Синергетический эффект креативной составляющей трудового процесса

 

Ендовицкая Е.В.

Заведующая кафедрой международной экономики и

внешнеэкономической деятельности, к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Россия, г. Воронеж

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности креативной составляющей трудового процесса в контексте реализации процессного подхода к кадровому контроллингу. Продуктивное сочетание кадрового капитала и бизнес-ресурсов создает суммарный положительный синергетический эффект как продуктов креативного труда. Особым свойством синергии является проявление внутреннего донорства и внешнего спонсорства креативной составляющей трудового процесса в организациях, что обеспечивает многовариантность организационного развития.

Ключевые слова: креативная составляющая, трудовой процесс, синергетический эффект, бизнес-процесс, организация, донор и спонсор, организационное развитие.

 

Процессный подход к кадровому контроллингу [1, 3, 4, 5] состоит в преобразованиях управленческих действий, суммарно улучшающих все его составляющие, что позволяет развивать бизнес-процессы организации и выводить их на новый уровень. Новый подход в управлении персоналом, в том числе его кадровой составляющей, должен рассматривать человека как спонтанно меняющуюся, условно управляемую субстанцию.

Однако креативная составляющая в трудовом процессе в своей первозданной сущности неуправляема. Поэтому мотивировать творческий подход к труду можно только в отношении работника, при этом учитывая новые факторы креативности деятельности в виде мотивационного договора. В нем необходимо активизировать факторы, развивающие креативность, связывающие внутреннюю заинтересованность в самом процессе труда с заинтересованностью в результате труда.

Мотивация персонала на результат оставляет в организации только тех, которые могут обеспечить положительный итог, то есть эффективных работников. При этом эффективность определяется не только определенным набором способностей работника, но и предоставлением условий в реализации способностей, мотивированием к реализации способностей и развитию креативности.

Главный этап в цикле бизнес-процесса состоит в совершенствовании менеджмента, суммарно улучшающего все его составляющие и развивающие бизнес-процессы организации, выводящие их на новый уровень.

Сочетание синергии [2, 6], дивергентности  и мотивации в процессах управления развитием персонала и его креативной составляющей дает новые инструменты воздействия на всех этапах и на разных уровнях управления, с новыми возможностями распределения бизнес-ресурсов и трудового капитала как движителя бизнес-процессов организации.

Чем выше сплоченность и ответственность субъектов бизнес-процессов, тем выше синергизм коллектива и эффективность его творческой деятельности в формировании, конструировании и реализации бизнес-процессов. Поскольку в таком коллективе есть понимание, что разнообразие индивидуальных идей, мнений, точек зрения в суммарном креативном итоге способно выявить ключевые способы воздействия на бизнес-процессы, дающие суммарный положительный синергетический эффект. При фактической нереализуемости каждой индивидуальной идеи роста и развития бизнеса всегда возможна такая комбинация идей, которая в итоге их исполнения дает  синергетический эффект и способна вывести организацию на новый уровень развития.

Когда коллектив разнообразен не только в области креативности идей, но сформирован не по административно-иерархическому, а по продуктовому принципу матричной организации, он сконцентрирован на решении общих задач системных инноваций. В этих условиях возможна и целесообразна схема партнерства в бизнес-процессах по предлагаемой схеме (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Партнерские отношения в бизнес-процессах

Кадровый трудовой капитал - это, прежде всего, интеллектуальный капитал, являющийся интеллектуальной собственностью организации. От того, как организация использует творческий потенциал человеческого актива, создающего интеллектуальный капитал, управляет им, зависит синергетический эффект, результирующий способности оценивать суммарный положительный эффект всех возможных и целесообразных инновационных нововведений. Инновационные нововведения в бизнес-процессах создаются как результат творческих форм соединения кадрового капитала с привлекаемыми бизнес-ресурсами для создания суммарного положительного синергетического эффекта. Он создаётся как продукт креативного подхода к изысканию возможностей снижения издержек в сфере производства продукции и обмена товарами на рынке сбыта продукции. Это в полной мере иллюстрируется приведенной выше схемой на рисунке 1.

Особое свойство синергии, которое остается на периферии внимания исследователей, формируется концепцией экономического развития, нами акцентированной и сформулированной следующим образом. Организация как сложная социально-экономическая система, имеющая эмерджентную природу связей, находится в особых и важных отношениях со своей внешней, сопряженной и внутренней средой. Главной особенностью этих отношений следует считать:

признание факта, что благополучие и развитие отдельных частей внутренней среды организации есть гарантия благополучия и развития всей организации;

отношения с внешней и сопряженной средой, по отношению к которой организация всей структурой своих бизнес-процессов является составной частью более глобальной системы, в качестве которых можно рассматривать регион, общество, государство и далее в зависимости от целей исследования природы синергизма, можно рассматривать по принципу «элемент в элементе», к которой применим принцип уровневого менеджмента с прямыми и обратными связями;

право на создание и использование доли общего социального и экономического продукта, в создании которого организация принимала участие, вследствие действия закона эмерджентности.

Таким образом, синергетический эффект это не только продуктивное сочетание бизнес-ресурсов, но благоприятные и перспективные связи и отношения между всеми субъектами и временными ресурсирующими, инициирующими, развивающими и систематизирующими элементами и характеристиками бизнес-процессов. Каждый элемент бизнес-процессов во внешнюю и сопряженную среду поставляет энергию, являясь для нее спонсором, а внутреннюю среду обеспечивает энергией, являясь для нее донором. Описываемое явление следует объяснить более детально следующим образом.

С одной стороны, поставляя энергию во внутреннюю среду организации, креативный элемент трудовой составляющей организации исполняет для нее функцию внутреннего донорства, вступая во взаимодействие с ресурсной базой бизнес-процессов. Энергетический аспект данного проявления синергии можно описать как донорско-акцептное проявление, где донор – креативный трудовой элемент соединяет свой энергетический потенциал с акцептором, которым является ресурсная база организации. Донорско-акцептные отношения по своей природе синергетичны, с принципов проявления положительной (или отрицательной) синергии. При этом реализуется социально-экономическая цель организации как способ образования комплексного продукта, поставляемого во внешнюю среду. С другой стороны, каждый креативный элемент трудовой составляющей организации во внешнюю среду поставляет дополнительную энергию, являясь для нее как бы спонсором в том смысле, что спонсор, выступая в данном случае первоначально в качестве физического лица, творческого индивидуума, носителя креативности, с последующим превращением в коллективного носителя креативности – творческого коллектива, в дальнейшем выступающего в качестве юридического лица, присутствуя трудовым креативным элементом, предоставляет средства (или обеспечивает их предоставление) для получения определенной выгоды или добавленной стоимости. В этом качестве спонсирование выступает важнейшим процессом менеджмента и является показателем престижа и деловой репутации.

Схема на рисунке 2 наглядно представляет, как распределяется синергетический эффект, способствующий развитию сложной многоуровневой социально-экономической системы, в которую встроена креативная трудовая составляющая – источник синергии.

Представляет интерес, из каких источников создается синергетический эффект. Мы полагаем, что в корне этого работает метод дивергентности, понимаемой как многообразие свойств системы, способов поведения и видения в каждом этапе складывающейся ситуации в бизнес-процессе постадийно складывающихся отклонений от первоначального проекта и расхождений вариантов. Причиной этого служит креативность трудового процесса в подходах к решению задач развития организации – способность нестандартно мыслить и решать задачи развития творческим способом, не линейно, а пространственно представляя процесс развития. Наглядно иллюстрирует сущность дивергенции следующая схема, где кружками показаны состояния в процессе развития организации.

 

Рисунок 2 – Распределение синергетического эффекта в аспекте спонсорства и донорства

Овал: 1

начальный этап развития – один вариант состояния организации

Овал:  4

четвертый этап развития – восемь возможных состояний организации

Если на каждом этапе развития организации вскрываются, как минимум, два варианта развития, то уже на четвертом этапе их может быть не менее восьми, каждый из которых характеризуется разным синергетическим эффектом. Для организаций это дает возможность использовать целый набор новых перспектив в новых социально-экономических нишах, а также вскрывать варианты изменений с отрицательной синергией, чтобы они не попали в проекты развития бизнес-процессов организации.

Список литературы:

1.                Евдокиенко В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность –http.www.iteam.ru/publications/strategy/section_ibarticie_1681.

2.                Ефимова С.А. Бизнес - синергия, или Как раскрыть скрытые возможности вашего бизнеса. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» Саратов: ООО «БизнесВолга». 2008. 240 с.

3.                Мальцев С. Процессный подход к управлению: теория и практика  применения. – https//iteam.ru/publications/processyi_podhod.

4.                Махметова А.Е. Проблемы процессного контроллинга в системе менеджмента // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №4 (53). С. 54-57.

5.                Павлов А.Ю. Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия // Инженерный вестник. 2012. №2. С 226-237.

6.                Татенко Г.И. Теоретические аспекты системного и синергетического подходов в менеджменте // Управленческий учет. 2013. №12. С 17-25.

 

SYNERGISTIC EFFECT CREATIVE PART OF THE WORKING PROCESS

E. V. Endovitskaya

Abstract: the article deals with the peculiarities of the creative component of the labor process in the context of the process approach to personnel management. A productive combination of human capital and business resources creates a total positive synergetic effect as products of creative work. A special feature of synergy is the manifestation of internal donation and external sponsorship of the creative component of the labor process in organizations, which ensures the multivariate organizational development.

Keywords: creative component, labor process, synergetic effect, business process, organization, donor and sponsor, organizational development.

List of references:

1. Evdokimenko V., Business processes, process management and efficiency http.www.iteam.ru/publications/strategy/section_ibarticie_1681.

2. Efimova S. A. business synergy, Or how to uncover hidden opportunities of your business. – M.: Publishing and trading Corporation "Dashkov and C°" Saratov: "Biznesowa". 2008. 240 p.

3. Maltsev S. Process approach to management: theory and practice. - http / / iteam.EN/publications / processy i_podhod.

4. Makhmetova A. E. Problems of process controlling in the management system // Bulletin of Saratov state socio-economic University. 2014. No. 4 (53). C. 54-57.

5. Pavlov A. Yu. Management of business processes at different stages of development of the modern enterprise / / Inzhenernyy Vestnik. 2012. No. 2. With 226-237.

6. Tatanka, G. I. Theoretical aspects of system and synergetic approaches to management // Management accounting. 2013. No. 12. From 17-25.