый характер недобросовестного поведения;

4)    при заключении сделки каждая сторона стремится увеличить свою выгоду в ущерб другому, соответственно выделяется такой элемент оппортунистического поведения, как ущерб контрагента;

5)    преднамеренность действий означает, что партнеры осознанно совершают те или иные действия, осознанно используют сложившуюся ситуацию и не предоставляют полной информации о своих действиях, тем самым преднамеренно вводят в заблуждение для извлечения собственных выгод.

Таким образом, оппортунистическое поведение – это скрытое и преднамеренное действие одного из партнера, которое включает использование информационных преимуществ и направлено на удовлетворение собственных интересов в ущерб другому партнеру неоинституционального соглашения.

Существует такая форма оппортунистического поведения как моральный риск.

Моральный риск представляет собой использование экономическими агентами скрытой или неполной информации, для того чтобы максимизировать свою собственную полезность в ущерб другому агенту. Моральный риск возможен в нескольких случаях:

1)  если происходит несовпадение интересов исполнителя и заказчика одновременно;

2)  если исполнитель застраховал свои действия от неблагоприятных последствий;

3)  невозможность в полной мере осуществления заказчиком контроля и принуждения.

С моральным риском мы сталкиваемся постоянно. Студент может проводить рабочее время, выполняя не поручения начальства, а готовясь к экзамену или разговаривая по телефону с другом. У покупателя случилась поломка ноутбука, и он обращается в службу ремонта. Мастер сообщает о том, что из строя вышла дорогостоящая деталь и ее необходимо поменять. В свою очередь, покупатель должен принять решение, полагаясь на ту информацию, которую ему предоставили. Покупатель не обладает техническими знаниями и навыками, поэтому соглашается на ремонт и верит мастеру, хотя и может быть, что поломка была незначительной. Поэтому в данном случае можно столкнуться с проблемой морального риска.

Существуют механизмы борьбы с моральными рисками, которые разделяют на внутренние и внешние. Все они связны с дополнительными издержками. На рисунке 1 представлена общая схема борьбы с моральными рисками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Общая схема борьбы с моральными рисками

 

Внутренние издержки включают в себя оплату по результату и мониторинг.

Оплата по результату – это оплата в зависимости от объема выполненной работой, при которой в ходе достижения поставленной цели начальством работник получает дополнительный бонус в виде премии, а в случае неблагоприятного состояния – штраф.

Пример оплаты по результату является оплата труда менеджера, который имеет фиксированную заработную плату (оклад) и процент от какого-либо показателя результативности.

Мониторинг – это специальное наблюдение за контрагентом и сбор дополнительной информации.

Примером мониторинга является контроль за деятельностью и определение результативности работника со стороны работодателя. Также примером может служить предоставление банком-кредитором регулярных отчетов заемщика.

Внешние издержки включают в себя установление отношений доверия и отслеживание репутации.

Преимуществом репутации фирмы (организации) является то, что она экономит издержки, которые связаны с мониторингом действий партнера, страхование сделки вследствие нарушения ее одним из партнеров и так далее. Если контракт заключен с надежным партнером, то все эти меры являются излишними.

Однако бывает так, что не вся экономия такого рода достается фирмам с высокой репутацией, потому что цены на продукты или услуги такой фирмы обычно завышены, нежели цены на те же продукты или услуги компаний, которые не имеют высокой репутации. Так как продавец использует свою репутацию как некий капитальный актив, то экономия издержек делится между покупателем и продавцом в том числе.

Доверие возникает в том случае, если стороны соглашения относятся к одной социальной сети. Примером сети является устойчивые отношения двух партнеров на длительном и надежном сотрудничестве.

Таким образом, мы рассмотрели, в каких случаях возможен моральный риск, рассмотрели примеры морального риска в повседневной жизни, изучили механизмы борьбы с моральными рисками, дали определение каждому из механизма и привели примеры.

Список используемых источников

1.   Гуляев, Г.Ю. Сборник статей Международной научно-практической конференции [Текст] / Г.Ю. Гуляев. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2016. – 134 с.

2.  Лебедева, И.Н. Институциональная экономика: Учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Лебедева, И.П. Николаева. – М.: Дашков и К, – 2015. – 208 c.

3.  Пыльнева, Т.Г. Международная конкурентоспособность экономики россии: проблемы и перспективы [Текст] / Т.Г. Пыльнева, Д.С. Филимонов. –

Вестник Липецкого государственного технического университета. – 2017. – № 2. – С. 90-94.

4.  Пыльнева, Т.Г. Факторы конкурентоспособности компаний на мировых рынках товаров и услуг [Текст]/Т.Г. Пыльнева, Д.А. Челышева //Инновационная экономика и право – 2017. – № 3 (8). – С. 87-90.

5.  Щитова, А. Н. Объективные причины оппортунистического поведения экономических субъектов [Текст]/А.Н. Щитова // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф., – 2014 г.

 

OPPORTUNISTIC BEHAVIOR. MORAL RISK

Kachalova S.M.,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of LSTU

Lipetsk, Russia

Denisova K.G.,

4 th year student of the Faculty of Economics, LSTU

Lipetsk, Russia, Kristina_yan@mail.ru

Alexandrov G.I.,

3-year student of design department of LSTU

 

 Abstract. The article reveals the essence of the concept of "opportunistic behavior", analyzed one of the forms of opportunistic behavior, which is called "moral hazard".

Key words: opportunistic behavior, moral hazard, internal costs, external costs, payment by result, monitoring, reputation tracking.

References:

1. Gulyaev, G.Y. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference [Text] / G.Yu. Gulyaev. - Penza: MCSC "Science and Enlightenment". - 2016. - 134 p.

2. Lebedeva, I.N. Institutional Economics: A Textbook for Bachelors [Text] / I.N. Lebedeva, I.P. Nikolaeva. - M .: Dashkov and K, - 2015. - 208 c.

3. Pylneva, T.G. International competitiveness of the Russian economy: problems and prospects [Text] / Т.Г. Pylneva, D.S. Filimonov. -

Bulletin of the Lipetsk State Technical University. - 2017. - No. 2. - P. 90-94.

4. Pylneva, T.G. Factors of competitiveness of companies in the world markets of goods and services [Text] /T.G. Pylneva, D.A. Chelysheva // Innovative Economy and Law - 2017. - № 3 (8). - P. 87-90.

5. Shchitova, A. N. Objective reasons for opportunistic behavior of economic entities [Text] / А.N. Shchitova // Innovative economics: materials of the Intern. sci. Conf., - 2014.