Агафонова С.М.
студентка
Санкт-Петербургский
государственный
архитектурно-строительный
университет,
г.
Санкт-Петербург, РФ
Аннотация. В работе проанализированы предпосылки к развитию современной храмовой архитектуры, рассмотрена необходимость ее «обращения» к современному миру и предложен один из путей решения этой проблемы через Аскетический минимализм.
Ключевые слова: храмовая архитектура, церковная архитектура, минимализм, культовая архитектура.
В настоящее время проблема храмового зодчества становится все более актуальной, чему свидетельствует активное строительство церквей в России. Однако, преодолев практически вековой культурный разрыв, современная храмовая архитектура стала объектом споров.
Важно отметить, что архитектура является естественной эстетической коммуникацией церкви с человеком, и в этих условиях перед ней стоит задача самоопределения в современном мире. Не редко в современной православной культуре можно встретить попытки воссоздать образ «крестьянства», которые можно интерпретировать, как попытки укрыться в комфортном историческом православии. Например, обращаясь ко временам рождения церкви, можно заметить, что апостолы были призваны к миссионерству, предполагающему выход за пределы комфортного иудаизма, что привело к необходимости культурного диалога. Сказанное выше не отменяет наследие традиционного церковного искусства, однако стоит признать, что сегодня эти формы искусства не всегда справляются с задачей осуществления сакрального диалога, вознесения человека к вершинам духа, что невозможно без актуальной «эстетической грамматики». Перед храмовой архитектурой стоит задача избежать консервации духовной культуры, заменяющей «реальную христианскую жизнь ностальгией по Византии, Киевской Руси, старой Москве и Российской империи, и вместе с тем бережно сохранить сложившиеся образы церковных искусств», раскрывающих полноту богословского содержания.
Одним из путей развития храмовой архитектуры может стать аскетичный минимализм. Минимализм современной архитектуры близок духу христианства в его отказе от всего внешнего ради подлинной высоты души. Так Православная церковь известна аскетичными подвигами святых отцов, лишенным чувственности и эмоциональности, что близко современным архитектурным течениям. Тогда основным материалом может являться свет, который занимает особое место во всех видах традиционного церковного искусства, и в контексте минималистичной архитектуры может создать абсолютно новое переосмысленное пространство.
Не современность, а своевременность являются основным принципом диалога Церкви с миром, и он должен состояться здесь и сейчас, а не в вымышленном пространстве Древней Руси или Византии.
Список литературы:
1. Соловьев А. К., Соловьев К. А. Современная культовая архитектура и актуальные проблемы церковного искусства // AMIT. – 2017. №1 (38)
2. Дмитрий Зубов. Храмовая архитектура: вызовы времени // Капитель. – 2016. – С. 50
Сведения об авторе:
Агафонова Светлана Михайловна – студентка
5 курса Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного
университета, email: agafonovasm@gmail.com