ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: МЕТОДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Качалова С.М.,

к.п.н., доц. кафедры культуры

Россия, Липецк, smkachalova@mail.ru

Мешалкина В. А.,

ЛГТУ, гр. БИ-14-1

Россия, Липецк, meshalkina.lera@mail.ru

Лебедева М.Г.,

ЛГТУ, гр. БИ-14-1

Россия, Липецк, ritozka1995@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена деятельность внешнеэкономической политики и определены методы внешнеэкономической политики в России.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, методы государственного регулирования, таможенный тариф, квота, лицензирование, технические барьеры.

Внешнеэкономические связи – это неотделимая часть хозяйственной деятельности различных фирм и организаций. В настоящее время появляется все больший интерес к производственному, экономическому и научному сотрудничеству с деловыми партнерами из разных стран. В данных условиях большое количество работников малых и средних предприятий, государственных учреждений и сферы производства нуждаются в достоверной информации о состоянии мирового рынка, его структурной организации и технологии исполнения коммерческих операций [1] .

Внешнеэкономические отношения в условиях глобализации можно представить как совокупность разнообразных форм, направлений и средств перераспределения финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов через границу страны. Это говорит о том, что степень вмешательства государства проводится с помощью государственной внешнеэкономической политики [2].

Внешнеэкономическая политика – это работа государства в сфере развития и регулирования экономических отношений с зарубежными странами. Основная задача заключается в создании благоприятных экономических условий для производства в стране,  а также для выгодного участия в международном делении и кооперировании труда в деятельности ее субъектов. Внешнеэкономическая политика способствует сбалансированности внешнеэкономических операций с различными государствами, оптимизирует взаимодействие определенных субъектов данной деятельности со схожими предприятиями зарубежных стран и обеспечивает экономическую безопасность государства.

Внешнеэкономическая политика затрагивает временной аспект, который определяет деятельность страны по формированию и применению внешнеэкономических связей на данное время, а также на длительный период времени. Следовательно, внешнеэкономическая политика делится на текущую и долговременную. Текущая внешнеэкономическая политика направлена на оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности. А долговременная внешнеэкономическая политика решает масштабные внешнеэкономические задачи, которые требуют много времени и денежных средств. Данная политика охватывает достаточно продолжительный период [3].

Основные направления внешнеэкономической политики – внешнеторговая политика, валютная политика, политика в сфере привлечения зарубежных инвестиций и регулирования капиталовложений за границей государства, а также решение задач баланса внешнеэкономической деятельности с различными странами.

Внешнеэкономическая политика может стать важным и эффективным средством усиления экономической безопасности страны на основе восстановления его научно-производственного потенциала до нужных масштабов и технологического уровня, который будет способствовать удовлетворению потребностей не только внутреннего рынка, но и платежеспособного спроса зарубежных потребителей [4].

Выделим 3 группы методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

1.     Тарифные методы.

Таможенные тарифы служат классическим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и являются экономическими регуляторами.

Таможенный тариф – это систематический перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а иногда даже при экспорте из государства. Таможенный тариф любого государства включает в себя определенные ставки таможенных пошлин, использующиеся для налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Тарифная квота – это одна из переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного числа он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа. Если происходит превышение определенного объема, то импорт облагается по сверхквотной ставке тарифа.

2.     Нетарифные методы.

К ним относят количественные ограничения, которые делятся на квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».

Количественные ограничения – это административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, которая определяет число и номенклатуры товаров, которые можно экспортировать или импортировать.

Квота – это количественное нетарифное измерение ограничения импорта и экспорта определенным числом или суммой на данное время. В данную категорию относятся контингенты «глобальные», т.е. которые действуют по отношению к определенным государствам, а также «добровольные» ограничения экспорта товара.

«Добровольное» ограничение экспорта основано на обязательстве одного из партнеров в торговле. Объем экспорта можно ограничить, либо расширить. Это будет зависеть от официального межправительственного или неофициального соглашения об утверждении квот на экспорт.

Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности посредством разрешения, которое выдается страной на экспорт или импорт товара в определенных количествах за определенное время. Лицензирование является одной из составляющих частей квотирования, а также может являться как самостоятельный инструмент государственного регулирования.

К нетарифным инструментам также относят виды скрытого протекционизма, существующие в нескольких сотнях видов, которые влияют на ограничение экспорта и импорта в одностороннем порядке. Рассмотрим основные виды скрытого протекционизма.

Технические барьеры – скрытые методы внешнеэкономической политики, которые возникают из-за того, что национальные технические, административные и другие правила и нормы вызывают препятствие ввозу товаров из-за рубежа. Самые популярные технические барьеры – требования о выполнении национальных стандартов, о получении сертификата качества импортных товаров, о маркировке и специфической упаковке продукции и т.п.

Внутренние налоги и сборы – методы скрытого протекционизма, которые влияют на возрастание внутренней цены импортного товара и, следовательно, уменьшение конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Требования о содержании местных компонентов – метод скрытого протекционизма, который законодательно фиксирует долю конечного продукта, которая должна быть разработана и произведена местными производителями, если данный товар хотят продавать на внутреннем рынке.

3.     Финансовые методы.

Субсидии – денежная выплата, которая направлена на поддержание местных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Экспортное кредитование – финансовый метод внешнеэкономической политики, который предусматривает финансовое стимулирование страной развития экспорта местными предприятиями.

Демпинг – данный финансовый метод заключается в продвижении товара на внешний рынок за счет уменьшения экспортных цен ниже нормального уровня цен на товары, который имеется в данных государствах.

В настоящее время торговая политика в России осуществляется путем таможенно-тарифного регулирования (таможенные тарифы на экспорт и импорт) и нетарифного регулирования (различного рода квоты и лицензии). Государственная власть устанавливает определенные ограничения, не допускающие другие методы внешнеторгового регулирования. В исключительных целях вводятся количественные ограничения, что происходит крайне редко [5].

В последнее время явного развития достигла новая и достаточно важная тенденция, которая предусматривает объединение фирм, выступающих на внешних рынках. Данные объединения (союзы) производителей и экспортеров разнообразных видов товаров и материалов стали широко распространены.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших частей экономической деятельности любой страны, так как ни одно из государств не достигнет наиболее высокого уровня экономического развития, если использовать только свои силы и свой научно-технический потенциал.

Проводя глубокий многосторонний анализ всех внутренних проблем государства и существующих в настоящее время тенденций, выявляется другая роль внешнеэкономических связей, заключающаяся в проведении более активной и целенаправленной внешнеэкономической политики.

В данный период есть перечень факторов, оказывающих плохое влияние на процессы формирования и эффективного функционирования внешнеэкономической деятельности. К таким относятся низкая конкурентоспособность товара с высоким уровнем переработки; высокая степень износа производственных фондов фирм и ограниченность использования внутренних инвестиционных ресурсов этих фирм; возникновение переориентации импорта, который удовлетворяет данные потребности; неполноценная координация работы фирм и организаций, участвующих в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

Список использованной литературы:

1. Авдокушин, Е.Ф. / Международные экономические отношения [Текст] /Е.Ф. Авдокушин.- М.: Юристъ, 2014.

2. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И.  Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие [Текст] /И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2014.

3. Булатов, А.С. Экономика внешних связей России [Текст] /А.С. Булатов- М.: Бек, 2016.

4. Пыльнева, Т.Г., Текина, А.А., Гураков, В.Ю. Актуальные вопросы участия торгово-промышленных палат в международно-экономических отношениях[Текст] / Т.Г. Пыльнева, А.А. Текина, В.Ю. Гураков //- Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. - № 1 (31).

5..Пыльнева, Т.Г., Гураков, В.Ю., Текина, А.А. О влиянии транснациональной корпорации на формирование международных экономических связей. [Текст] / Т.Г. Пыльнева, А.А. Текина, В.Ю. Гураков //- Вестник Липецкого государственного технического университета. 2017. - № 1 (31).

 

THE FOREIGN POLICY: METHODS OF FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kachalova S.M.,

PhD in Pedagogical Science, Associate Professor, Department of Culture

Russia, Lipetsk, smkachalova@mail.ru

Meshalkina V. A.,

LSTU, gr. BI-14-1

Russia, Lipetsk, meshalkina.lera@mail.ru

Lebedeva M.G.,

LSTU, gr. BI-14-1

Russia, Lipetsk, ritozka1995@mail.ru

Abstract. The article considers the activity of foreign economic policy and defines the methods of foreign economic policy in Russia.

Key words: foreign economic relations, foreign economic policy, methods of state regulation, customs tariff, quota, licensing, technical barriers.

 

References:

1. Avdokushin, E.F. / International Economic Relations [Text] / EF. Avdokushin .- M .: Lawyer, 2014.

2. Balabanov, IT, Balabanov, A.I. Foreign Economic Relations: Proc. allowance [Text] / IT. Balabanov, A.I. Balabanov - Moscow: Finances and Statistics, 2014.

3. Bulatov, A.S. Economics of external relations of Russia [Text] / А.С. Bulatov-M .: Bek, 2016.

4. Pylneva, TG, Tekina, AA, Gurakov, V.Yu. Actual issues of participation of chambers of commerce and industry in international economic relations [Text] / Т.Г. Pylneva, A.A. Tekina, V.Yu. Gurakov // - Bulletin of the Lipetsk State Technical University. 2017. - No. 1 (31).

5. Pylneva, TG, Gurakov, V.Yu., Tekina, A.A. On the influence of a transnational corporation on the formation of international economic relations. [Text] / Т.Г. Pylneva, A.A. Tekina, V.Yu. Gurakov // - Bulletin of the Lipetsk State Technical University. 2017. - No. 1 (31).