ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У УЧАЩИХСЯ  СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ГОРОДА

 

Фалалеева Анастасия Сергеевна

                                                                       Микрюкова Ольга Дмитриевна                                                          

студентки 4 курса, педиатрического факультета

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия"

                                                                    Сабитова Наиля Гасимовна

                                        К.пед.наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения              

                         ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»

                                                                              г.Ижевск, Российская Федерация

            Аннотация. В данной статье рассматриваются  вопросы влияния факторов окружающей среды на формирование нарушений осанки у учащихся  сельских и городских школ. Приводится сопоставление групп учащихся по качеству и образу жизни, их физической активности с целью выявления группы учащихся наименее подверженной нарушениям осанки.

            Ключевые слова: нарушения осанки, сельская местность, город, учащиеся, образ жизни.

          Актуальность проблемы. В современном мире большое значение имеет уровень образования и знаний, которыми обладает человек. Прогресс диктует  свои правила, по которым каждое новое поколение должно иметь все более качественные знания. Все это приводит к тому, что современные дети тратят огромное количество времени и сил на приобретение новых знаний, зачастую жертвуя собственным здоровьем. В первую очередь это касается осанки, так как все то время, которое ребенок проводит за уроками, он сидит и, конечно, не всегда правильно. Известно, что для хорошего физического развития и крепкого здоровья необходимо формирование правильной осанки. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она обеспечивает правильное положение внутренних органов и нормальную деятельность всего организма, особенно сердца и легких [1,2].

          Был проведен анализ анкетирования  учащихся 6- 8 классов Селтинской СОШ и учащихся школы №32 г. Ижевска Удмуртской Республики. В результате, были получены следующие данные, по имеющимся у школьников нарушениях в осанке (рис.1).

Рис.1 Показатели наличия нарушений осанки у учащихся (в%).

          По полученным данным было выяснено, что имеющиеся нарушения осанки выше у учащихся города-42,4%, что является достаточно высоким показателем, а у учащихся сельской местности-28,9%.

          Анализируя ответы учащихся на вопросы анкеты мы получили следующие данные. 43,4% учащихся Селтинской СОШ на вопрос «Сколько времени проводите у телевизора или компьютера ?» ответили- более 1 часа.  Такой же ответ дали 21,2% учащихся г. Ижевска. Поскольку просмотр телевизора занимает достаточное количество времени у учащихся, вопрос о том ,где обычно они сидят во время просмотра, является уместным. Лежа на диване- выбрали 52,6% учащихся Селтинской СОШ и 33,3% городских школьников (рис.2).

Рис.2. Показатели времени проводимого школьниками у телевизора или компьютера.

          Большая часть образовательного процесса обязывает учеников искать информацию в сети Интернет, поэтому наличие специального кресла для работы за компьютером -необходимость. Среди опрошенных, такое кресло есть у 27,6% учащихся с.Селты и 57,6% учащихся г.Ижевск (рис.3).

             Так же много времени отводится на сон, поэтому качество того же матраца является важным условием сохранения красивой осанки. Специальный матрац есть у 25,0% учащихся с.Селты и 45,5% учащихся г.Ижевск. Но, к сожалению, среди опрошенных, основная часть спят на мягкой постели спят-75,0% учащихся с.Селты и 60,6% учащихся г.Ижевск. Мягкая постель способствует искривлению позвоночного столба, а значит изменению осанки и возникновению сутулости.


 

 

Рис.3. Показатели наличия специального компьютерного кресла, матраца и мягкой постели у учащихся.

         Школьный ранец учащегося играет большую роль в формировании правильной осанки, поэтому медики рекомендуют использовать ранцы в начальных классах, рюкзаки в старших. На вопрос: «С какой сумкой Вы ходите в школу?» 78,9% учащихся с.Селты и 81,8% учащихся г.Ижевск ответили- с портфелем, с ранцем-9,2% учащиеся села и 6,1% учащихся г. Ижевск, с сумкой-6,0% учащихся села и 3,0%-учащихся города.

          Нахождение на свежем воздухе и занятие спортом составляют правильный режим дня и служат профилактикой нарушений осанки. Из числа опрошенных меньше 1 часа в день на улице бывают 17,7% учащихся с.Селты и 30,2% учащихся г.Ижевск, а  3-4ч проводят на улице-30,3% учащихся с.Селты и 15,2% учащихся г.Ижевск. Как видно, сельские ученике длительное время бывают на улице, тем самым укрепляют свое здоровье. Сюда же хотелось бы отнести для сравнения время, которое ученики проводят за уроками, от 2 до 4 часов тратят на проделывание домашней работы-42,1% учащихся с.Селты и 33,3% учащихся г.Ижевск, более 4 часов на подготовку тратят-31,6% учащихся с.Селты и 45,5% учащихся г.Ижевск (рис.4).

Рис.4. Показатели затрат времени на обучение и прогулки на свежем воздухе.

          Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект[3].Среди опрошенных нашлось достаточное число учеников занимающихся спортом, ученики с.Селты-68,4% , а ученики г.Ижевск-69,7%,но утреннюю гимнастику делают лишь немногие-26,3%-учащихся с.Селты и 24,0%-учащихся г.Ижевск (рис.5).

Рис.5. Показатели занятости учащихся в спорте .

          Крайне важным моментом является профилактика нарушений осанки, так как легче предупредить, чем лечить,47,4% учащихся с.Селты и лишь 18,2% учащихся г.Ижевск знают меры профилактики.

       Вывод. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что учащиеся города больше подвержены влиянию факторов, приводящих к нарушению осанки ,ключевыми являются: количество времени, которое дети проводят за уроками ,количество времени, которое они проводят на улице и  знание мер профилактики нарушений осанки. Несмотря на то, что ученики активно занимаются спортом, это не покрывает тот уровень физической активности, которая им необходима. Легко воспитывается и закрепляется у детей навык правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами (рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, питание и закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения.

 

Список литературы:

1. Голубева В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.-2006.-С.39.

2. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006. – С.104.

3. Котешева И.К. Оздоровительная методика при Сколиозе-С.23.

4. Попов А.В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья студентов медицинского вуза: Автореф. дис. … канд. мед. наук. // М., 2018. – С.24.

5. Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков ( на модели Удмуртской Республики) : Автореф. дис. … д-ра мед. наук. // М, 2006. – С.40.

 

 

 

 

Сведения об авторах:

Фалалеева Анастасия Сергеевна, Микрюкова Ольга Дмитриевна- студентки четвертого курса ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия».

Сабитова Наиля Гасимовнакандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения               ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия».

 

Influence of environmental factors on the formation of violations of posture in students in rural areas and the city

Falalaeva Anastasia Sergeevna

                             Mikryukova Olga Dmitrievna

4 th year student, pediatric faculty of the State Pedagogical University "Izhevsk State Medical Academy"

                                                                    Sabitova Nailya Gasimovna

                                        K.Ped.NAK, Senior Lecturer, Department of Public Health and Health

                         FGBOU VE "Izhevsk State Medical Academy"

                                                                                    Izhevsk, Russian Federation

Annotation. This article examines the impact of environmental factors on the formation of violations of posture in students in rural and urban schools. Comparison of groups of pupils on quality and a way of life, their physical activity with the purpose of revealing of group of pupils the least susceptible to disturbances of a posture is resulted.

Key words: disorders of posture, countryside, city, pupils, way of life.