АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

Павлов С.И., Полунин Ю.О., Колесниченко Д.А., Соловьев А.В.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

 Рязанский филиал

Россия, г. Рязань

 

Аннотация. В статье исследуются некоторые вопросы педагогической деятельности в учебных учреждениях МВД России, рассматриваются проблемные факторы воспитательного процесса, связанные с категорией обучающихся – курсанты.

Ключевые слова: авторитет, воспитательный процесс, курсанты, педагогическая деятельность, преподаватель.

 

В современном обществе процесс воспитания все чаще воспринимается как некое воздействие сильного, использующего вверенные ему полномочия и инструменты воздействия на слабого, оказавшегося в положении подчинения. Особенно этот аспект проявляется в военизированных образовательных учреждениях и ВУЗов системы МВД России. Однако давно уже признан тот факт, что человека воспитывает практически все, и люди, и явления. Воспитание курсанта непрерывно и продолжается с момента его зачисления в ВУЗ до его выпуска из образовательного учреждения. Вот только, чем старше курс, тем курсанты менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно квалифицированно подойти к воспитательному процессу, реализовывать принципы индивидуального подхода в обучении, уделять особое внимание оптимизации процесса адаптации к новым условиям жизни и деятельности, формированию личностных и морально-волевых, качеств курсантов на начальном этапе обучения, и в дальнейшем развивать и совершенствовать и сам процесс профессионального обучения, и профессионально важные качества личности [1, 2, 3, 4, 5]. Среди наиболее оптимальных направлений в решении проблемы индивидуализации в спорте следует считать: индивидуальный подход в процессе отбора и спортивной ориентации; индивидуализацию средств и методов тренировки; индивидуализацию тренировочной нагрузки. Это может быть достигнуто своевременным получением информации об индивидуальных формах ответной реакции организма, занимающегося на физическую нагрузку, об уровне развитости его физических качеств, степени технической подготовленности, состоянии адаптационного потенциала и напряженности адаптационных систем организма, разработкой индивидуальной модели тренировочной программы и программы соревновательной деятельности [6]. Задача каждого преподавателя вуза МВД России, в своей педагогической деятельности, не только донести до обучаемого информацию, научить ею пользоваться, но и воспитать курсанта, будущего офицера своей страны. И верный помощник ему в этом – его подлинный авторитет.

В процессе профессионального обучения курсантов адаптивная динамика системных механизмов предполагает не только повышение социально значимых результатов (более высокий уровень успеваемости, физического развития, сформированности компетенций т. д.), но и оптимизацию функционального состояния по критерию снижения физиологических затрат на адаптацию (оптимизация психологического статуса, уменьшение напряженности деятельности регуляторных систем организма и т. д.) [7]. Преподаватель и обучающийся – две основные фигуры в учебном процессе. Личности, чьи взаимоотношения, как во время образовательного процесса, так и вне занятия, непосредственно влияют на весь учебно-воспитательный процесс и во многом определяют его успех. Не случайно так важно создание в образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Как показывает опыт, успешная педагогическая деятельность зависит от личного примера и авторитета преподавателя. Преподаватель – хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь [8]. А если преподаватель к тому же имеет большой практический опыт, то данный фактор оказывает на курсантов огромное влияние. Богатый практический опыт преподавателя в вузах МВД России – это мегалит в фундаменте педагогического авторитета и инструмент воспитательного процесса. Подход преподавателя отражает систему его предположения и взглядов о сущности и задачах образования в целом, а это теоретическое основание определяет характер повседневной учебной практики. Ценности, убеждения и предпочтения преподавателя сообщаются курсантам с удивительной силой и могут повлиять не только на их дальнейшую службу в органах внутренних дел, но и на жизнь в целом. Таким образом, личный пример в преподавательской деятельности всегда служит в воспитательной цели. Что бы преподаватель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. Для того чтобы сблизиться с такой категорией обучаемых как курсанты, педагог должен породить такое необходимое для процесса воспитания чувство, как привязанность. В свою очередь курсанты, не всегда готовы идти на сближение в продуктивных целях, если не испытывают уважения к преподавателю, не воспринимают его авторитетность серьезно. И поэтому первостепенное влияние на становление личности курсанта играет авторитет преподавателя.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на обучаемого. Авторитетной личности как бы авансируется успех и приписывается компетентность в других областях знаний и умений, прямо не относящихся к непосредственному предмету изучения. Авторитет преподавателя – сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения обучающихся к авторитетному педагогу эмоционально окрашены и насыщены. Не секрет, что чем выше этот авторитет, тем важнее становится для обучаемых основы преподаваемой науки, тем справедливее кажутся требования и замечания преподавателя, тем весомее каждое его слово. «Для ребят идея неотделима от личности, – писала Н.К. Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем-то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [9]. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому курсанту. Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия, способность сотворить благо. Специфические функции и особенности педагогического авторитета обусловлены нравственным состоянием личности преподавателя. У настоящего педагога нет другого морального выбора, кроме как чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае преподаватель неизбежно утрачивает свое влияние на курсантов. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Подлинный авторитет нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.

В жизни курсанта много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к преподавателю, то это говорит, что курсант доверяет последнему, а значит преподаватель является для него авторитетом. Обязательным требованием к авторитетному преподавателю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения педагога и обучаемого. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если курсанты увлеченно работают на занятии, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу преподавателя, и напрочь отсутствуют нарушения дисциплины, то авторитет педагога, как правило, высок. Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью преподавательской деятельности в вузах МВД России является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения будущих офицеров, характер которых все-таки не сформировался до конца. Ее успех, успех, как и в других видах труда, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые предают определенную окраску, стиль действиям и поступкам преподавателя. Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т.п.) Внешность преподавателя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание им авторитета. Завоевать у курсантов авторитет может только правдивый, трудолюбивый, грамотный и преданный своему делу педагог. Педагогическая практика показывает, что обучаемые не безразлично относятся к жизни своего преподавателя. Если тот допускает в быту аморальные поступки, это становится известно обучаемым, и тогда, даже при наличии большинства положительных и сильных качеств, его авторитет как педагога рушится. Немаловажное значение имеет то, как преподаватель подает себя на занятии. Спокойствие, выдержка, тактичность и дисциплинированность преподавателя на занятии являются положительными качествами, открытыми сразу. Так же большое значение имеет обладание правильной и выразительной речью. Если учесть общеизвестный факт, что ученики подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагога над своей речью приобретает такое большое значение. Лучшие на занятии немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу, а слова «паразиты» и неуместный узкий лексикон ставят под сомнение компетентность преподавателя и пагубно сказываются на его авторитете. О значении выразительности речи в педагогической работе А.С. Макаренко сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками [10]. Недостаточность общего развития, низкая речевая культура подрывает авторитет и снижает качества учебно-воспитательной работы. Нельзя оставить без внимания такое качество хорошего преподавателя как педагогический оптимизм. Чуткое, отзывчивое отношение к курсантам у грамотного преподавателя сочетается с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а проводится в интересах самих обучаемых. За чуткое отношение, последние, платят такой же теплотой и привязанностью. Кроме того, стремление усвоить преподносимый материал у курсантов увеличивается в разы.

Таким образом, авторитет преподавателя – это важнейшее средство воспитательного воздействия в учебном процессе образовательного учреждения МВД России и такое отношение обучаемых к преподавателю, которое побуждает курсантов быть ему все время младшими товарищами. Обязательны оба вышеуказанных компонента педагогического авторитета. Но простого механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством. Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.

Список литературы:

1. Булатецкий, С.В. Некоторые аспекты оценки адаптационных возможностей курсантов / С.В. Булатецкий, Е.П. Глушкова // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 13. – С. 66-67.

2. Булатецкий, С.В. К вопросу о механизмах долговременной адаптации курсантов образовательного учреждения МВД России / С.В. Булатецкий, Е.П. Глушкова // Центральный научный вестник. –2017. – Т. 2. – № 9 (26). – С. 13-15.

3. Булатецкий, С.В. Роль физической подготовки в профессиональном становлении сотрудников правоохранительных органов / С.В. Булатецкий, С.В. Иванников, С.И. Павлов, Н.О. Барабанов, А.П. Вяткин, В.А. Трепалин // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – № 11 (28). – С. 7-9.

4. Булатецкий, С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. … докт. мед. наук. – Рязань, 20108. – 48 с.

5. Рабазанов, С.И. Некоторые аспекты влияния занятий спортом на развитие морально-волевых свойств личности / С.И. Рабазанов, А.В. Иванчиков, С.В. Булатецкий // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. № 3 (20). – С. 60-61.

6. Рабазанов, С.И. К вопросу о педагогических особенностях физического воспитания и индивидуализации физической нагрузки / С.И. Рабазанов, С.В. Булатецкий // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – № 7 (24). – С. 29-30.

7. Булатецкий, С.В. Психофизиологические механизмы системной организации биосоциальной адаптации курсантов образовательного учреждения МВД России к профессиональному обучению / С.В. Булатецкий // Российский научный журнал. – 2013. – № 1 (32). – С. 101-107.

8. Каратыгина, Е.В. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя / Е.В. Каратыгина // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.) – СПб: Свое издательство, 2016. – С. 113-115.

9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. / Н.К. Крупская. – М., 1959. – Т. 3.

10. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.

Сведения об авторах:

Павлов Сергей Игоревич преподаватель кафедры физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: sergiopavlov.co@gmail.com

Полунин Юрий Олегович – преподаватель кафедры физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: pirogohcek@mail.ru

Колесниченко Дмитрий Александрович – старший преподаватель кафедры физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: Tatus1985@mail.ru

Соловьев Алексей Валерьевич – преподаватель кафедры физической подготовки Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, e-mail: 25sav25@mail.ru

Раздел: педагогика