НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

                                                                                         Микрюкова Ольга Дмитриевна

Фалалеева Анастасия Сергеевна

студентки 4 курса, педиатрического факультета

 ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»

Сабитова Наиля Гасимовна

к.пед.наук, старший преподаватель

кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»

г. Ижевск, Российская

Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты опроса в школе №32, студентов 1 курса вузов г. Ижевск. Получены данные о состоянии здоровья и осанки учащихся, выявлены негативные тенденции в образе их жизни, занятость детей в спортивных секциях, их отношение к собственному здоровью, даны необходимые рекомендации.

Ключевые слова: нарушение осанки, сколиоз, состояние здоровья.              

Актуальность проблемы. По данным статистики, у каждого 10-ого первоклассника и у каждого 4-ого выпускника школы выявляются нарушения осанки. Пренебрежительное отношение взрослых к осанке передается детям. Среди детских ортопедов даже есть такой термин «школьный сколиоз» [5].

Всем известно, что осанка влияет на общее физическое здоровье организма. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, в свою очередь, является предвестником других серьёзных заболеваний.

В структуре детской заболеваемости на первом месте стоят болезни костно-мышечной системы, то есть опорно - двигательного аппарата [3,4]. По итогам всероссийской диспансеризации детей (2016 г.) доля детей с болезнями костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата составила 15,6%, тогда как в 2015 г. этот показатель составлял 13,3%, а в 2014 г. – 13,1%. В последние годы в Удмуртской республике увеличилось число детей, относящихся к подготовительной и специальной     А-физкультурной группе на 1,4% с 2247 в 2014г. до 2379,1 в 2016г [1].

Цель работы: проанализировать состояние здоровья и нарушения осанки у школьников с 6 по 8 класс и студентов 1 курса вузов г. Ижевска.

Методы исследования: изучение научной литературы и ресурсов Интернета, анализ данных медицинских карт учащихся, разработка анкеты и проведение анкетирования среди школьников и студентов 1 курса.

Был проведен анализ анкетирования учащихся с 6 по 8 класс, студентов 1 курса, в котором приняли участие 76 школьников (44 девочки и 32 мальчика) и 75 студентов (41 девушка и 34 юношей).

По результатам исследований показатель нарушения осанки довольно высокий у девочек 6-8 классов и составляет 17,0%. У мальчиков этот показатель несколько ниже (11,9%). У студентов 1 курса наблюдается более высокий процент нарушения осанки: у девушек – 39,4%, у юношей – 27,3%. Можно проследить, что по мере взросления учащихся увеличивается показатель нарушения осанки как у мальчиков, так и у девочек (рис.1).

Рис.1 Динамика нарушения осанки у учащихся с 6 по 8 класс и студентов 1 курса.

Как считает большинство медиков, для формирования правильной осанки большое значение имеет физическая нагрузка адекватная возрасту, соблюдение режима дня, рациональное питание и ряд других факторов [2]. С целью определения выше названных показателей нами разработана анкета, содержащая 22 вопроса.

Анализ анкет показал, что среди мальчиков в 6-8 классах 31,0% ежедневно делает утреннюю зарядку, среди девочек этот показатель несколько ниже и составляет 27,0%  (рис.2). Занятия в спортивных секциях посещают 78,0% мальчиков, а у девочек этот показатель значительно ниже 51,0%.

Практически не имеют физической нагрузки 18,0% девочек, а именно она является основой для формирования мышечного корсета, что в свою очередь предотвращает развитие нарушения осанки.

Рис.2. Физическая нагрузка учащихся 6-8 классов.

Среди юношей студентов 1 курса всего 4,0% ежедневно делает утреннюю зарядку, среди девушек – около 1,0 % (рис.3). Спортом занимаются 42,0% юношей, а у девушек этот показатель в 2 раза меньше и составляет 21,0%.

Рис.3. Физическая нагрузка студентов 1 курса.

Школьный ранец учащегося играет большую роль в формировании правильной осанки, поэтому медики рекомендуют использовать ранцы в начальных классах, рюкзаки в старших. На вопрос: «С какой сумкой Вы ходите в школу?» 74,4% мальчиков ответили, что они используют рюкзак, что позволяет равномерно распределить нагрузку (рис.4). Около 21,6% мальчиков ходят в школу с сумкой через плечо. 45,2% девочек носят учебники в сумке, которую держат в основном в правой руке. 67,0% юношей 1 курса используют рюкзак, а почти 90,0% девушек ходят с сумкой.

Рис.4. Выбор школьной сумки мальчиками и девочками.

В течение дня мальчики находятся в положении «сидя» (делают уроки, читают) менее 2 часов – 44,2% , 2-4 часа – 46,5%, более 4 часов – 9,3%. Девочки выполняют уроки сидя менее 2 часов – 14,6%, 2-4 часа – 38,2%, более 4 часов – 47,2%. 

Среди студентов 1 курса юноши занимаются в положении «сидя»: менее 2 часов – 20,1% , 2-4 часа – 13,7%, более 4 часов – 66,2%; девушки: менее 2 часов – 15,3%, 2-4 часа – 21,1%, более 4 часов – 63,6% (рис.5).

Рис.5. Время в течение дня, проведенное школьниками и студентами в положении «сидя».

На данной диаграмме видно, что большинство студентов 1 курса проводят в положении «сидя» на занятиях более 4 часов. А контролируют свою осанку, по данным анкетирования, школьники – 42,0%, студенты – около 30,0%, что оказывает отрицательное влияние на формирование правильной осанки.

В формировании физиологических изгибов позвоночника немалую роль играет спальное место учащегося. Врачи-ортопеды и хирурги рекомендуют матрац средней жесткости, чтобы спина ребенка находилась в правильной позе во время сна.

19,3% мальчиков и 34,1% девочек спят на мягком матраце. У 55,3% мальчиков и 53,8% девочек есть полужесткий матрац. Намного ниже процентное соотношение учащихся, у которых есть жесткий матрац, 25,4% мальчиков и у 12,1% девочек (рис.6).

Совсем другая ситуация у студентов: на мягком матраце спят 7,8% юношей и 21,2% девушек; у 48,1% юношей и 52,4% девушек полужесткий матрац; а процентное соотношение студентов, у которых есть жесткий матрац, – 44,1% юношей и у 26,4% девушек (рис.7).

       Рис.6. Спальное место учащихся                    Рис.7. Спальное место

6-8  классов по жесткости.                 студентов 1 курса по жесткости.

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что показатели нарушения осанки у студентов гораздо выше, чем у школьников. Причин нарушения осанки существует много, но основными из них являются две – длительное пребывание в неправильном положении тела и недостаток двигательной активности. Длительно пребывают ученики в неправильном положении обычно во время уроков, при приготовлении домашних заданий и во время, проведённое за компьютером. Анкетирование показало, что большинство учащихся в школе в среднем на подготовку уроков уделяют 2-3 часа, далеко не всегда сохраняя правильную позу. Студенты больше проводят времени за подготовкой уроков, что увеличивает статическую нагрузку на позвоночник и способствует длительному пребыванию в неправильном положении тела. 

Профилактика развития нарушения осанки должна быть комплексной. На основе изученной литературы были сформулированы следующие рекомендации: сон на жесткой поверхности, правильная и точная коррекция обуви, компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость), организация и соблюдение правильного режима дня, постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия спортом, контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок.

 

Список литературы:

1.                Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Удмуртской республике в 2016 году, утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской республики 23 августа 2017 года N 1104-р. http://docs.cntd.ru/document/450341110

2.                Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста.: в сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - Новокузнецк, 1985. – С.208.

3.                Попов А.В. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья студентов медицинского ВУЗа: Автореф. дис. … канд. мед. наук. // М., 2018. – С.24.

4.                Попова Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмуртской республики): Автореф. дис. … д-ра мед. наук. // М, 2006. – С.40.

5.                Справочник практического врача: В 2-х томах. – М.: Медицина, 1990. – С. 432, с.336.

Сведения об авторах:

Фалалеева Анастасия Сергеевна, Микрюкова Ольга Дмитриевна- студентки четвертого курса ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия».

Сабитова Наиля Гасимовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия».

 

Violation of posture in schoolchildren and University students      

Mikruykova Olga Dmitrievna

Falaleeva Anastasia Sergeevna

4 th year student, pediatric faculty of the State Pedagogical University "Izhevsk State Medical Academy"

Sabitova Naila Gasimova

K.Ped.NAK, Senior Lecturer, Department of Public Health and Health

FGBOU VE "Izhevsk State Medical Academy"

Izhevsk, Russian Federation

Abstract: the article presents the results of a survey at school №32, 1st year students of Izhevsk. Data on the state of health and posture of students, identified negative trends in their way of life, employment of children in sports sections, their attitude to their own health, necessary recommendations are given.

Key words: posture disorder, scoliosis, state of health.