БАРОККО КАК АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ

Романов М.О.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Подлесная А.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Федорова Д.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

 

Аннотация. Статья рассматривает стиль барокко с точки зрения архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, барокко, дизайн.

 

Барокко – характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI-начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы (Рис. 1).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/4afe0149-04ca-4372-b0b9-57e2d622d0e5/s1200?webp=false

Рис. 1 – пример здания в стиле барокко.

 

Барокко, возможно, был первым по-настоящему международным архитектурным стилем (Рис. 1). Выйдя из Рима в первые годы семнадцатого века, прежде чем распространиться на Испанию, Францию, Германию, а затем и Англию, он дошел до Скандинавии, России (Рис. 2) и даже Латинской Америки. Хотя проявления барокко отличались в зависимости от местоположения и архитектора, иллюзия и драма традиционно считаются его основными характеристиками. Расширяя классические формы эпохи Возрождения барокко характеризовалось смелыми и мощными массивами, широкими кривыми, драматическими эффектами света и тени и роскошными, высоко украшенными интерьерами, которые размывали границы между архитектурой, живописью и скульптурой.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/163339/0df31c4e-1e90-48c3-a51b-ba051fd4092c/s1200?webp=false

Рис. 2 – пример русского барокко.

По одной из версий термин «барокко» происходит от португальского слова «barroco», которое означает - деформированная жемчужина. Для влиятельного историка культуры XIX века Якоба Буркхардта барокко отражало подрыв ценностей Ренессанса. Тем не менее, ученик Буркхардта, великий историк архитектуры Генрих Вёльфлин, впервые дал барокко серьезное научное внимание; его влиятельное сочинение «Ренессанс и барокко» (1888) исследовало архитектуру барокко в прямом отношении к эпохе Возрождения.

Контрреформация.

Хотя Вёльфлин был признанным формалистом, он признал, что невозможно отличить понимание барокко от его исторического контекста контрреформации. Прямой ответ на протестантскую реформацию начала XVI века, возглавляемую Мартином Лютером, контрреформация стремилась подтвердить верховенство Римско-католической веры путем консолидации и обновления ее основных принципов. Указ, выданный Советом Трента, который впервые был созван в 1545 году, наложил жесткие меры контроля иконографии и стиля религиозного искусства. Это возрождение Церкви пронизано архитектурой, а новая сила и доверие характеризовались многими церковными заказами семнадцатого века, в частности произведениями Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Борромини (1599-1667). Такие здания, как Сант-Андреа-аль-Квиринале (Рис. 3) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане, оба в Риме, обращаются непосредственно к эмоциям наблюдателя. Их масштабность и роскошная отделка, сочетающая архитектуру с живописью и скульптурой, были очень заметными напоминаниями о власти и престиже Римско-католической церкви.

http://www.leviedelgiubileo.it/wp-content/uploads/2015/11/santandrea-quirinale_2-952x1024.jpg

Рис. 3 - Сант-Андреа-аль-Квиринале.

Международное барокко.

Барокко распространилось по всей Европе и достигло протестантских районов, в частности северной Германии, центра религиозного восстания Мартина Лютера. Здесь, однако, это было менее драматично, резко контрастируя с роскошным богемским барокко Иоганна Бальтазара Неймана (1687-1753) и Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлача (1656-1723) на юге. Поскольку протестантская религия уделяла меньше внимания целенаправленным церквям, именно во дворцовой архитектуре барокко достигла своего зенита во многих частях Европы. В протестантской Англии, изолированной как географией, так и религией от континентальной Европы, барокко развивалось позднее в своеобразной и недолговечной форме. Великие дома замка Говард, Северный Йоркшир и дворец Бленхейм (Рис. 4), Оксфордшир, были спроектированный сэром Джоном Ванбру (1664-1726) в сотрудничестве с Николасом Хоксмуром (1661-1736), вдохновленным учеником сэра Кристофера Рена (1632-1723). В стиле, однако, они использовали менее представительные абсолютистские правила: виллы итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио в своих планах, а также древние средневековые и елизаветинские традиции в обращении с формой и массой. Апофеоз в стиле барокко в Англии был в шести лондонских церквях Хоксмура из белого камня [1].

 

https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/velikobritaniya/dvorec_blenheym_6.jpg

Рис. 4 – дворец Бленхейм

 

Список литературы:

 

1.     Schnittich C. Building Skins / C. Schnittich, R. Krippner, W. Lang. Birkhäuser, Basel, – 2006. – 135 p.

 

 

BAROQUE AS AN ARCHITECTURAL STYLE

Romanov M.O.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Podlesnaia A.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Fedorova D.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. The article considers the Baroque style in terms of architecture.

Keywords: architecture, baroque, design.

 

 References:

1. Schnittich C. Building Skins / C. Schnittich, R. Krippner, W. Lang. Birkhäuser, Basel, – 2006. – 135 p.