РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД:
ПУТЬ ОТ ДОЛЖНИКА ДО КРЕДИТОРА
Иванова О.М.,
магистрант
кафедры экономики ЛГТУ
г. Липецк, Россия, 1995.olga.ivanova@gmail.com
Пыльнева
Т.Г.,
профессор кафедры экономики, д.э.н., ЛГТУ
г. Липецк,
Россия, pylneva_tatyana@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается история финансового взаимодействия
России с Международным Валютным Фондом.
Проведен количественный анализ этого взаимодействия. Сотрудничество
России с МВФ рассматривается как главное
направление российской внешнеэкономической политики.
Ключевые слова: Международный Валютный
Фонд (МВФ), платежный баланс, бюджет, кредит, кредитор.
Международный
валютный фонд (МВФ) – всемирный институт, который предоставляет различным
странам кредиты, создающий различные принципы функционирования мировой валютной
системы и тем самым осуществляющий мировое регулирование финансовых и
валютно-кредитных отношений.
На
сегодняшний день состав МВФ включает в себя 185 стран, из которых практически
все страны являются членами Организации объединённых наций (ООН), кроме таких
стран, как Куба, Северная Корея, Андорра, Монако, Тувалу, Лихтенштейн и Наура.
Главной
целью МВФ является управление валютно-кредитными отношениями государств,
входящих в его состав, а также предоставление этим государствам кратко- и
среднесрочных кредитов в иностранной валюте, если у данных стран наблюдается
дефицит платежного баланса.
Российская
Федерация присоединилась к МВФ в 1992 году [1]. Вступление Российской Федерации
в Фонд дало стране право на привлечение средств МВФ в целях проведения
изменений в экономике, а также дало право на финансирование платежного баланса
и дефицита бюджета [2, c.31].
В 1992 году
Россия получила свой первый кредит «стенд-бай» в размере около 1 млрд. долл. По
программе расширенного финансирования в 1996 году МВФ предоставил кредит России
размером в 10,1 млрд. долл. сроком на 10 лет с 4-х летним льготным периодом. На
тот момент это был самый большой кредит, который когда-либо выдавал Фонд. Из
этого объема было потрачено 5,8 млрд. долл. В связи с усугублением финансовой
ситуации в России в 1998 году в рамках механизма расширенного финансирования
МВФ разрешил увеличить объем выдаваемых ресурсов Российской Федерации. Был
предоставлен специальный стабилизационный кредит в размере около 2,5 млрд.
долл., но вследствие кризисной ситуации в августе того же года кредитование
было прекращено. В июле 1999 года России был выдан последний кредит «стенд-бай»
в размере 4,5 млрд. долл. С 2000 года РФ больше не обращалась к МВФ за
кредитами, а к 2004 году общая задолженность России перед Фондом сократилась до
5,1 млрд. долл. (рис. 1) [3].
Рисунок
1 – Долг России перед МВФ 1992 – 2004 гг., млрд. SDR
В 2005 году
Российская Федерация полностью погасила свои обязательства перед Фондом.
В настоящее
время Российская Федерация выступает как кредитор в МВФ. В 2005 году, по
решению совета директоров МВФ, Россия была включена в План финансовых операций
Фонда. Предоставление денежных средств Плана финансовых операций установлено в
третьем разделе главы пятой Устава МВФ [4,
с.2611].
Помимо
этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями
соглашения МВФ, включая участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», осуществляет
покупку облигаций МВФ, участвует в финансировании программ помощи развитию,
списанию задолженности беднейших стран и др.
На сегодняшний
день сотрудничество России с МВФ остается главным направлением российской
внешнеэкономической политики, и это связано не только с проблемами в финансовой
деятельности, но также и с созданием условий для более устойчивого роста
производства в будущем [5]. Для Российской Федерации очень важны кредиты МВФ в
настоящее время, так как сотрудничество с Фондом – это гарантия
кредитоспособности страны для иностранных инвесторов, присутствие которых
чрезвычайно важно в экономике России. Также необходимо отметить, что кредиты
МВФ являются не только долгосрочными, но и более дешевыми, так как они выдаются
по нулевой процентной ставке. В
настоящее время кредиты МВФ
предоставляются сроком от 5 до 10 лет с льготными периодами.
Список использованных источников
1.
Горин, И.О. Некоторые аспекты сотрудничества России с
МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refeteka.ru/r-79918.html
2.
Качалова, С.М. Роль инвестиций в инновационной деятельности
предприятия [Текст] / С.М. Качалова // Инновационная экономика и право. –
2017. - №3(8). – 29-33 с.
3.
Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного
кредитора- ТАСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://tass.ru/ekonomika/4214377
4.
Салманов, О.Н. Эмпирический анализ монетарной политики
[Текст] / О.Н. Салманов // Российское предпринимательство. – 2017. – № 18. – с.
2599-2614.
5.
Соколова, В.К. Санкции больше не действуют. МВФ
признал поражение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirtesen.slovodel.com/blog/43610663735/Sanktsii-bolshe-ne-deystvuyut-MVF-priznal-porazhenie
RUSSIA
AND THE INTERNATIONAL MONETARY FUND: THE WAY FROM THE DEBT TO THE CREDITOR
Ivanova O.S.,
graduate
student of the Department of Economics, LSTU
Lipetsk, Russia, 1995.olga.ivanova@gmail.com
Pylneva T.G.,
professor
at the Department
of Economics, PhD in economics, LSTU
Lipetsk, Russia, pylneva_tatyana@mail.ru
Abstract.
The
article considers the history of financial interaction between Russia and the
International Monetary Fund. A quantitative analysis of this interaction is
carried out. Russia's cooperation with the IMF is seen as the main direction of
Russia's foreign economic policy.
Keywords: International
Monetary Fund (IMF), balance of payments, budget, credit, creditor.
References
1. Gorin, I.O. Some aspects of Russia's cooperation
with the IMF [Electronic resource]. - Access mode:
http://refeteka.ru/r-79918.html
2. Kachalova, S.M. The role of investment in innovation
activity of the enterprise [Text]/ S.М. Kachalova // Innovative Economy and
Law. - 2017. - No. 3 (8). - 29-33 sec.
3. Russia and the IMF: from the largest debtor to the
powerful lender-TASS [Electronic resource]. - Access mode:
http://tass.ru/ekonomika/4214377
4. Salmanov, ON Empirical Analysis of Monetary Policy
[Text] / О.N. Salmanov // Russian Entrepreneurship. - 2017. - No. 18. - p.
2599-2614.
5. Sokolova, V.K. Sanctions are no longer valid. The
IMF admitted defeat. [Electronic resource]. - Access mode:
http://mirtesen.slovodel.com/blog/43610663735/Sanktsii-bolshe-ne-deystvuyut-MVF-priznal-porazhenie