УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ
В СУБЪЕКТЕ РФ
Фурсов М.Д.
Государственный инженер-инспектор инспекционного отдела
Липецкой области, Государственная жилищная инспекция Липецкой области,
Россия, г.Липецк
Журавлева О.В.
Доцент
кафедры государственной, муниципальной
службы и менеджмента, канд. тех. наук, доцент, Российская академия
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий
филиал), Россия, г.Липецк
Аннотация. В статье
дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального комплекса в
Липецкой области; обозначаются основные проблемы, возникающие в данной отрасли.
Предлагается перспективное направление решения названных проблем, в частности
на основе внедрения ситуационного центра.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное
хозяйство, ситуационный центр.
Актуальность проблемы.
Проблема состояния такой
сферы, как ЖКХ в настоящее время является одной из наиболее острых проблем. В
ней постоянно возникают неожиданные проблемы, а у жителей всегда есть
претензии. На протяжении уже многих лет этот вопрос находится в центре
общественного внимания, является одним из приоритетных направлений социальной
политики государства, регулярно освещается в средствах массовой информации. При
этом жилищно-коммунальное хозяйство представляет одну из крупнейших отраслей
российской экономики. Важнейшая
составляющая социальной безопасности граждан - это устойчивое функционирование
жилищно-коммунального хозяйства страны. Кроме того, касательно данной сферы часто
меняется законодательная база.
Что такое жилищно-коммунальный комплекс?
Жилищно-коммунальный
комплекс России является совокупностью отраслей российской
экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий
населённых пунктов. В данную сферу входят: жилищное хозяйство, а именно – капитальный
и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение,
ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация
мусора и уборка.
В настоящее время в
России существует трехступенчатая система контроля за работой организаций, которые
предоставляют жилищные и коммунальные услуги.
Первой ступенью являются общественные
и различные некоммерческие организации. Это может быть совет дома или
организации, которые защищают права потребителей и осуществляют общественный
контроль.
Второй ступенью являются
муниципальные службы контроля – районные и городские администрации.
Третьей ступенью является
государственный жилищный надзор и лицензионный контроль. Государственный
жилищный надзор представляет собой деятельность, направленную на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к
предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Лицензионный контроль представляет
собой контроль за соответствием деятельности управляющих организаций
лицензионным требованиям.
Сфера
жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением собственникам
жилья двух видов услуг: жилищных и коммунальных.
Жилищные услуги включают
в себя всё, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме: это содержание и ремонт общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также
предоставление услуг по управлению общим имуществом и общими денежными
средствами.
Существуют следующие виды
коммунальных услуг: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение,
водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Конечной целью сферы
ЖКХ является создание комфортных безопасных условий для проживания людей и
обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры.
Субъект РФ - Липецкая область. В целях
обеспечения высоких стандартов качества условий проживания и коммунального
обслуживания потребителей Липецкой области, снижения издержек при поддержании
указанных стандартов качества предоставляемых услуг реализуются мероприятия в
рамках государственных программ Липецкой области и фонда софинансирования
расходов бюджетам муниципальных образований на цели водоснабжения,
водоотведения, благоустройства территорий муниципальных образований, строительства
полигонов ТБО.
Государственные
программы Липецкой области в сфере ЖКХ:
-
«Обеспечение населения Липецкой области качественным
жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» подпрограмма 6 «Улучшение
качества жилищного фонда, развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры
Липецкой области» на 2014-2020 годы;
-
«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» подпрограмма 7 «Устойчивое развитие сельских
территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;
-
«Охрана окружающей среды, воспроизводство и
рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» подпрограмма 2
«Обращение с отходами на территории Липецкой области» на 2014-2020 годы;
-
«Социальная поддержка граждан, реализация
семейно-демографической политики Липецкой области» подпрограмма 5 «Обеспечение
жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа» на 2014-2020 годы;
-
«Формирование современной городской среды в Липецкой
области» на 2018-2022 годы
Основные
направления расходования средств областного и федерального бюджетов изображены
на рисунке 1.
Рисунок - 1
Основные направления расходования средств областного и федерального бюджетов
За 2017 год управлением ЖКХ Липецкой области было
израсходовано 1380,6 млн. руб. Исполнение бюджета составило 99 %.
С целью повышения эффективности взаимодействия
власти и бизнеса в отрасли ЖКХ и лучшей координации деятельности управляющих
организаций была создана Ассоциация
«Объединение Коммунальных Компаний» в нее вступили 37 юридических лиц.
Управлением
ЖКХ Липецкой области совместно с управлением строительства и архитектуры
Липецкой области прорабатывается вопрос строительства наемного дома
коммерческого использования на территории г. Липецка.
На
базе ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» планируется создание Единого расчетно-кассового центра. Объем
инвестиций составит 500 млн. рублей.
Ситуационный центр. Следует отметить, что в
современное время, в эпоху глобализации и информатизации, востребованной
является автоматизация задач в сфере ЖКХ. Осуществление данного процесса
возможно при наличии ситуационных центров.
Ситуационный центр представляет собой комплекс, который
включает в себя: специально оборудованное помещение, технику и программное
обеспечение [1]. Данный комплекс применяется при решении плановых задач
управления или в случае возникновения кризисных ситуаций. Содержательное
аналитическое наполнение ситуационного центра составляет специальное
программное обеспечение, позволяет провести сравнительную оценку альтернативных
вариантов решения проблем, анализ программ, планов, возможных вариантов
развития событий и последствий принимаемых решений. Использование такой
системы, помимо перечисленного, позволяет сформировать единое информационное
пространство для различных субъектов управления.
В ситуационном центре по ЖКХ консолидируется информация по всем
управляющим компаниям, ТСЖ, а также обслуживаемым ими объектам. На основании
этих данных возможно построение аналитических отчетов и просмотр состояния
жилищного фонда как по региону в целом, так и по конкретным объектам. Также,
существует возможность слежения за выполнением нормативов и эффективностью проводимых
мероприятий. Кроме того, может быть реализована привязка к показателям и
нормативам энергоэффективности. В этом случае при помощи программных средств
можно оценить эффект от проводимых мероприятий с точки зрения снижения
потребления энергии.
В связи с наличием проблем в сфере капитального ремонта в Липецкой
области, представляет актуальность создание системы для формирования плана по
капитальному ремонту. С использованием средств такой системы возможным
становится расчет нормативов отчислений в фонд капремонта, а также, исходя из
показателей объективного состояния жилищного фонда, определение очередности
проведения капитального ремонта зданий. Известно, что программа капитального
ремонта формируется на основе полной информации о состоянии жилищного фонда,
данных бюджетирования, сметного планирования. При помощи данной системы возможно
централизованно вести реестр подрядчиков и контролировать исполнение
мероприятий программы капитального ремонта.
Необходимо отметить, что
наличие ситуационного центра в сфере ЖКХ призвано обеспечить прозрачность в
данной деятельности органов власти, а также поставщиков коммунальных услуг и
управляющих организаций для населения, поскольку вся информация по ним
представляется на открытом информационном портале. Таким образом, на основании поступающей в систему информации
по объектам жилищного фонда и участникам рынка ЖКХ, в том числе по обращениям
граждан, органы власти могут контролировать деятельность служб в данной сфере. Кроме
того, с помощью такой системы возможно автоматически рассчитывать начисления за
жилищно-коммунальные услуги на основе показаний приборов учета, действующих
тарифов и стоимости услуг в сфере ЖКХ.
Вывод. Исходя из изложенного и соотнеся
существующие проблемы в сфере ЖКХ в Липецкой области и возможности, которые
предоставляет наличие ситуационного центра в данной сфере, можно сделать вывод
о том, что решение данных проблем возможно посредством автоматизации задач в сфере ЖКХ, что как раз и предполагает
ситуационный центр.
Список литературы:
1.
Ильин
Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные центры. Опыт, состояние,
тенденции развития. – М.: МедиаПресс, 2011. – 336 с.
2.
Государственная
жилищная инспекция Липецкой области. Официальный сайт. Электронный ресурс.
Режим доступа: http://ggilipetsk.ru. Дата обращения: 07.03.2018.
3.
Управление
жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Официальный сайт. Электронный
ресурс. Режим доступа: http://gkhlipetsk.ru. Дата обращения: 09.03.2018.
Сведения об авторах:
Фурсов Максим
Дмитриевич – Государственный
инженер-инспектор инспекционного отдела Липецкой области, Государственная
жилищная инспекция Липецкой области, e-mail:
mdfursov@mail.ru.
Журавлева Ольга Викторовна – Доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента, канд. тех.
наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (Липецкий филиал), e-mail:
ol.gor@mail.ru.