ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ

Подлесная А.В.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Романов М.О.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Федорова Д.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

 

         Аннотация. Статья раскрывает архитектурные особенности готического стиля.

         Ключевые слова: архитектура, готика, дизайн.

 

Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI-XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно охарактеризовать как «устрашающе величественный».

Рождение готики в Европе можно проследить на аббатстве Сен-Дени (1140 год), который располагается недалеко от Парижа, Франция (Рис. 1). Построенный под руководством почитаемого аббата Сугера и освященного в 1144 году, аббатство революционизировало архитектуру как минимум на ближайшие 300 лет. С возрождением готики в девятнадцатом веке влияние распространилось, косвенно, на века вперед.

http://static.esosedi.org/fiber/195470/fit/1400x1000/abbatstvo_sen_deni.png

Рис. 1 – аббатство Сен-Дени.

Функции, которые теперь считаются неотъемлемой частью готической архитектуры - остроконечная арка и реберный свод, фактически были использованы различными способами в предыдущем романском стиле. Одна теория даже считает, что происхождение остроконечной арки можно проследить еще до ранней исламской архитектуры. Однако новым в Сен-Дени, было то, как эти ключевые черты использовались вместе для создания целостного сооружения. Заостренная арка предложила структурные преимущества, позволяющие строить соборы выше, с продолговатыми травеями, которые были сильнее, чем квадратные своды одинакового размера, определяемые круглой аркой романского стиля. Своды были выполнены на ребрах: проецирующие полоски из кирпичной кладки, которые поддерживали неструктурное «полотно». Контрфорсы - полурамные конструкции, обеспечивающие боковую опору к стене, помогли нести свод нефа (Рис. 2). Вместе эти особенности дали готическим соборам драматическую вертикальность, отсутствующую в романском. Более того, стали использовать травеи, а не толстые стены, поскольку более эффективные несущие элементы позволяли открывать внутренние пространства, создавая всеохватывающее ощущение легкости и делая возможным другое великое нововведение готической архитектуры: витражи (Рис. 3).

https://i0.hippopx.com/photos/734/914/358/cathedral-buttresses-flying-buttresses-gothic-preview.jpg

Рис. 2 – контрфорсы.

 

http://top5-top10.ru/wp-content/uploads/2017/12/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%A8%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpg

Рис. 3 – витражи в готической архитектуре.

 

Схоластика.

Готическая архитектура отражала преобладающую традицию схоластической мысли, которая доминировала в средневековой теологии и философии. Схоластика, которая, возможно, достигла своего апогея в «Summa Theologica» Фомы Аквинского (1265-74), стремилась сочетать доктрины Церкви с древнегреческой и римской философией. Он утверждал, что истина не была чем-то, что могло быть обнаружено через разум или эксперимент, но уже существовало, предопределено Богом. Это придавало большой вес авторитету Церкви, которая стояла на пороге между совершенством Небес и несовершенной Землей, которая упала с Божьей благодати. Часто готические соборы располагали мощами святого или, возможно, даже фрагментом Святого Креста, собор предлагал ощутимую связь с божественным. Это отразилось на сложной геометрии его сводов и, конечно же, в ее явном масштабе. Часто роскошное витражное стекло и скульптура соборов имели двойную функцию связывания христианской истории с неграмотными мирянами, а также передавали ощущение божественной красоты Царства Небесного.

Международная готика.

Инновации Сен-Дени быстро распространились по Иль-де-Франс, с новыми соборами, начатыми в таких местах, как Нойон, Сенлис, Лаон и Шартр, и вскоре добрались до Англии. Масоны и ремесленники несли новый стиль через границы. Именно под руководством одного из таких мастеров Уильяма Сенса, в 1174 году в новом стиле был создан хор Кентерберийского собора (Рис. 4), Кент.

http://img5.arrivo.ru/a87f/89/40174/0/england-canterbury-canterbury-cathedral-flickr.com-stevecadman.jpg

Рис. 4 – Кентерберийский собор.

Начиная во Франции, а затем в Англии, готическая архитектура стала преобладать в Германии, Нидерландах, Испании, Португалии и даже Италии. Она развивалась в течение последующих столетий, будучи часто переделанной и адаптированной - ее использование также простиралось за пределы церковной архитектуры - до того, как эпоха Возрождения охватила всю Европу. Однако наследие готической архитектуры продолжалось через два направления [1]. Через соборы, которые заполняли ландшафты многих стран - столетиями позже все еще находились среди самых больших зданий - и через отпечаток, который готика оставила на национальной и религиозной идентичности, что было выдвинуто на первый план в девятнадцатом веке в неоготическом стиле.

 

Список литературы:

 

1.     K. Terzidis Algorithmic Architecture / Kostas Terzidis // Architectural Press/Elsevier, Oxford – 2006. – 176 p.

 

 

GOTHIC STYLE IN ARCHITECTURE

Romanov M.O.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Podlesnaia A.V.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Fedorova D.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. The article reveals the architectural features of the Gothic style.

Keywords: architecture, gothic, design.

 

 References:

1. K. Terzidis Algorithmic Architecture / Kostas Terzidis // Architectural Press/Elsevier, Oxford – 2006. – 176 p.