ЗАРУБЕЖНЫЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ

Ненашева Е.Д.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Маричева В.П.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Краснова П.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен архитектурный стиль называемый в зарубежном искусствоведении неоклассицизм.

Ключевые слова: архитектура, стиль, неоклассицизм.

 

В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода (Рис. 1). Путаница в терминах возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV. Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI - то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/83/Saint_Isaac%27s_Cathedral_in_SPB.jpeg/1920px-Saint_Isaac%27s_Cathedral_in_SPB.jpeg

Рис. 1 – Исаакиевский собор (неоклассицизм в зарубежном искусствоведении).

В 79 году н.э. под дождем пепла от огромного вулканического извержения Везувия, возвышающегося над Неаполитанским заливом в Италии, был погребен римский провинциальный город Помпеи. В 1738 году испанский инженер Роке Хоакин де Алькубьер начал первые согласованные раскопки там после того, как рабочие под его руководством обнаружили останки, копая фундаменты дворца для короля Неаполя. В 1748 году Алькубьер открыл Помпеи (Рис. 2). По мере того как два римских города постепенно раскрывались, многие посетители приезжали со всей Европы, чтобы увидеть необычайный ряд зданий, в которых сохранились фрески и мозаики, предметы быта и, самое главное, человеческие останки, все застывшие во времени [1].

Город Помпеи

Рис. 2 – город Помпеи.

Открытия поставили фундаментальные проблемы для получения мнения о древнеримской культуре. В раскопках была найдена небольшая скульптура, традиционно воспринимаемая как вершина римского художественного достижения. Многочисленные фрески отличались качеством, а их иногда откровенно сексуальное содержание было удивительным откровением для многих. Более того, методы раскопок Алькубьера, которые почти охватывали мародерство, получили резкую критику со стороны немецкого историка искусств Иоганна Иоахима Винкельмана. Тем не менее, открытие оказало определяющее влияние на неоклассицизм, который отражал дух исследования и вызов авторитету, создаваемому современной мыслью Просвещения.

«Примитивная хижина»

Опыт античности стал неотъемлемой частью образования богатых молодых европейских мужчин, внимание было также обращение к истокам древней архитектуры. Особенно влиятельна была работа Марка-Антуана Лаугье (1753), в которой иезуитский монах выдвинул «примитивную хижину» в качестве основы для всей «истинной» архитектуры. Во многом рекапитулируя витрувианскую заповедь о том, что архитектура была имитацией природы, Лаугье утверждал, что классическая архитектура эволюционировала из «примитивной хижины»: простая структура поперечных балок, поддерживаемых стволами деревьев. Поэтому столбцы для Лаугье были «естественным» деривацией стволов деревьев. Пилястры, с другой стороны, считались «иррациональными», признаком отхождения архитектуры от ее основных принципов. Хотя идеи Лаугье часто были причудливыми, и в основе их было мало оснований, они были важными в переходе к переосмыслению архитектуры. Этот концептуальный подход был ключевым новшеством неоклассицизма - резко контрастируя с античностью (Рис. 3).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Somerset_House.jpg

Рис. 3 – пример архитектуры неоклассицизма.

В девятнадцатом веке

Промышленная революция и появление новых строительных технологий и материалов в девятнадцатом веке оказали большое влияние на неоклассицизм, выдвигая форму и теорию в новых направлениях. Сосредоточив внимание на первых принципах, неоклассицизм мог, несколько противоречиво, обойти загадку того, как бороться с новыми современными типами зданий. Однако этот аргумент зависел от эффективности принципов, которые, как только проверили, были признаны менее универсальными. Немецкий архитектор и теоретик Готфрид Земпер во многом примирил неоклассические принципы с современной эпохой. Земпер утверждал, что архитектура была функцией повторяющихся элементов, которые были в сформированы процессами их создания: ткачество, литье, столярные работы, кладка и металлоконструкции. Он объяснил, как религиозные, государственные и общественные институты, а также промышленные, создали условия, посредством которых фундаментальные формы могли бы иметь соответствующее архитектурное выражение. Поэтому неоклассические принципы могут быть использованы для того, чтобы сделать архитектурный смысл быстрых технологических изменений путем создания упорядоченных и значимых форм (Рис. 4).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Vilnius_Cathedral_Facade.jpg/1280px-Vilnius_Cathedral_Facade.jpg

Рис. 4 – фасад кафедрального собора Святого Станислава.

 

 

Список литературы:

 

1.     Vitruvius The Ten Books on Architecture // Cambridge University.  – 2001. – 191 p.

 

 

 

NEOCLASSICISM

Maricheva V.P.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Nenasheva E.D.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Krasnova P.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. This article discusses the architectural style of neoclassicism.

Keywords: architecture, style, neoclassicism.

 

 References:

1. Vitruvius The Ten Books on Architecture // Cambridge University.  – 2001. – 191 p.