УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

 В СУБЪЕКТЕ РФ

 

Фурсов М.Д.

Государственный инженер-инспектор инспекционного отдела Липецкой области, Государственная жилищная инспекция Липецкой области,

Россия, г.Липецк

Журавлева О.В.

Доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента, канд. тех. наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), Россия, г.Липецк

 

Аннотация. В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального комплекса в Липецкой области; обозначаются основные проблемы, возникающие в данной отрасли. Предлагается перспективное направление решения названных проблем, в частности на основе внедрения ситуационного центра.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, ситуационный центр.

Актуальность проблемы.

Проблема состояния такой сферы, как ЖКХ в настоящее время является одной из наиболее острых проблем. В ней постоянно возникают неожиданные проблемы, а у жителей всегда есть претензии. На протяжении уже многих лет этот вопрос находится в центре общественного внимания, является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, регулярно освещается в средствах массовой информации. При этом жилищно-коммунальное хозяйство представляет одну из крупнейших отраслей российской экономики. Важнейшая составляющая социальной безопасности граждан - это устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства страны. Кроме того, касательно данной сферы часто меняется законодательная база.

Что такое жилищно-коммунальный комплекс?

Жилищно-коммунальный комплекс России  является совокупностью отраслей российской экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В данную сферу входят: жилищное хозяйство, а именно – капитальный и текущий ремонт зданий, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.

В настоящее время в России существует трехступенчатая система контроля за работой организаций, которые предоставляют жилищные и коммунальные услуги.

Первой ступенью являются общественные и различные некоммерческие организации. Это может быть совет дома или организации, которые защищают права потребителей и осуществляют общественный контроль.

Второй ступенью являются муниципальные службы контроля – районные и городские администрации.

Третьей ступенью является государственный жилищный надзор и лицензионный контроль. Государственный жилищный надзор представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг. Лицензионный контроль представляет собой контроль за соответствием деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства характеризуется предоставлением собственникам жилья двух видов услуг: жилищных и коммунальных.

Жилищные услуги включают в себя всё, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме: это содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также предоставление услуг по управлению общим имуществом и общими денежными средствами.

Существуют следующие виды коммунальных услуг: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

 Конечной целью сферы ЖКХ является создание комфортных безопасных условий для проживания людей и обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктуры.

Субъект РФ - Липецкая область. В целях обеспечения высоких стандартов качества условий проживания и коммунального обслуживания потребителей Липецкой области, снижения издержек при поддержании указанных стандартов качества предоставляемых услуг реализуются мероприятия в рамках государственных программ Липецкой области и фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований на цели водоснабжения, водоотведения, благоустройства территорий муниципальных образований, строительства полигонов ТБО.

Государственные программы Липецкой области в сфере ЖКХ:

-                   «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» подпрограмма 6 «Улучшение качества жилищного фонда, развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры Липецкой области» на 2014-2020 годы;

-                   «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области»  подпрограмма 7 «Устойчивое развитие сельских территорий Липецкой области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

-                   «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» подпрограмма 2 «Обращение с отходами на территории Липецкой области» на 2014-2020 годы;

-                   «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» подпрограмма 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» на 2014-2020 годы;

-                   «Формирование современной городской среды в Липецкой области» на 2018-2022 годы  

 Основные направления расходования средств областного и федерального бюджетов изображены на рисунке 1.

 

Безымянный.png

Рисунок - 1 Основные направления расходования средств областного и федерального бюджетов

 

За 2017 год управлением ЖКХ Липецкой области было израсходовано 1380,6 млн. руб. Исполнение бюджета составило 99 %.

С целью повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса в отрасли ЖКХ и лучшей координации деятельности управляющих организаций  была создана Ассоциация «Объединение Коммунальных Компаний» в нее вступили 37 юридических лиц.

Управлением ЖКХ Липецкой области совместно с управлением строительства и архитектуры Липецкой области прорабатывается вопрос строительства наемного дома коммерческого использования на территории г. Липецка.

На базе ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» планируется создание Единого расчетно-кассового центра. Объем инвестиций составит 500 млн. рублей.

Ситуационный центр. Следует отметить, что в современное время, в эпоху глобализации и информатизации, востребованной является автоматизация задач в сфере ЖКХ. Осуществление данного процесса возможно при наличии ситуационных центров.

Ситуационный центр представляет собой комплекс, который включает в себя: специально оборудованное помещение, технику и программное обеспечение [1]. Данный комплекс применяется при решении плановых задач управления или в случае возникновения кризисных ситуаций.  Содержательное аналитическое наполнение ситуационного центра составляет специальное программное обеспечение, позволяет провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, возможных вариантов развития событий и последствий принимаемых решений. Использование такой системы, помимо перечисленного, позволяет сформировать единое информационное пространство для различных субъектов управления. 

В ситуационном центре по ЖКХ консолидируется информация по всем управляющим компаниям, ТСЖ, а также обслуживаемым ими объектам. На основании этих данных возможно построение аналитических отчетов и просмотр состояния жилищного фонда как по региону в целом, так и по конкретным объектам. Также, существует возможность слежения за выполнением нормативов и эффективностью проводимых мероприятий. Кроме того, может быть реализована привязка к показателям и нормативам энергоэффективности. В этом случае при помощи программных средств можно оценить эффект от проводимых мероприятий с точки зрения снижения потребления энергии.  

В связи с наличием проблем в сфере капитального ремонта в Липецкой области, представляет актуальность создание системы для формирования плана по капитальному ремонту. С использованием средств такой системы возможным становится расчет нормативов отчислений в фонд капремонта, а также, исходя из показателей объективного состояния жилищного фонда, определение очередности проведения капитального ремонта зданий. Известно, что программа капитального ремонта формируется на основе полной информации о состоянии жилищного фонда, данных бюджетирования, сметного планирования. При помощи данной системы возможно централизованно вести реестр подрядчиков и контролировать исполнение мероприятий программы капитального ремонта.

Необходимо отметить, что наличие ситуационного центра в сфере ЖКХ призвано обеспечить прозрачность в данной деятельности органов власти, а также поставщиков коммунальных услуг и управляющих организаций для населения, поскольку вся информация по ним представляется на открытом информационном портале. Таким образом,  на основании поступающей в систему информации по объектам жилищного фонда и участникам рынка ЖКХ, в том числе по обращениям граждан, органы власти могут контролировать деятельность служб в данной сфере. Кроме того, с помощью такой системы возможно автоматически рассчитывать начисления за жилищно-коммунальные услуги на основе показаний приборов учета, действующих тарифов и стоимости услуг в сфере ЖКХ.

Вывод. Исходя из изложенного и соотнеся существующие проблемы в сфере ЖКХ в Липецкой области и возможности, которые предоставляет наличие ситуационного центра в данной сфере, можно сделать вывод о том, что решение данных проблем возможно посредством автоматизации задач в сфере ЖКХ, что как раз и предполагает ситуационный центр.

 

Список литературы:

1.                Ильин Н.И., Демидов Н.Н., Новикова Е.В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. – М.: МедиаПресс, 2011. – 336 с.

2.                Государственная жилищная инспекция Липецкой области. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ggilipetsk.ru. Дата обращения: 07.03.2018.

3.                Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gkhlipetsk.ru. Дата обращения: 09.03.2018.

 

Сведения об авторах:

Фурсов Максим ДмитриевичГосударственный инженер-инспектор инспекционного отдела Липецкой области, Государственная жилищная инспекция Липецкой области, e-mail: mdfursov@mail.ru.

Журавлева Ольга Викторовна   Доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента, канд. тех. наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал), e-mail: ol.gor@mail.ru.