РЕНЕССАНС

Маричева В.П.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Ненашева Е.Д.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

Краснова П.И.

Студент

Тульский государственный университет, Россия, г.Тула

 

Аннотация. В статье рассматриваются архитектурные аспекты стиля ренессанс.

Ключевые слова: архитектура, ренессанс, стиль.

 

Поэт и классический ученый четырнадцатого века Петрарка первым описал период после падения Римской империи как «темные века», отмеченный упадком культуры и обучения. Вместо того, чтобы рассматривать классическую эпоху как языческое варварство, он видел большую ценность в ее культурных достижениях и приписывал большое значение изучению сохранившихся текстов. В то время как средневековое схоластическое мышление утверждало, что истина была предопределена Богом и способствовала стремлению к познанию, гуманистическая мысль, на которую Петрарка очень повлиял, ценила обучение ради него самого.

Возрождение

Возрождение, культурное проявление которого было возвращением к древним образцам искусства, архитектуры и литературы, неразрывно связано с появлением и развитием гуманизма (Рис. 1). Возрождение классического обучения, которое в своей основе утверждало первичность человека над верой, имело глубокие последствия не только в интеллектуальной сфере, но и в социальных отношениях. Разумеется, классические тексты не были забыты в средневековье. Однако изучение таких текстов было открыто только для образованной элиты. Гуманистическое обучение, охватывающее поэзию, философию и цицероновскую риторику, можно было бы рассматривать как важный признак социального различия. Центры гуманистического обучения развивались в нескольких итальянских городах-государствах, и поскольку искусство и архитектура считались «либеральными искусствами», художники и архитекторы часто сидели во внутренних кругах их покровителей.

http://stranymira.com/uploads/posts/2008-09/1221420402_petersdom_von_engelsburg_gesehen.jpg

Рис. 1 – архитектура возрождения.

Леон Баттиста Альберти

Ключевой фигурой раннего Возрождения в Италии был Леон Баттиста Альберти (Рис. 2). Его Della pittura («О живописи», 1436) и De re aedificatoria («Об искусстве строительства», 1454), вероятно, являются самыми значимыми трактатами Ренессанса по искусству и архитектуре соответственно. В первом, Альберти впервые сформулировал принципы линейной перспективы, которые затем были исследованы такими художниками, как Мазаччо и, чуть позже, Пьеро делла Франческа. Обычно приписывается архитектору и ювелиру Филиппо Брунеллески (1377-1446), открытие перспективы позволило художникам создать иллюзию глубины с помощью ортогональных линий и одной точки схода. Этот почти научный метод был жизненно важен для установления живописи как подлинного интеллектуального занятия; это также отражало широкий интерес к основным неоплатоническим формам, которые вышли на первый план в архитектурном трактате Альберти.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Leon_Battista_Alberti2.jpg

Рис. 2 – портрет Леона Баттиста Альберти.

Альберти сознательно сделал De re aedificatoria по образцу трактата об архитектуре римского архитектора Витрувия [1]. Выражение принципов Альберти сосредоточилось на их роли в общей пропорциональной системе, он утверждал, что архитектура, как и живопись, имела фундаментальную основу в геометрии. Идеальной формой Альберти был круг, который он считал происходящим от природы - идея, хорошо иллюстрированная в витрувианском человеке Леонардо да Винчи (Рис. 3). По мнению Альберти, геометрическая основа архитектуры проявилась в централизованном плане, который воплотил его идею красоты как «гармонию и согласие всех частей, достигнутых таким образом, что ничто не могло быть добавлено или отобрано».

Витрувианский человек.

Рис. 3 - витрувианский человек

Из построенных Альберти проектов ближе всего к реализации его идеалов была церковь Сан-Себастьяно в Мантуе, Италия (Рис. 4). Тем не менее, дизайн также отражает необходимость примирить идеализм эпохи Возрождения с церковными требованиями. Действительно, по мере развития эпохи Возрождения архитектурные принципы все более кодифицировались, и архитекторы вскоре начали манипулировать ими, тем самым объявляя то, что теперь известно, как маньеризм. Между тем, поскольку идеи Возрождения были рассредоточены, особенно в северной Европе, они были адаптированы к отражению местных контекстов и традиций.

Церковь Сан-Себастьяно в Мантуе еще более радикально, чем предыдущие творения Альберти, разрывает с традициями средневековой европейской архитектуры.
Рис. 4 - церковь Сан-Себастьяно в Мантуе.

 

Список литературы:

 

1.     Vitruvius The Ten Books on Architecture // Cambridge University.  – 2001. – 191 p.

 

 

RENAISSANCE

Maricheva V.P.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Nenasheva E.D.

Student

Tula State University, Russia, Tula

Krasnova P.I.

Student

Tula State University, Russia, Tula

 

Abstract. The article deals with architectural aspects of the Renaissance style.

Keywords: architecture, renaissance, style.

 

 References:

1.     Vitruvius The Ten Books on Architecture // Cambridge University.  – 2001. – 191 p.