ОБЗОР РЫНКА ШОКОЛАДА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

 

Гусейнова А.И.,

магистрант кафедры «Экономика», ЛГТУ

г. Липецк, Россия, ferriswheel1995@live.com

Качалова С.М.,

доцент, к.п.н., ЛГТУ

г. Липецк, Россия, smkachalova@mail.ru

 

Аннотация. В статье описаны тенденции, присущие рынку шоколадной продукции, а также выявлены проблемы развития данной отрасли в современных условиях,  намечены  пути  их  решения.
Ключевые слова: конкуренция, рынок шоколада, товары-субтитры, инфляция, потребительский спрос.

 

В последнее время наблюдается вхождение  на  рынок  все большего числа производителей  в  регионах, которые, позиционируя  себя на товарном рынке, пока никаким  образом не  оказывают  влияния  на всю  сферу  продаж  в  целом. Но всё же своим присутствием они создают небольшую  конкуренцию крупным производителям и отвлекают на себя покупателей, имеющих средние и низкие доходы.

Рассмотрим данную ситуацию, используя модель конкуренции пяти сил, которая была предложена Майклом Портером в 1979 году [1, С. 279].

1. Конкуренты на рынке.

В шоколадной отрасли отмечается внутриотраслевая конкуренция. Причиной является то, что на рынке действует большое число производителей, большую часть  из которого составляют иностранные фирмы. К примеру, компания «Коркунов»  является  производителем  элитного шоколада, а конкуренцию ей  составляют компании Mozart,Fazer, Alfred Ritter Gmbh, Lindt, Капитан, Ferrero, Конфаэль, которые также, в свою очередь, оказываются  производителями дорогого шоколада. Но компании «Коркунов» приходится соперничать не  только с  этими  компаниями-лидерами, но и с представителями компаний- производителей шоколадной  продукции класса «эконом»,  также  ориентирующихся  на продвижение более рентабельного и востребованного шоколада  элитных  сортов.

2. Потенциальные конкуренты.

Продвижение на  рынке продукции потенциальных конкурентов затруднено из-за насыщенности рынка и большого количества производителей. Иначе говоря, компания,  только  что  появившаяся  на  рынке, может не найти своего потребителя и под давлением конкурентов покинуть рынок. Кроме того, при создании собственного производства необходимы значительные  денежные  вливания, в том числе значительные расходы на маркетинг, а вероятность успеха очень мала. Следовательно, выход на рынок шоколадной продукции сопряжён с большим риском.

3. Конкуренция   сил поставщиков.

Стоит отметить, что конкуренция  между поставщиками в данной отрасли сравнительно высокая. Ведь компании работают и с поставщиками из  России, и из-за рубежа, поскольку главную составляющую  часть шоколада, а именно какао-бобы, поставляют из африканских стран. Положение на рынке таково, что все  компании,  производящие шоколад, напрямую зависят от поставщиков какао-бобов, которых  на  международном  рынке незначительное число. Стоит не забывать, что от качества поставляемого сырья прямо  пропорционально зависит качество продукции, производимой  компаниями  в  странах  Европы, к тому же значительная часть издержек  приходится   именно  на  сырье, а  это ещё больше усиливает их конкурентную силу [2, С. 95].

4. Конкуренция среди  покупателей.

Покупатели шоколада в России не вступают между  собой в  конкуренцию. Это вызвано тем, что компании-перекупщики не являются крупными и от каждого конкретного покупателя не зависит ни положение в отрасли, ни положение отдельно взятой компании. Среди покупателей шоколадной продукции есть не только частные лица, но и крупные компании, в частности, железнодорожные и авиакомпании, рестораны и кафе, а также крупные организации, которые покупают большое количество шоколадной продукции для организации внутреннего питания или же в качестве подарков.

5. Влияние товаров-субститутов.

У шоколадной продукции имеется довольно большое  количество товаров-заменителей. К ним относятся карамель, леденцы, ирис, халва, мармелад, зефир, вафли и другая кондитерская продукция. Если анализировать стоимость, то данные товары находятся приблизительно в одном ценовом сегменте с шоколадной продукцией. Следовательно, можно  утверждать, что потребление кондитерских  товаров не связано с большими затратами. Тем не менее, наличие на рынке товаров-субститутов не оказывает сильного воздействия на спрос на шоколадную продукцию, т.к. все они по своим свойствам и вкусовым качествам уступают шоколаду. Однако пренебрегать их влиянием не стоит.

Специфической чертой рынка является тот факт, что подавляющее  количество сырья закупается за иностранную валюту, а изготовленная из  него  продукция реализуется за рубли. Ослабление рубля значительно увеличивает и без того высокую стоимость импортного сырья, доля которого в себестоимости конечной продукции составляет от 30 до 70% . Данное процентное содержание зависит от вида шоколада. Это приводит  к   значительному уменьшению прибыли производителей шоколада [4, С. 65].

Рост уровня инфляции приводит к снижению реальных доходов населения, и, как следствие, падению покупательского спроса. Однако на шоколадном рынке прогнозируется меньшее падение покупательского спроса. В связи со спецификой шоколадного продукта, спрос на него не имеет высокой эластичности.

Еще одной существенной проблемой на рынке шоколада оказываются сезонные колебания покупательского спроса населения. Сезоном высоких продаж является холодное время года (с октября по март), а на период новогодних праздников приходится пик продаж. Что касается летних продаж, то во время летней жары продажи шоколадной продукции могут  упасть  до  40%, даже  на   фоне существенного снижения цен. Решением обозначенной проблемы может послужить использование высокотехнологичной упаковки, позволяющей шоколаду не терять своих свойств при температуре  вплоть   до +40о С [3, С. 88].

Таким образом, функционирование рынка шоколада имеет ряд существенных проблем, многие из которых могут быть решены в результате грамотной маркетинговой и производственной политики компаний. Российский покупатель вряд ли откажется от шоколада, так что не стоит беспокоиться о существенном сокращении объемов производства и продаж на российском рынке.

 

Список использованных источников

1.                Драмшева, С.Т. Теоретические основы товароведения [Текст]: учебник / С.Т. Драмшева. – М.: издательство Академия, 2015. – 348 с.

2.                Герасимова, В.А. Экспертиза потребительских товаров [Текст]: учебное пособие / В.А. Герасимова. – СПб: Питер Принт, 2014. – 252 с.

3.                Пыльнева, Т.Г., Челышева, Д.А. Факторы конкурентоспособности компаний на мировых рынках товаров и услуг [Текст] // Инновационная экономика и право. 2017.  3 (8). С. 87-90.

4.                Кругляков, Г.Н. Перспективы развития шоколадного бизнеса [Текст] // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С. 63-68.

 

CHOCOLATE MARKET OVERVIEW: TRENDS AND PROBLEMS

 

Guseinova A.I.,

Graduate student at the Department of Economics, LSTU

Lipetsk, Russia, ferriswheel1995@live.com

Kachalova S.M.,

Associate Professor, Ph.D., LSTU

Lipetsk, Russia, smkachalova@mail.ru

 

Abstract: the article describes the trends that are inherent in the market of chocolate products, as well as identifies the problems of development of the industry in modern conditions, the ways of their solution are outlined .

Keywords: competition, the chocolate market, goods-subtitles, inflation, consumer demand.

References

1.                Dramshеva, S.T. Theoretical foundations of commodity science [Text]: textbook / S.T. Dramsheva. – M.: publishing house Academy, 2015. – 348 p.

2.                Gerasimova, V.A. Examination of consumer goods [Text]: tutorial / V.А. Gerasimova. – St. Petersburg: Peter Print, 2014. – 252 p.

3.                Pylneva, T.G., Chelysheva, D.A. Factors of competitiveness of companies in the world markets of goods and services [Text] // Innovative economy and law 2017. № 3 (8). P. 87-90.

4.                Kruglyakov, G.N. Prospects for the development of chocolate business [Text] // The young scientist. – 2017. – № 10. – P. 63-68.