РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ПУТЬ ОТ ДОЛЖНИКА ДО КРЕДИТОРА

 

Иванова О.М.,

магистрант кафедры экономики ЛГТУ

г. Липецк, Россия, 1995.olga.ivanova@gmail.com

Пыльнева Т.Г.,

профессор кафедры экономики, д.э.н., ЛГТУ

г. Липецк, Россия, pylneva_tatyana@mail.ru

 

Аннотация.  В статье рассматривается история финансового взаимодействия России с  Международным Валютным Фондом. Проведен количественный анализ этого взаимодействия. Сотрудничество России с МВФ рассматривается как  главное направление российской внешнеэкономической политики.

Ключевые слова: Международный Валютный Фонд (МВФ), платежный баланс, бюджет, кредит, кредитор.

 

Международный валютный фонд (МВФ) – всемирный институт, который предоставляет различным странам кредиты, создающий различные принципы функционирования мировой валютной системы и тем самым осуществляющий мировое регулирование финансовых и валютно-кредитных отношений.

На сегодняшний день состав МВФ включает в себя 185 стран, из которых практически все страны являются членами Организации объединённых наций (ООН), кроме таких стран, как Куба, Северная Корея, Андорра, Монако, Тувалу, Лихтенштейн и Наура.

Главной целью МВФ является управление валютно-кредитными отношениями государств, входящих в его состав, а также предоставление этим государствам кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, если у данных стран наблюдается дефицит платежного баланса.

Российская Федерация присоединилась к МВФ в 1992 году [1]. Вступление Российской Федерации в Фонд дало стране право на привлечение средств МВФ в целях проведения изменений в экономике, а также дало право на финансирование платежного баланса и дефицита бюджета [2,  c.31].

В 1992 году Россия получила свой первый кредит «стенд-бай» в размере около 1 млрд. долл. По программе расширенного финансирования в 1996 году МВФ предоставил кредит России размером в 10,1 млрд. долл. сроком на 10 лет с 4-х летним льготным периодом. На тот момент это был самый большой кредит, который когда-либо выдавал Фонд. Из этого объема было потрачено 5,8 млрд. долл. В связи с усугублением финансовой ситуации в России в 1998 году в рамках механизма расширенного финансирования МВФ разрешил увеличить объем выдаваемых ресурсов Российской Федерации. Был предоставлен специальный стабилизационный кредит в размере около 2,5 млрд. долл., но вследствие кризисной ситуации в августе того же года кредитование было прекращено. В июле 1999 года России был выдан последний кредит «стенд-бай» в размере 4,5 млрд. долл. С 2000 года РФ больше не обращалась к МВФ за кредитами, а к 2004 году общая задолженность России перед Фондом сократилась до 5,1 млрд. долл. (рис. 1) [3].

Рисунок 1 – Долг России перед МВФ 1992 – 2004 гг., млрд. SDR

В 2005 году Российская Федерация полностью погасила свои обязательства перед Фондом.

В настоящее время Российская Федерация выступает как кредитор в МВФ. В 2005 году, по решению совета директоров МВФ, Россия была включена в План финансовых операций Фонда. Предоставление денежных средств Плана финансовых операций установлено в третьем разделе главы пятой Устава МВФ [4,  с.2611].

Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», осуществляет покупку облигаций МВФ, участвует в финансировании программ помощи развитию, списанию задолженности беднейших стран и др.

На сегодняшний день сотрудничество России с МВФ остается главным направлением российской внешнеэкономической политики, и это связано не только с проблемами в финансовой деятельности, но также и с созданием условий для более устойчивого роста производства в будущем [5]. Для Российской Федерации очень важны кредиты МВФ в настоящее время, так как сотрудничество с Фондом – это гарантия кредитоспособности страны для иностранных инвесторов, присутствие которых чрезвычайно важно в экономике России. Также необходимо отметить, что кредиты МВФ являются не только долгосрочными, но и более дешевыми, так как они выдаются по нулевой процентной ставке. В  настоящее  время кредиты МВФ предоставляются сроком от 5 до 10 лет с льготными периодами.

 

Список использованных источников

1.  Горин, И.О. Некоторые аспекты сотрудничества России с МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refeteka.ru/r-79918.html

2.  Качалова, С.М. Роль инвестиций в инновационной деятельности предприятия [Текст] / С.М. Качалова // Инновационная экономика и право. – 2017. - №3(8). – 29-33 с.

3.  Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора- ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4214377

4.  Салманов, О.Н. Эмпирический анализ монетарной политики [Текст] / О.Н. Салманов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 18. – с. 2599-2614.

5.  Соколова, В.К. Санкции больше не действуют. МВФ признал поражение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirtesen.slovodel.com/blog/43610663735/Sanktsii-bolshe-ne-deystvuyut-MVF-priznal-porazhenie

 

RUSSIA AND THE INTERNATIONAL MONETARY FUND: THE WAY FROM THE DEBT TO THE CREDITOR

Ivanova O.S.,

graduate student of the Department of Economics, LSTU

Lipetsk, Russia, 1995.olga.ivanova@gmail.com

Pylneva T.G.,

professor at the Department of Economics, PhD in economics, LSTU

Lipetsk, Russia, pylneva_tatyana@mail.ru

 

Abstract. The article considers the history of financial interaction between Russia and the International Monetary Fund. A quantitative analysis of this interaction is carried out. Russia's cooperation with the IMF is seen as the main direction of Russia's foreign economic policy.

Keywords: International Monetary Fund (IMF), balance of payments, budget, credit, creditor.

References

1.       Gorin, I.O. Some aspects of Russia's cooperation with the IMF [Electronic resource]. - Access mode: http://refeteka.ru/r-79918.html

2.       Kachalova, S.M. The role of investment in innovation activity of the enterprise [Text]/ S.М. Kachalova // Innovative Economy and Law. - 2017. - No. 3 (8). - 29-33 sec.

3.       Russia and the IMF: from the largest debtor to the powerful lender-TASS [Electronic resource]. - Access mode: http://tass.ru/ekonomika/4214377

4.       Salmanov, ON Empirical Analysis of Monetary Policy [Text] / О.N. Salmanov // Russian Entrepreneurship. - 2017. - No. 18. - p. 2599-2614.

5.       Sokolova, V.K. Sanctions are no longer valid. The IMF admitted defeat. [Electronic resource]. - Access mode: http://mirtesen.slovodel.com/blog/43610663735/Sanktsii-bolshe-ne-deystvuyut-MVF-priznal-porazhenie